К такому выводу пришли учёные из США, которые провели большое исследование продолжительностью в 27 лет (с 1992-го по 2019-й). В рамках него специалисты сравнивали математические навыки и читательские умения 10-летних школьников из разных штатов. Результаты работы описаны в журнале Educational Review.
К какому выводу пришли учёные
Хотя выяснилось, что оценки по чтению не зависят от положения дел внутри штатов, оказалось, что там, где у разных слоёв населения наблюдается большой разрыв в социально-экономическом положении, дети демонстрируют худшие результаты по математике, чем школьники из тех частей страны, где доходы распределяются более равномерно. Кроме того, в штатах, где с течением времени наблюдалось увеличение этого разрыва, динамика улучшения результатов учащихся по математике была ниже.
При этом негативному влиянию этого феномена подвержены дети как из бедных, так и из богатых семей.
По словам учёных, эти выводы могут говорить о том, что дело не в самой школьной системе и необходимости её реформировать, — нужно бороться с неравенством в доходах населения.
«Прогрессивные налоговые ставки, налог на богатство, налог на наследство могут заметно уменьшить неравенство», — отметили авторы исследования.
Как связаны успеваемость и разрыв в доходах
Исследователи добавили, что при неравенстве доходов более бедные слои населения сталкиваются с целым рядом проблем, включая трудности с психическим здоровьем, сложности с возникновением доверия, более высокую предрасположенность к преступному поведению и низкую социальную мобильность. А все эти факторы могут косвенно влиять и на успеваемость школьников.
Например, среди бедных слоёв населения чаще можно наблюдать разводы, злоупотребление психоактивными веществами и жестокое обращение с детьми. Всё это повышает вероятность рождения детей, у которых по мере взросления возникают задержки в развитии.
Большая концентрация детей из неблагополучных семей, в свою очередь, затрудняет удовлетворение образовательных потребностей каждого отдельного ученика в классе, поскольку некоторым требуется гораздо больше внимания учителей.
Правда, все эти выводы пока касаются только США — исследователи ещё не проводили аналогичных исследований в других странах. Но даже эти данные весьма показательны и позволяют сделать хотя бы предварительные глобальные выводы о работе этого механизма во всём мире.
Ранее мы писали и о других факторах, которые негативно сказываются на успеваемости школьников, в их числе чрезмерный родительский контроль и даже загрязнение воздуха. Кстати, есть данные и о том, что влияет на успеваемость положительно. Это увеличение расходов на школьный интернет и занятия фитнесом.