Скидки до 60% и 3 курса в подарок 0 дней 00 :00 :00 Выбрать курс
Образование
#Руководства

Красные флаги при работе с заказчиками: что должно насторожить методиста-фрилансера

Каждый методист на фрилансе хотя бы раз сталкивался с недобросовестным заказчиком или рискованным заказом. Вот как их можно вычислить — и избежать.

Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media

Работа на фрилансе, кроме плюсов, имеет и свои риски. У разработчиков учебных программ профессиональная роль и так включает много разноплановых функций, а на фрилансе к ним добавляется ещё и то, что искать клиентов и договариваться с ними приходится самостоятельно, решая попутно организационные, бухгалтерские и юридические вопросы. Оценивать риски сотрудничества с каждым новым контрагентом тоже приходится без помощи профессионалов в этом деле. Поэтому начинающим методистам-фрилансерам стоит знать об основных рисках, чтобы не попасть в неприятную и затруднительную ситуацию.

В этой статье перечислю несколько типичных красных флагов — ситуаций, которые сразу должны насторожить при взаимодействии с заказчиком. А также разберу, чем они грозят и как подготовиться к возможным сложностям.

Сразу замечу, что полностью исключить любые рискованные ситуации вряд ли получится, и это нормально. Но с опытом методист-фрилансер начинает быстрее понимать, с кем и чем имеет дело и какие ситуации лично для него приемлемы, а какие — нет, где стоит рискнуть, а где — лучше не надо.

Ситуация 1


«Распишите нам подробный план программы, и мы решим, будем ли сотрудничать, обсудим условия»

Когда такое предложение поступает от крупного заказчика, которого хочется заполучить в постоянные клиенты, велик соблазн пойти навстречу, несмотря на то, что:

  • вам фактически предлагают проделать большую работу без гарантий, что она будет принята и оплачена;
  • вам предлагают сделать это в одиночку, без помощи предметного эксперта, из-за чего объём работы ещё и возрастает.

Разработка программы обучения, включающей тематический план модулей и последовательность уроков, описание форматов подачи информации и методов оценки, всех практических заданий, тестов и так далее — это трудоёмкая работа. Ситуация, когда вам предлагают выполнить эту работу без договора, чтобы просто оценить ваш уровень, может обернуться тем, что вы потратите немало времени, а результат просто не примут, и реального заказа не будет. В редких случаях может оказаться даже так, что потенциальный заказчик использует вашу разработку, но вам об этом не сообщит — и, конечно, не заплатит.

Кроме того, в составлении программы курса, как правило, участвует предметный эксперт — человек, чьи знания и опыт методист «перекладывает» в курс. В нормальной ситуации заказчик предоставляет предметного эксперта. А если вы соглашаетесь подробно расписать программу для потенциального заказчика без участия эксперта с его стороны, то вам придётся либо самостоятельно глубоко погрузиться в тему обучения (что, опять же, займёт много времени) и сделать по мере своих возможностей, либо привлечь эксперта своими силами и за свой счёт. Приведут ли такие временные и денежные затраты в итоге к получению желаемого заказа — неизвестно.

Фото: Yuri_Arcurs / iStock

Как минимизировать риски: стоит выяснить, почему потенциальный заказчик озвучил именно такой запрос, и если тот готов к диалогу, действовать по-другому. Ниже опишу несколько вариантов.

  • Предложить заказчику составить концепцию программы, а не детальный план.

Общей структуры с ключевыми смысловыми блоками вполне достаточно, чтобы продемонстрировать заказчику ваши навыки методиста. Как вариант, можно представить программу в виде карты пути студента (SJM). Самое важное, чтобы логика построения программы была понятной, концепция попадала в запросы целевой аудитории и соответствовала возможностям заказчика по её реализации.

  • Не отправлять все материалы заказчику, а презентовать план программы во время звонка.

От того, что ваши идеи и наработки потом используют, а вам не заплатят, это вряд ли защитит (звонок, в конце концов, можно записать), но позволит вам оценить, насколько заказчик адекватен в общении, какие у него ожидания насчёт работы методиста, как он даёт обратную связь. Это поможет взвешенно решить, готовы ли вы дальше сотрудничать с этим клиентом.

  • Просто поговорить с заказчиком.

Если заказчик озвучил запрос на детальный план программы перед тем, как заключить договор, стоит спросить, почему для него это важно. Возможно, заказчик просто раньше не работал с методистами и плохо представляет себе их задачи и зону ответственности. Может быть, заказчик хочет сэкономить и поручить методисту все задачи по разработке курса — от составления программы до написания текстов и вёрстки слайдов. А может, с помощью подобных «тестовых заданий» заказчик просто изучает рынок — обращается к разным методистам, чтобы сравнить их результаты и обсудить стоимость работы, а нанимать методиста прямо сейчас вообще не собирается. Всё это лучше выяснить до того, как вы начнёте разрабатывать программу.

Ситуация 2


«А давайте без договора? Деньги просто на карту кинем»

Составление договора с заказчиком — не самое увлекательное занятие, и иногда оно кажется необязательным. Многие начинающие методисты соглашаются работать без договора, опасаясь, что лишние хлопоты «спугнут» заказчика, или считают, что договор в принципе не нужен, если заказ поступает от знакомых.

Но важно понимать, что для методиста такая ситуация оказывается очень рискованной. Помимо того, что при устных договорённостях могут возникнуть проблемы с налоговой отчётностью, методист-фрилансер в этом случае абсолютно не защищён в правовом поле. Остаётся только надеяться на то, что заказчик добросовестно исполнит свои обязательства — и, к сожалению, эта надежда не всегда оправдывается.

Самая частая проблема — просрочка по платежам. Например, вы договариваетесь, что вам заплатят после завершения всех работ над проектом. Отдаёте заказчику результат работы, проходит неделя, месяц, но оплата так и не поступает. Такое случается даже в сотрудничестве с крупными компаниями — чаще всего в ситуациях, когда какое-нибудь подразделение заказывает образовательный продукт, а бюджет на его разработку согласовать не успевает. Согласование может длиться полгода и даже дольше. А у вас на руках при этом не будет договора с закреплёнными сроками оплаты и суммой неустойки в случае задержки, с которым в крайнем случае можно было бы взыскать оплату через суд.

Как минимизировать риски: лучше взять за правило не приступать к работе без письменных договорённостей.

  • Всегда составлять письменные соглашения — даже для небольших проектов и даже если заказ поступил от знакомых.

Если у заказчика нет шаблона договора (например, это эксперт, который создаёт свой первый авторский курс), то подготовьте его сами. В идеале, конечно, составить его с юристом, но если такой возможности нет, то типовой договор можно попросить у коллег или найти в сообществах методистов. Сейчас даже есть возможность сгенерировать договор с помощью нейросети, но его, конечно, нужно внимательно проверить, прежде чем использовать.

  • Если договор предложил заказчик, нужно с ним тщательно ознакомиться.

Если заказчик предложил свой шаблон договора, нужно обратить внимание на пункты, где указаны сроки работ, этапы оплаты и размер пени за просрочку, порядок приёмки работ с указанием количества итераций, чтобы заказчик не мог оставлять правки бесконечно.

Ситуация 3


«У нас сроки горят, давайте начнём работу, а договор позже подпишем»

От заказчиков часто приходится слышать такое предложение, в том числе от крупных компаний. Может показаться, что подписывать договор перед началом работы не так уж критично — ведь уже обсудили устно сам проект, сроки и оплату, осталась формальность, всего-то подписать бумаги. Но на практике это один из самых рискованных сценариев.

Самая большая опасность, как и в предыдущем случае, заключается в том, что заказчик может внезапно передумать в процессе работы и отказаться от заказа, когда вы уже проделали большую часть работы, или затянуть подписание договора, а после получения от вас результата вообще исчезнуть. Очень часто встречается и другой риск — так как условия не зафиксированы, заказчик может их поменять в одностороннем порядке в свою пользу и вынуждать вас принять такой вариант, потому что «наши юристы другие условия не согласуют» или «согласование других условий затянется ещё на месяц».

Как минимизировать риски: как и в предыдущей ситуации, нужно позаботиться о том, чтобы все соглашения были закреплены в письменном виде, а также обеспечить гарантии для себя.

  • Не начинать работу до подписания документов или хотя бы фиксировать договорённости в переписке.

Да, если чётко обозначить такие условия, а клиента они не устроят, то можно потерять заказ. С другой стороны, если пойти на уступки, то можно потратить уйму времени на правки, сделать больше того, о чём договаривались, и не получить за это пропорциональную плату.

В крайнем случае следует хотя бы заранее закрепить основные договорённости в переписке (например, в мессенджере или электронной почте), зафиксировав таким образом объём работ, сроки и порядок выплат. В случае если заказчик захочет потом изменить условия, у вас будут доказательства — «Мы так не договаривались». Да и если придётся обращаться в суд, есть шанс доказать наличие у вас договорных отношений на согласованных в переписке условиях (правда, это возможно лишь в том случае, когда можно достоверно установить принадлежность адресов отправки и получения сообщений сторонам договора).

  • Брать предоплату.

Крупные корпоративные клиенты в любом случае не смогут провести предоплату без заключённого договора, но вот для частных лиц это вполне реализуемо. Правда, замечу, что у частных заказчиков крайне редко существуют веские и не вызывающие подозрений причины откладывать оформление договора.

Но если работа действительно срочная, вам нужен этот заказ и вы уверены, что заказчик позже оформит договор, обсудите предоплату. Так заказчик покажет серьёзность своих намерений, а у вас появятся какие-то гарантии, что работа будет оплачена. Если же частный заказчик не только откладывает подписание договора, но и отказывается от предоплаты, это повод задуматься, планирует ли он в принципе платить методисту за работу.

Ситуация 4


«У нас есть эксперты, но, возможно, какие-то материалы вам нужно будет написать самостоятельно»

Если спектр задач методиста чётко не определён на старте, это тоже должно насторожить. Написание «каких-то» материалов может позже превратиться в подготовку всех лонгридов, заданий и сценариев видеолекций не вместе с экспертами, а вместо них. Потому что зачастую предметные эксперты очень заняты на основной работе, или внезапно отказываются от участия в подготовке курса, или они «звёзды», которым вообще не до этого.

В целом если вы сами на экспертном уровне разбираетесь в теме курса, то можно полностью взять подготовку контента на себя. Если же нет, то нужно понимать, что ни один методист, даже самый талантливый, въедливый и умный, не заменит эксперта с практическим опытом и фундаментальными знаниями по теме. В итоге учебный контент может оказаться недостаточно качественным, актуальным и проработанным, а виноватым в глазах заказчика станет методист, который эти материалы создавал.

Как минимизировать риски: важно договориться заранее об объёме материалов, которые вам нужно будет подготовить самостоятельно, и какие материалы вы должны сделать с предметным экспертом, которого предоставляет заказчик. И стоит предусмотреть в договоре различные сценарии.

  • Учесть возможные сложности при работе с экспертами.

Договариваясь об условиях и объёме работы, стоит уточнить у заказчика, кто будет писать текстовые материалы, если эксперты пропустят дедлайн, откажутся сотрудничать и так далее. Если заказчик не может ответить или говорит, что в таком случае материалы должны доработать вы, то очень важно донести до него аргументы о важности опыта и специализированных знаний эксперта для создания качественного курса. И убедить заказчика подобрать «запасных» экспертов, которые откликнутся при случае. В договоре стоит предусмотреть, что вы не несёте ответственности за просрочку сдачи проекта, если она возникла из-за того, что заказчик не предоставил эксперта или эксперт затянул выполнение своей части задач.

  • Не поддаваться манипуляциям.

Порой заказчик настаивает на том, что методист должен подготовить весь контент для курса, утверждая: «А с другим методистом мы именно так работали». Во-первых, это манипулятивная фраза, которая заставляет задуматься, насколько комфортно будет работать с таким заказчиком. Во-вторых, возникает вопрос, почему же сейчас заказчик не сотрудничает с этим методистом. Вполне возможно, такого методиста и не существовало, просто заказчик хочет поручить вам задачи сразу нескольких профессионалов: предметного эксперта, копирайтера, корректора и даже продюсера. По моему опыту, это самый энергозатратный и стрессовый вариант сотрудничества. Количество задач будет расти, а вы будете нести ответственность за любую ошибку или опечатку. Так что лучше трезво взвесить, готовы ли вы на такое согласиться.

Ситуация 5


«Мы вам оплату перечислим после того, как вы внесёте все правки в проект»

Бывает, на словах вы согласовали, что оплата состоится по факту сдачи проекта. А в договоре сказано, что заказчик обязан перечислить оплату только после того, как вы внесёте в разработанную учебную программу все его правки, и предельное число правок, которых он может потребовать, а также сроки, в течение которых он эти требования может предъявить, не ограничены. Так заказчик сможет долго тянуть с оплатой и бесконечно требовать от вас всё новых и новых правок по его вкусу.

Фото: shapecharge / iStock

Как минимизировать риски: в договоре с заказчиком чётко определить условия внесения правок.

  • Внимательно отнестись к формулировке условий об оплате и приёмке.

А именно — в какой срок заказчик обязан оплатить работу, как определён момент, с которого считается этот срок, а также когда и при каких условиях заказчик считается принявшим результат работы, как оформляется факт приёмки (это важно на случай судебного спора). Стоит установить предельный срок, в течение которого заказчик обязан проверить результат и предъявить вам замечания и требования об исправлении недостатков и доработках. И важно, чтобы результат считался принятым без возражений, если заказчик ничего вам не предъявит в течение этого срока. Тогда у заказчика меньше возможностей затянуть момент оплаты.

  • Ввести систему согласования правок с заказчиком.

Вообще, правки — это нормально. Но они, конечно, не должны превращаться в бесконечный поток и в десятки итераций. Поэтому необходимо обговорить с заказчиком и письменно зафиксировать количество итераций в процессе работы и после сдачи её результата.

Но важно разделять правки для исправления допущенных вами ошибок и правки, вызванные не ошибками, а просто пожеланием заказчика. Если есть ошибки, то это недостатки вашей работы, и по закону вы обязаны их исправить, сколько бы их ни было, либо заказчик вправе будет потребовать снижения цены или даже вообще отказаться от договора (то есть не платить за вашу работу или потребовать деньги назад, если уже заплатил).

Правки, которые вызваны не недостатками, а просто желанием заказчика что-то изменить в готовом продукте или довести его до идеала в своём представлении, вполне можно ограничить по количеству и по сроку, в течение которых заказчик может их требовать. Если лимит окажется превышен, можно предложить заказчику заключить допсоглашение с оплатой ваших доработок.



Курс

Профессия Методист с нуля до PRO

Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики и станете более востребованным специалистом.

Узнать о курсе →

Курс с трудоустройством: «Профессия Методист с нуля до PRO» Узнать о курсе
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована