Образование
#новости

Мини-эксперимент: ненадолго отвлекаться на смартфоны во время лекций, похоже, полезно!

Всё дело в том, как это организовать.

Минутные отвлечения на использование мобильного телефона во время лекций могут потенциально повышать концентрацию внимания и даже успеваемость студентов. О результатах такого эксперимента рассказали учёные Университета Южного Иллинойса в США в статье в журнале Frontiers in Education.

Небольшой эксперимент проводился в течение одного семестра в группе студентов-психологов на 22 занятиях. В среднем в каждом из них участвовал 21 учащийся, но в разные дни посещаемость колебалась от 17 до 27 человек. Исследовательская группа оценивала то, как скажутся перерывы во время занятий на частоте использования мобильных телефонов, а также на успеваемости студентов.

На разных лекциях делали перерывы — либо специально на использование смартфонов, либо на вопросы преподавателю (во втором случае студентам не рекомендовали пользоваться смартфонами во время перерывов). Продолжительность перерывов для любых из двух целей составляла одну, две или четыре минуты.

В результате эксперимента выяснилось, что студенты в целом реже использовали свои смартфоны во время занятий, на которых им давали специальные перерывы на это, чем во время занятий, где перерывы делались для вопросов преподавателю (то есть в первом случае они реже, чем во втором, отвлекались на смартфоны вне перерывов, непосредственно во время лекций). Интересно, что при минутных перерывах использование смартфонов во время лекций сокращалось сильнее, чем во всех других вариантах эксперимента. Кроме того, после лекций с «телефонными» перерывами продолжительностью в одну минуту студенты лучше сдавали тесты по теме занятия (правильно решённых тестов в этих случаях было более чем на 80% больше, чем после других вариантов эксперимента). Можно предположить, что в этом случае учащиеся лучше концентрировались на теме занятия.

Несмотря на полученные результаты, исследователи отмечают: чтобы убедительно доказать, что короткие перерывы на смартфоны полезны, требуются дополнительные исследования.

Возможно, позволяя студентам проверять свои телефоны время от времени, преподаватели избавляют их от тревожного ожидания новых уведомлений и сообщений. Более ранние исследования выявили, что даже сам факт наличия смартфона на столе (без его использования) может негативно влиять на учёбу.

Вопрос об ограничении использования смартфонов на занятиях в вузах время от времени обсуждается и в российском преподавательском сообществе, особенно после того как в российский закон об образовании в декабре 2023 года внесли поправку и запретили школьникам пользоваться смартфонами на уроках. Вузы могут устанавливать локальные нормативы на использование устройств — в том числе, например, во время экзаменов. Но централизованных решений для обычных занятий нет — и, как показывает новое исследование, возможно, вместо запретов стоит поэкспериментировать с организованными отвлечениями во время занятий.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована