Необычная практика: от ковида до «Оскара» — как новостную повестку используют в обучении
От неё никуда не спрятаться, да и не нужно этого делать, утверждают педагоги и учёные — наоборот, стоит почаще приносить новости в класс.
Катя Павловская для Skillbox Media
В среднем семь с половиной часов в день люди по всему миру тратят на потребление различного медийного контента. Количество новостей огромно. Так, европейское агентство Reuters выпускает чуть больше шести тысяч заметок в день, а российское агентство ТАСС ежедневно публикует около двух тысяч материалов. И это всего два издания из сотен тысяч.
Такой массив информации может буквально «задавить» пользователей. Но его можно использовать и во благо: как источник вдохновения для получения знаний, в качестве примеров для применения изучаемой теории и как инструмент для расширения кругозора. Разбираемся, где и как используют новости педагоги.
Как вирус из новостей попал в учебные планы
Уже год главная новостная тема во всём мире — COVID-19. СМИ приводят ежедневную статистику о заболевших, публикуют новую информацию о вакцинах и разработках учёных, рассказывают о работе врачей. Эта информационная повестка не просто звучит фоном, на её основе кое-где уже учат школьников и студентов.
Как ковид используют в обучении точным наукам
В американском штате Миссури десятиклассники на уроках биологии с помощью статистики изучают, как распространяется опасный вирус. Программа была разработана совместно с Университетом Миссури, рассказал изданию K-12 Dive координатор научных программ в государственных школах города Колумбия Майк Зидловски. «Уроки включают множество исследований и симуляций распространения пандемии, при этом учитывается большое количество статистических данных», — объяснил специалист.
В Оклахоме также решили использовать новости про вирус в качестве образовательного инструмента. На примере пандемии педагоги объясняют ученикам дифференциальные уравнения и экспоненту. Они показывают школьникам, как учёные анализируют и прогнозируют развитие болезни на основе математических моделей.
«Я планирую дать студентам возможность использовать математические модели и „поиграть“ с ними, с теми же инструментами, которые используют в своей работе настоящие эпидемиологи, чтобы ребята лучше понимали происходящее», — рассказал президент школы математики и наук Оклахомы Фрэнк Вэнг.
В пользе обучения уверены и учёные из Университета Западного Онтарио. По мнению специалистов, обучение на реальных примерах, таких как пандемия, мотивирует школьников думать над решением насущных проблем, использовать свои навыки для принятия обоснованных решений при будущих кризисах. А адаптированное математическое моделирование на примере распространения COVID-19, вполне возможно, позволит развить математические и вычислительные навыки у учеников начальной и средней школы.
Кто помогает педагогам разрабатывать программы
В США Национальная ассоциация преподавателей естественных наук разработала несколько тематических планов для педагогов. Суть в том, что на первом занятии ученики изучают, от чего зависит распространение болезни, как обезопасить их сообщества, семьи и саму школу, а на втором — как болезнь поражает разные слои населения, зависят ли показатели смертности от расы или социального статуса.
Большую подборку материалов для педагогов также подготовил Университет Северной Каролины, они затрагивают в том числе культурный и экономический аспекты пандемии. В свою очередь преподаватели Университета Нью-Йорка и Университета Коннектикута создали инструкцию для STEM-педагогов по использованию данных о пандемии на занятиях.
Одновременно Национальный центр научного образования сосредоточился на борьбе с дезинформацией и ложными представлениями о науке, в том числе и о пандемии. Ведомство публикует на своем сайте материалы о вакцинации и борьбе с вирусом, в том числе на основе журналистских материалов и последних новостей. Их тоже могут использовать в том числе учителя.
Как новости помогают поддержать интерес к учёбе
Пользу новостей в изучении естественных наук исследователи подтвердили ещё до пандемии. Так, исследователи из Турции и США в статье «Использование новостей и рекламы как фокус для преподавания и изучения науки» приводят следующие аргументы:
- Актуальные статьи о науке приводят к росту любопытства у обучающихся, появлению у них «правильных» с точки зрения обучения вопросов, а также к созданию уникальной образовательной среды.
- Изучение материалов из известных новостных источников помогает вовлечь учеников в процесс обучения, поскольку публикуемая информация часто непосредственно касается их жизни.
- Использование новостей и материалов СМИ может продемонстрировать, как знания и навыки, включённые в школьную программу, можно применять на практике. Параграф из учебника перестаёт быть чем-то абстрактным, вопросы вроде «Ну и зачем эта ваша математика?» снимаются сами собой.
- Новостные материалы позволяют педагогам и ученикам актуализировать информацию, данную в учебниках.
Почему новости важны для развития критического мышления
Знакомство с новостями и их обсуждение поможет ученикам критически относиться к новой информации, считают авторы упомянутого выше исследования. В мире, где среди огромного потока новостей встречается много фейковых, без этой способности не обойтись.
Так, в 2016 году исследователи из Стэнфорда были «шокированы» результатами своего эксперимента, когда решили выяснить, могут ли школьники отличить достоверную информацию от недостоверной в онлайн-пространстве. Ученикам старших классов американских школ демонстрировали, например, пост с фотографией, на которой были изображены цветы странной формы, якобы выросшие рядом с атомной станцией «Фукусима». В этом эксперименте приняли около 170 школьников. Об источнике изображения задумались только 20% из них.
«У фотографии не было источника. На самой фотографии не было ничего, что указывало бы на местность. Мы спросили учеников: „Доказывает ли фотография, что эти природные отклонения вызваны ядерной катастрофой?“ Мы обнаружили, что больше 80 процентов учащихся старших классов затруднились с верным ответом. Они не спросили, откуда эта фотография, не подтвердили источника. Они просто восприняли её как факт», — рассказал профессор Стэнфордского университета и автор исследования Сэм Вайнбург в интервью радио NPR.
Российские учёные и педагоги также задумываются о необходимости использования новостной повестки на уроках. В 2017 году на факультете журналистики МГУ им. Ломоносова решили с помощью родителей и педагогов оценить медиаграмотность школьников, а заодно узнать, нужно ли учить детей правильному использованию контента. Участие в исследовании приняли более ста респондентов. Специалисты в результате пришли к выводу, что, хотя и учителя, и родители признают силу влияния медиа на детей и серьёзную роль в формировании их личности, обучение грамотному обращению с потребляемым контентом происходит точечно.
«Между активностью в потреблении СМИ и успеваемостью, а также уровнем развития личностных качеств существует связь, утверждает большинство учителей. Однако связи между характером медиапотребления и личностью, как следует из ответов, сложны и неоднозначны. Не всегда они позитивны. Обилие информации, которой дети не могут воспользоваться, давит на них, дезориентирует. Необходимо формировать особые умения в поиске информации», — резюмируют исследователи.
Где ещё педагоги используют новостную повестку
Палитра новостных поводов многообразна, и учителя по всему миру адаптируют актуальные заметки к программам своих дисциплин.
Глобальная новостная повестка, тот же пример с COVID-19, вписывается в формат феномено-ориентированного обучения — концепции, которую активно используют в финских школах и уже начали применять по всему миру. Также подходит она и для проблемно-ориентированного обучения, считает Уильям Пенуэл, профессор Института когнитивных наук и Школы образования в Университете Колорадо. Школьники могут изучать распространение вируса и с точки зрения математики, и с точки зрения биологии, и с точки зрения социальных наук.
Адаптировать новостную повестку для уроков призывают учителя, работающие по концепции проектно-ориентированного обучения.
«Чтобы максимизировать обучающий потенциал, я предлагаю учителям использовать заголовки как вдохновение для углублённого подхода к проектно-ориентированному обучению. Такие проекты помогут студентам более глубоко изучить предмет и понять, как получаемые ими знания соотносятся с миром за пределом школьного класса. В процессе им, скорее всего, многое придется оценить критически — от надёжности и предвзятости новостных источников до отголосков истории в событиях, которые разворачиваются сегодня», — рассказала изданию EdWeek американский педагог и автор книг по проектно-ориентированному обучению Сьюзи Босс.
Истории о загрязнении окружающей среды, социальные и культурные проблемы, о которых рассказывают журналисты, вдохновляют педагогов и их учеников создавать собственные проекты, объясняет Босс. Она приводит несколько примеров:
- Загрязнение питьевой воды свинцом в американском городе Флинт в 2014–2016 годах. Бруклинский учитель химии Рэй Ахмед использовал новости о кризисе, который освещали многие американские СМИ, как повод для проведения учениками исследования. Ребята выясняли, как предотвратить такое загрязнение в будущем, ставили эксперименты и в результате должны были написать научную статью.
- Скандал с расовым и гендерным разнообразием на премии «Оскар». Благодаря этому новостному поводу педагог из Делавэра Дара Льюис Саваж решила организовать ежегодную школьную премию, которая бы чествовала знаменитых афроамериканцев. В этом ей помогли школьники: именно они формировали критерии для выбора лауреатов в разных категориях и убеждали соучеников высказать своё мнение и проголосовать за того или иного номинанта.
Для внедрения новостной повестки в процесс обучения не обязательно создавать большие проекты, иногда новостям достаточно уделить совсем немного времени занятия.
Американский учитель истории Сара Купер выделяет пять минут в начале каждого урока, чтобы поговорить об актуальных событиях — она самостоятельно подбирает их под тему занятия. Такие пятиминутки позволяют ученикам связать историю и современность, а заодно узнать о проблемах реального мира в комфортной среде.
Навстречу педагогам идут и сами медиа. Например, у знаменитого издания The New York Times есть бесплатный раздел The Learning Network, где публикуются полезные материалы для учителей на основе публикаций NYT на разные темы — от спорта и музыки до политики. Среди них — вопросы для обсуждения в классе, небольшие задания. Знакомство с важными новостными поводами, считают в редакции, расширяет кругозор школьников, формирует навыки критического мышления и развивает «новостную» грамотность.