Глава Минпросвещения Сергей Кравцов принял участие в дискуссии под названием «От продукто- до человекоцентричности в общем образовании», состоявшейся 14 января в рамках Гайдаровского форума — 2022.
Выступая на мероприятии, министр отметил, что, хотя ориентация на развитие талантов у школьников и важна, необходимо соблюдать определённый баланс.
Как в разных странах меняется уровень школьного образования
Кравцов сообщил, что в Минпросвещения проанализировали динамику качества школьного образования в других странах в период с 2016 по 2020 год. В результате ведомство пришло к выводу, что в некоторых развитых государствах оно падает. В пример он привёл как раз те регионы, на которые принято ориентироваться как на эталон эффективности школьного образования, — Финляндию и Гонконг.
«У нас есть такие показатели: международное исследование PISA — умение школьника использовать полученные знания в практике, международное исследование PIRLS — это качество начальной школы, и международное исследование TIMSS — качество естественно-научного образования, предметные знания. <…> Качество [образования в школе] меряется исходя из этих трёх исследований. <…> Вот, как ни странно, качество образования в Гонконге падает: в 2016-м году Гонконг по показателю занимал четвёртое место, а сейчас седьмое. Финны… Мы всегда говорили, что финская система является одной из лучших в мире, но сегодня Финляндия, [там] есть определённая трагедия образовательная — качество образования падает — они были на восьмом с половиной месте, сейчас — на десятом», — отметил глава Минпросвещения.
Зато в Польше и России качество школьного образования, по словам министра, растёт. За четыре года они поднялись на одну позицию: в 2016 году показатель «средневзвешенное место Польши» составлял 14, а сейчас он равен 13. Показатель России равнялся 14,5, а теперь это 13,5.
Почему так случилось
Сергей Кравцов сказал, что Минпросвещения проанализировало и причины изменения в качестве образования. Предполагается, что в случае Гонконга падение происходит из-за смещения фокуса с базы и предметных знаний школьников на развитие системы профессионального роста учителей и директоров образовательных организаций.
Говоря о Финляндии, министр отметил, что в стране снижается качество контроля за работой школ. Кроме того, там тоже стали делать меньший акцент на предметных знаниях, уделяя больше внимания функциональной грамотности.
А вот в Польше постоянно проверяют знания учеников и развивают методические службы. Помимо этого, в стране существует единое образовательное пространство, создать которое стремятся и в России. Кравцов уверен, что всё это и повышает уровень образования.
Что на самом деле происходит с качеством образования в России
Заметим, что Финляндия и Гонконг, несмотря на снижение показателя средневзвешенного места, всё равно пока заметно опережают РФ. А вот с российским ростом ситуация не очень понятная.
Перед российской системой образования стоит амбициозная цель — войти в топ-10 стран по уровню обучения в школе. В апреле прошлого года директор Федерального института оценки качества образования Сергей Станченко заявил, что страна достигла показателя 13,5. Он отметил, что это значение на 0,5 опережает плановое (по прогнозу надо было достичь 14), то есть рост случился даже чуть быстрее, чем ожидалось.
Этот показатель рассчитывается на основании итогов трёх международных исследований (PISA, PIRLS, TIMSS) и обозначается в официальных документах как «средневзвешенное место России».
Есть нюанс: в изначальной редакции паспорта нацпроекта «Образование», утверждённой в декабре 2018 года, было указано, что в 2020-м средневзвешенное место России должно было быть равно не 14, а как минимум 12.
Эти плановые показатели должны были пересмотреть после оглашения результатов исследования PISA за 2018-й (что произошло спустя год после проведения исследования). Судя по всему, пересмотр состоялся, так как российские результаты PISA 2018 года получились хуже предыдущих: в списке из 79 стран российские школьники оказались на 31-м месте по читательской грамотности, на 30-м — по математической грамотности и на 33-м — по естественнонаучной. Для сравнения: в исследовании PISA за 2015 год, в котором участвовали только 70 стран, Россия была на 26-м, 23-м и 32-м местах соответственно.
Более того, изначально предполагалось, что Россия войдёт в топ-10 стран по качеству образования до 2024 года. Однако теперь на сайте Минпросвещения указано, что к этому сроку средневзвешенное место должно быть не ниже 12,25.
Всё это говорит о том, что первоначальные планы оказались слишком оптимистичными.