Образование
#Мнения

«Нам нужно догнать и перегнать лидеров»

Сделать российское высшее образование лучше поможет сотрудничество с корпорациями. А от многих теоретических дисциплин пора отказаться.

Cottonbro/ Pexels/ Cookie_studio/ Rawpixel/ Waewkidja/ Freepic/ Freepic/ Whirl/ Cleanpng/ Зачетки/ Wikimedia/ Meery Mary для Skillbox Media

Евгений Коган

Финансист, инвестбанкир с 30-летним опытом работы на международных фондовых рынках. Профессор факультета экономических наук Высшей школы экономики. Автор Telegram-канала о деньгах и всём, что с ними связано.

Евгений писал в посте в Facebook* о том, как, по его мнению, следовало бы реформировать высшее образование. Он подразумевал финансовое образование, но в действительности некоторые его идеи универсальны для любых направлений. С разрешения Евгения публикуем его пост.

Будем откровенны, российское высшее образование пока не может стать лучшим в мире. Для того чтобы наши университеты конкурировали с Гарвардом или Йелем, Стэнфордом или Массачусетсом, нужно, чтобы у нас была лучшая экономика и высокие доходы населения.

Причина проста — исходя из нашей покупательской активности и, главное, возможности, мы не можем приглашать для чтения лекций лучшие мировые умы. Пока у нас их нагло переманивают вышеупомянутые институты. И не только они.

Тем не менее у России в сфере образования есть огромный потенциал, который может позволить нам совершить невероятное и, например, ворваться в пятёрку лучших.

Перечислю возможные меры.

Интегрироваться с корпорациями

Во-первых, нужно создать больше факультетов или кафедр при поддержке конкретных компаний. Подобные программы уже существуют. Например, немало совместных проектов со «Сбером». Но, на мой взгляд, это должно стать системой.

Во-вторых, обязательными должны стать ежегодные стажировки в компаниях. Сейчас в университетах к стажировкам серьёзно не относятся, а их пора бы сделать основной частью обучения в вузе.

В-третьих, важно изучение кейсов компаний, чтобы молодые люди уже в процессе обучения понимали, что от них будет требоваться в дальнейшем. Не теоретические, высосанные из пальца кейсы, а именно текущие ситуации и задачи реальных бизнесов.

Развивать онлайн-формат обучения

Вузы уже переходили на удалёнку, и комбинировать онлайн с офлайном оказалось возможно. Если перевести некоторые дисциплины в онлайн-формат на постоянной основе, это позволит чаще привлекать к преподаванию людей, работающих в бизнесе, которые не могут быть привязаны к одной локации постоянно.

Вообще, успешный человек из реального бизнеса — это человек, у которого график расписан на несколько недель вперёд. Как совместить преподавание и основную работу? А нам ведь нужно, чтобы студенты учились у тех, кто реально добился в жизни успеха.

Ответ — только онлайн.

Заменить часть теоретических дисциплин прикладными

Первые два-три года студент финансового вуза изучает историю экономической мысли, матанализ, линейную алгебру, микро- и макроэкономику, философию и так далее. Половину этих часов лучше заменить дисциплинами, где учат практическим навыкам для работы в корпоративном секторе. Изучают конкретные сделки, проблематику, истории успеха и главное — современные тренды.

Усилить обучение цифровым компетенциям

Например, для работодателей, которые ищут аналитиков, знание базового программирования — это уже не каприз, а часто обязательное условие для принятия на работу. Цифровые компетенции должны считаться одними из важнейших, как сейчас в экономических вузах считается матанализ.

Вести больше дисциплин на стыке наук

Наши лучшие вузы, к сожалению, дают узкие знания в конкретных областях. Шаг влево, шаг вправо, и студент уже ничего толком не знает. А в работе так не получится: надо и экономику знать, и, например, правовую базу. Экономику и последние достижения в области цифрового маркетинга. В области возможностей соцсетей и психологии масс.

Если увеличить число предметов, объединяющих несколько дисциплин, это научит студентов рассматривать проблемы в целом. Всё-таки нам нужны универсальные специалисты. И главное, специалисты, умеющие быстро перестраиваться.

Дать студентам больше свободы

Пора отказаться от негибких учебных планов, которые порой не меняются годами. Взамен увеличить количество курсов по выбору, чтобы молодые люди изучали то, что им интересно, и расширяли кругозор.

Поменять подход к оценке преподавателей

В качестве преподавателей необходимо привлекать людей с опытом работы в корпоративном секторе, понимающих потребности рынка. При оценке преподавателей акцент стоит делать не только на количестве научных работ и на педагогическом стаже, но и на том, где человек работал и, соответственно, каким практическим навыкам он может обучить.

С чего начать? С ректоров!

Нельзя сказать, что наши вузы не вводят перечисленные мною меры. Во многих университетах тестируется практика курсов по выбору, общефакультетских курсов. Создаются и совместные программы с крупными корпорациями. Но, к сожалению, этого пока недостаточно, чтобы наше высшее образование действительно начало опережать прогресс.

Как это поменять?

Теперь самое важное. Мир трансформируется на глазах. Современные выпускники должны быть не просто специалистами в своих областях, но всесторонне образованными людьми, с широким научным кругозором, умеющими быстро считывать и анализировать огромные потоки информации.

Конечно, правильное образование начинается с правильного руководителя. В последнее время в известных вузах начали меняться ректоры. Смена руководства может как оживить всю систему, так и спровоцировать ещё большую её деградацию.

Каким, на мой взгляд, должен быть ректор современного университета?

  • Ему недостаточно быть просто хорошим руководителем. Это должен быть визионер.
  • Ректор вуза должен иметь большой опыт в образовании. Он должен досконально понимать, как работает наша образовательная система, и, главное, видеть все её изъяны.
  • Крайне важно, чтобы современный ректор досконально понимал потребности бизнеса, а также имел представление, какими они будут через десять лет.
  • Правильный руководитель, конечно, должен хорошо ориентироваться в глобальных экономических трендах (как российских, так и мировых), знать, куда двигается наука.
  • Человек, который готовит молодых специалистов и хочет изменить образовательные тренды, должен иметь опыт работы с западными финансовыми институтами, банками, компаниями.

Сейчас перед нашей системой образования стоят крайне непривычные новые вызовы. А для новых вызовов нужны новые люди — опытные, современные, не боящиеся перемен и, главное, понимающие потребности экономики, науки.

Новые руководители должны хотеть и иметь силы сделать что-то невероятное, сделать огромный скачок. Без таких людей наше образование продолжит отставать. А нам нужно догнать и перегнать лидеров.

И последнее. Банк России открыто говорит о том, что в отрасли недостаточно квалифицированных кадров для развития финансового рынка. Поэтому вопрос подготовки таких кадров недостаточно решать на уровне конкретного вуза.

Наш регулятор мог бы и поактивнее участвовать в системе подготовки кадров. Ведь ему же потом в первую очередь и расхлёбывать последствия несовершенства этой системы.

Моё глубокое убеждение: озвученные выше вопросы так или иначе касаются всех. Они требуют самой широкой дискуссии и поддержки от самых разных структур и на всех этапах образования.

Или вы думаете, что у нас всё отлично и реформы не нужны?

* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook* и Instagram* на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».
Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована