Образование
#статьи

Кооперация государственных и частных образовательных проектов: к чему всё движется?

Школы, вузы, EdTech и родители часто говорят на разных языках. Как решить эту проблему — обсуждали эксперты на ПМЭФ.

На рынке образования продолжают появляться новые участники — стартапы, акселераторы и инкубаторы, учебные центры и другие. С одной стороны, эта тенденция создаёт новые экономические потоки, открывает новые ниши. С другой — крупные игроки отмечают, что без сотрудничества с государством частным образовательным компаниям невозможно выйти на высокий уровень.

Как будет развиваться ситуация? Будет ли новый образовательный рынок расти параллельно с формальной системой образования, или та интегрирует в себя частные инициативы? Смогут ли небольшие стартапы удержаться на плаву и какую стратегию им следует выбрать? Эти и другие вопросы обсудили эксперты на Петербургском международном экономическом форуме.

Между свободой инноваций и ФГОСами

Нурлан Киясов, основатель и программный директор конференции EdCrunch, отметил, что в последние два-три года модель образования значительно изменилась:

  • Технологии и цифровой контент во время всеобщего удалённого обучения стали играть очень большую роль.
  • Повысилось влияние семьи и репетиторов на обучение детей, количество школьников на семейном образовании быстро растёт.
  • Меняется подход к проектированию образовательного опыта, в его разработке применяются достижения нейронаук — знания о том, как человеческий мозг воспринимает и обрабатывает информацию.

Эксперт уверен, что современные школы и университеты не смогут справиться с этими вызовами без кооперации с ведущими образовательными онлайн-платформами. У них есть большой опыт в области маркетинга, привлечения и сопровождения студентов в цифровой среде — компетенции, которыми не обладают традиционные учебные заведения.

В качестве примера такого сотрудничества Киясов называет программы онлайн-бакалавриата и магистратуры, которые EdCrunch University, созданный на базе НИТУ «МИСиС», разрабатывает совместно с другими ведущими вузами и EdTech-компаниями.

Диана Королёва, директор международного Конкурса инноваций в образовании (КИвО), согласилась с Киясовым в том, что сотрудничество необходимо. По её словам, инноваторы — это довольно разобщённая группа, которой не хватает движущей силы. Создатели образовательных инициатив зачастую не видят ни союзников, ни конкурентов, а их самих не замечают государство и инвесторы. Поэтому, считает Королёва, рынок образования формируется очень медленно.

Другая сложность — в том, что школы и EdTech-компании говорят на разных языках, связь между ними тоже не налажена.

Решение спикер видит в разработке инструментов, которые помогут повысить видимость инноваций, — например, в создании маркетплейса образовательных продуктов. Королёва тоже подчёркивает значимость совместных проектов, созданных в симбиозе бизнеса и формальной системы образования.

Александр Ларьяновский, управляющий партнёр компании Skyeng, уверен, что такая интеграция просто неизбежна. И хотя существует сложность в том, что все игроки рынка находятся на разных стадиях развития, современные вызовы толкают их навстречу друг другу. Например, EdTech-компании движутся в сторону большей академичности, а традиционные учебные заведения проходят цифровизацию.

Основа для кооперации есть, её не надо создавать. Она будет только изменяться в соответствии с тем, как меняются игроки и их интересы.

Александр Ларьяновский,
управляющий партнёр компании Skyeng

Вице-президент по развитию группы компаний «Просвещение» Павел Зенькович считает, что ситуация несколько сложнее, поскольку на любую проблему в сфере, к примеру, школьного образования есть как минимум три разные точки зрения — государства, педагогов и родителей.

Родители заинтересованы в максимальном развитии детей, которое позволит тем добиться успеха в будущем. А задача государства — обеспечить всем детям от Калининграда до Владивостока равные возможности получить образование, что предполагает некие стандарты.

Если мы начнём устанавливать высокие стандарты из московских, петербургских школ в регионах, то огромное количество школ придётся просто закрыть, так как они не смогут им соответствовать.

Павел Зенькович,
вице-президент по развитию группы компаний «Просвещение»

По словам эксперта, в новых ФГОСах, которые сейчас находятся на утверждении, базовое содержание, обязательное для всех школьников, занимает примерно половину программы. Остальное отводится на усмотрение учителя и запросы родителей.

Эти новые стандарты, считает Зенькович, приведут к появлению многоуровневой структуры. В её основе будет лежать гарантированное государством образование, одинаковое для всех. А для получения глубоких знаний и развития талантов необходим конкурентный образовательный рынок, предлагающий инновационные подходы и продукты. Цифровые технологии, в свою очередь, помогут детям из разных регионов получить доступ к лучшим учебным материалам и онлайн-занятиям с самыми квалифицированными преподавателями.

Такая система, по мнению спикера, хороша ещё и тем, что стартапы могут свободно экспериментировать в тех областях, где это недоступно формальным образовательным институтам.

Можно исправить ошибки бакалавриата в магистратуре, но если что-то упустить на уровне 6–7 класса, это уже не восстановить. Поэтому важно, чтобы более мелкие игроки могли искать и пробовать новые решения. А в системе школьного образования нужно быть очень аккуратными с экспериментами.

Павел Зенькович,
вице-президент по развитию группы компаний «Просвещение»

Где правильные ниши?

Не все эксперты, принявшие участие в обсуждении, считают, что кооперация — необходимое и естественное решение в нынешних реалиях. Директор платформы для размещения онлайн-курсов и digital-издательства «Лекториум» Яков Сомов выбрал другой подход.

По его мнению, путь производителей, которые создают образовательные продукты и продают их заказчикам — например, корпорациям или вузам, — опасен и малоэффективен.

Человек покупает пакет, а не отдельные курсы. Я не верю в микрообучение, потому что победили онлайн-магистратуры.

Яков Сомов,
директор платформы для размещения онлайн-курсов и digital-издательства «Лекториум»

В качестве аналогии Сомов упоминает компании, которые создают сайты: сейчас это или единичный сложный заказ, или потоковая малоприбыльная работа для клиентов, которые не знают, что сайт можно собрать на бесплатном конструкторе. К тому же в нынешних условиях сайт менее важен, чем трафик, который компания сможет на него привлечь.

Как считает спикер, сегодня имеет смысл делать упор на две вещи: работу с авторами (то, что в издательствах называется работой литературного агента) и дистрибуцию контента.

Сомов отмечает, что если для себя взрослые покупают образовательные курсы, которые гарантируют результат (повышение по службе или получение новой профессии), то для детей, если речь идёт не о подготовке к ОГЭ или ЕГЭ, выбирают то, что ребёнка вдохновляет, развивает его мышление. Так «Лекториум» нашёл свою нишу: создание курсов для детей в области дополнительного образования и их самостоятельное продвижение. По словам спикера, таким образом компания конкурирует не со школами, а, скорее, с научно-популярной литературой.

В завершение Яков Сомов ещё раз подчёркивает, как важно для компании не стать «придатком, который производит контент для чужих бизнес-процессов».

Что показывает европейский опыт

О том, как с инновациями и кооперацией в образовании обстоят дела за рубежом, рассказала Анна Дементьева, программный директор акселератора xEdu. Она назвала три основные особенности рынка образования в Европе.

  • Европейский образовательный стартап, как правило, достигает относительно высоких бизнес-показателей только через 8–10 лет существования. И это, конечно, относится только к тем компаниям, которые доживают до этого срока.
  • Процессы продаж в государственном секторе довольно сложны для маленькой компании и занимают много времени. Крупные компании также редко заинтересованы в закупке продукта у стартапов.
  • Возможности масштабирования в Европе очень ограниченны. В сфере образования такого понятия, как европейский рынок, просто не существует. Неважно, кому вы продаёте — школам, частным потребителям или корпорациям, — между странами Европы есть существенные различия не только в языке, но и в системе образования, отношении педагогов и родителей к обучению и так далее. Зачастую нельзя даже говорить о рынке одной страны — настолько различные процессы закупки образовательных продуктов могут быть в разных регионах и городах.

Ситуация складывается так, что у образовательных стартапов и инноваторов нет иного выхода, кроме кооперации, — иначе они не смогут достичь высоких результатов или даже просто выжить. В связи с этим Дементьева называет два главных тренда в европейском образовании:

  • Coopetition — это слово сложилось из английских слов competition («конкуренция») и cooperation («сотрудничество») и обозначает ситуацию, когда конкурирующие компании объединяются для решения задач, с которыми не могут справиться поодиночке. На практике — это появление промышленных ассоциаций, например EdTech Finland, основанной два года назад образовательными стартапами для обмена опытом. Компании совместно создают и продают пакеты услуг, организуют профессиональные мероприятия и так далее.
  • Cocreation, или «сотворчество». Это создание образовательных инноваций стартапами совместно с учениками и учителями. Такая модель пять лет назад была одобрена в Финляндии на государственном уровне и уже используется в других странах, например в Швеции. Важно, что речь идёт не просто о тестировании новых продуктов, но об активном вовлечении школьников и учителей в процесс разработки. Выгоду получают все: ученики приобретают опыт проектной и предпринимательской деятельности, командной работы, а учителя знакомятся с инновациями и могут сделать их более удобными для применения на практике.

Что в итоге?

В выступлении Павла Зеньковича прозвучала мысль, что впервые за всю мировую историю приходится обсуждать развитие отрасли, совершенно не понимая, к какой жизни мы готовим нынешних первоклассников. Из этого последовал закономерный вывод, что нужно воспитывать людей, способных гибко мыслить и действовать в постоянно меняющемся мире. Формальная система образования, заточенная на соответствие стандартам, сама по себе вряд ли способна ответить на этот вызов. Без внедрения инноваций ей не обойтись.

Что касается частных образовательных инициатив, то некоторым игрокам на рынке наверняка удастся найти свою нишу и достичь успеха в одиночку. Но большинство экспертов сходятся во мнении, что сотрудничество необходимо. Причём на разных уровнях: кооперация EdTech-компаний между собой поможет успешно расти их бизнесу, а сотрудничество стартапов, государственных учреждений и семьи позволит развивать всю сферу образования. Более того, уже существуют проекты, показывающие, что это вполне достижимо.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована