Может ли чат-бот помочь студентам соблюдать дедлайны?
Преподаватель рассказал о результатах своего эксперимента.
Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media
Любой преподаватель знает: сколько времени ни дай студентам на сдачу проектов, эссе, курсовых, дипломов и прочих работ, большинство всё равно оставит всё на последний момент, а кто-то будет умолять о дополнительном времени. Как с этим бороться? Что, если обеспечить им систему регулярных напоминаний и контроля? Поможет ли это строить работу над задачей равномерно?
О своём эксперименте на XIII Международной российской конференции исследователей высшего образования, организованной НИУ ВШЭ, рассказал преподаватель НИУ ВШЭ Александр Варнавский.
В чём суть эксперимента
Участниками эксперимента стали студенты четвёртого курса, изучавшие дисциплину «Научно-исследовательский проект», — всего 120 человек. В течение пяти недель они готовили аналитические обзоры научной литературы по предложенной им теме. Чтобы напоминать учащимся о задании и заодно помогать с самопроверкой, преподаватель создал чат-бота в Telegram. Социальную сеть он выбрал по результатам опросов — оказалось, что в той или иной степени именно этой платформой пользуются все.
Александр Варнавский разделил студентов на группы в соответствии с рейтингом и GPA (Grade Point Average — средний балл в аттестате или дипломе) — все они при работе с разной периодичностью получали напоминание о задании через бот. Первая группа — одно напоминание в неделю, вторая — два, третья — три.
Дополнительно бот просил ребят ответить на несколько вопросов: например, сколько источников для своего проекта они успели посмотреть, сколько страниц текста написано, как они оценивают уже выполненный объём работы и так далее. Можно было ответить на вопросы сразу, отложить их на несколько часов или на следующий день.
Бот оценивал «коэффициент траектории успешности выполнения задания»: идёт ли студент по плану и насколько он в выполнении этого плана успешен. О своих позициях в общем рейтинге каждый мог узнать, ответив на вопросы.
По окончании эксперимента студенты заполняли анкету и оценивали эффективность чат-бота.
Помог ли бот соблюдать дедлайны?
По оценке Александра Варнавского, с помощью бота удалось мотивировать выполнять задания около 30% студентов.
При этом группе, которой напоминания приходили один раз, взаимодействовать с ботом понравилось больше, но процент уложившихся в дедлайн среди них получился ниже, чем в остальных группах. А вот группе, получавшей уведомления постоянно, бот не пришёлся по душе — зато там было рекордное количество участников, успевших сдать работу вовремя (то есть получилось назойливо, но эффективно).
Варнавский считает, что стоит попробовать более тонкие настройки, чтобы бот и не надоедал студентам, и достаточно часто напоминал им о задаче.
Важно отметить, что во время эксперимента не учитывались разные сторонние факторы — например, общая загруженность студентов, честность их ответов, на основе которых оценивалась эффективность бота, и так далее. Так что возможно, что при попытке повторить аналогичный эксперимент результаты могут оказаться иными.
К слову, это не первый эксперимент Александра Варнавского с Telegram. В 2019 году он создал бота, который помогал эффективнее применять методику «перевёрнутого класса»: напоминал студентам о грядущих семинарах, выдавал ссылки на материалы для изучения и тесты для закрепления материала. Преподаватель же получал статистику о том, как студенты подготовились к занятию и сдали тесты.
Как ещё используют чат-боты в обучении
В высшем образовании боты чаще применяются в качестве помощников по организационным вопросам: чтобы прислать студентам расписание, список литературы и другие подобные вещи. Некоторые вузы создают боты для абитуриентов, чтобы помогать сориентироваться в процессе поступления.
Куда более интересные задачи для ботов придумывают в корпоративном и дополнительном образовании. В формате чат-ботов организуют целые учебные курсы и даже системы обучения. Такие кейсы есть, например, в «Газпром нефти» и «М.Видео ― Эльдорадо». Мы также рассказывали про необычный образовательный проект «Поперёк и набок», где с помощью технологии чат-ботов создают курсы-спектакли.