Департамент образования штата Нью-Йорк планирует отменить выпускные экзамены во всех школах штата к 2029/2030 учебному году. Документы об окончании школы к этому времени должны заменить так называемым портретом выпускника, представляющим собой перечень освоенных им за время учёбы конкретных компетенций и навыков. Об этом сообщает K12 Dive.
В последние годы разработка «портрета выпускника» стала обычной альтернативой стандартным оценкам в США или дополнением к ним. Согласно национальной некоммерческой организации Battelle for Kids, которая является одним из разработчиков метода, модель призвана «определить долгосрочные навыки и компетенции, необходимые ученикам для успеха в этом быстро меняющемся, сложном мире», и продемонстрировать, что учащиеся ими владеют.
Ранее стало известно, что в пяти штатах США проходит эксперимент по переходу от оценки знаний к оценке навыков. Подготовка к реформированию системы оценивания также проходит через публичные обсуждения и утверждение соответствующих положений штатами. На первом этапе штаты утвердили «портрет выпускника»: перечислили навыки и ценности, которые хотят развить у школьников. Среди приоритетных — коммуникация, сотрудничество, настойчивость, цифровая грамотность, а также критическое и творческое мышление. Создание новой системы оценивания соответствует тренду: работодатели при найме чаще оценивают конкретные навыки кандидатов.
В процесс проектирования «портрета выпускника» вовлекаются как образовательные организации, так и более широкое сообщество: преподаватели, студенты, выборные должностные лица и семьи школьников. При этом для самих школ переход на такую модель — довольно сложная задача. Так, в штате Нью-Йорк ожидают, что отказ от нынешних выпускных экзаменов потребует профессионального переобучения педагогов, изменения учебной программы и привлечения дополнительных ресурсов.
В настоящее время старшеклассники в США сдают как выпускные школьные (по каждому из предметов) экзамены, так и вступительные в вузы (SAT или ACT — единый тест). Каждый штат самостоятельно устанавливает перечень выпускных экзаменов, необходимых для окончания учебного заведения. Чтобы получить аттестат о среднем образовании в штате Нью-Йорк, школьники должны сдать так называемые Regents Exams по математике, науке, социальным исследованиям и английскому языку.
При этом, в отличие от России, даже стандартизированные тесты ACT и SAT (аналоги ЕГЭ) не являются обязательными при поступлении в вузы. Начиная с пандемии, многие университеты и колледжи стали отказываться от них, принимая абитуриентов по результатам школьных достижений (портфолио). Даже те вузы, в которых практика приёма по тестам ACT или SAT сохранилась, одновременно учитывают в конкурсе и школьные достижения. Среди них, например, средний балл в старших классах (high school GPA), изучение в школе сложных необязательных учебных курсов по выбору, участие в конкурсах и различных проектах вне класса. Таким образом, постепенно распространяется экспериментальная практика отказа от стандартных экзаменов как при выпуске из школ, так и при поступлении в вузы.
В России Рособрнадзор ещё в 2021 году высказывал идею о цифровом портфолио школьника. Предполагалось, что в нём, как в копилке, с четвёртого класса должны сохраняться данные о достижениях каждого ученика (успеваемости, волонтёрстве, результатах олимпиад и других видов внешкольной активности). Но такая практика рассматривалась не как замена ЕГЭ, а как дополнение к нему в перспективе 5–10 лет. Об этом сообщал глава ведомства Анзор Музаев. В 2024 году он снова напомнил про идею цифровых портфолио и на этот раз упомянул, что в перспективе экзамены, возможно, будут не нужны.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также:
- Стандартизированные школьные тесты: польза или вред? Что об этом думают в США
- Почему современные педагоги призывают отказаться от выставления оценок
- Хороший учитель — либо подпольщик, либо революционер. От чего страдает образование в США
- Лев Толстой — о бесполезности школьных и университетских экзаменов
- Какие бывают альтернативы привычным оценкам: американская практика