Образование
#статьи

Почему конкурс — отличный инструмент для корпоративного обучения

Это нестандартный, но очень вовлекающий формат для развития сотрудников. Рассказываем, как он работает.

Какие конкурсы хорошо работают в обучении и развитии

В последние годы в корпоративном обучении заметен тренд на использование нестандартных, максимально вовлекающих форматов. Один из них — конкурс.

Корпоративные конкурсы можно разделить на три категории: профессиональные, командные и инновационные. Но не каждый из них может стать обучающим инструментом. Из перечисленных трёх видов конкурсов таким потенциалом обладают профессиональные и инновационные.

Профессиональные конкурсы выделяют лучших в своей сфере сотрудников. В таких конкурсах оценивают компетенции и результаты работы. Примеры — «Лучший маркетолог года», «Лучший сотрудник месяца», «Лидер продаж» и так далее.

Инновационные конкурсы проводятся, чтобы решить актуальную задачу, стоящую перед компанией. К этой категории можно отнести конкурс проектов, реализация которых может внести вклад в развитие компании.

Командные конкурсы направлены на развитие корпоративной культуры, сплочение коллектива и создание в компании приятной атмосферы. Например, конкурс детского рисунка ко Дню защиты детей или определение победителя в номинации «Сердце офиса». Это тоже важные для HR-функции мероприятия, но они не про обучение.

Чтобы конкурс стал действительно развивающим, важно:

  • чётко обозначить учебную цель и разрабатывать каждый этап конкурса в соответствии с этой целью;
  • выбрать от одной до трёх компетенций, которые предполагается развивать у участников за счёт конкурса. Больше трёх не стоит, иначе произойдёт распыление;
  • поддержать конкурс какими-то ещё сопутствующими учебными мероприятиями.


Тамара Бурлева

Методист спецпроектов Skillbox. 8 лет в корпоративном образовании в качестве бизнес-тренера и методиста. Одинаково любит обучать софт-скиллам и хард-скиллам. Верит в то, что образование помогает людям быстрее достигать своих целей.


Какие задачи корпоративного обучения может решить конкурс

Конкурсы хороши не только динамичным форматом, но и эффектом, который они производят.

Развитие различных компетенций

Конкурс можно применять для решения как точечных задач обучения, так и стратегических. С помощью этого формата можно развивать как профессионально-технические (hard skills), так и гибкие (soft skills) навыки сотрудников.

Пример решения точечной задачи

Отдел обучения Ильинской больницы в Москве организовал среди операторов колл-центра конкурс на самый быстрый поиск информации во внутренней базе данных. В течение 20 минут каждый участник конкурса искал ответы на ряд вопросов. Эти вопросы составили на основе реальных рабочих ситуаций. Благодаря этому мероприятию операторы, с одной стороны, в безопасной обстановке оттачивали навык поиска информации во внутренней базе данных, а с другой — узнавали или повторяли, как нужно действовать в ряде сложных рабочих ситуаций.


Пример решения стратегической задачи

В компании Miele внедряли модель пяти ключевых компетенций: ответственность, эффективность, командность, инициативность и клиентоориентированность. Проект реализовывали в масштабе подразделений компании, расположенных по всему миру, — среди порядка 20 тысяч человек.

В рамках этой большой задачи организовали конкурс Miele STARS 2020, который длился целый год. Отделу обучения удалось вовлечь в участие 80% сотрудников. Суть в том, что каждый работник, который проявил соответствующие пяти обозначенным компетенциям черты, получал за это от коллег баллы («звёзды»). В течение года баллы-звёзды накапливались, и в конце года определили восемь победителей. Подсчёт очков вели в специальном приложении в режиме реального времени. Часть заработанных звёзд можно было обменять на призы и подарки от компании. Отделу обучения удалось вовлечь 80% сотрудников компании из разных городов и стран в участие.

Приведённый выше кейс Ильинской больницы — пример работы с профессионально-техническими навыками, а конкурс Miele — с софт-скиллами.

Ещё одним примером развития профессионально-технических навыков может служить конкурс «Лучший в профессии», который проходил в Сбербанке в 2007 году. В соревновании приняли участие сотрудники 78 отделений банка. Одним из отборочных этапов конкурса было онлайн-тестирование, в котором проверяли профессиональные знания участников. Вопросы касались финансово-экономической терминологии, сферы кредитования, продуктов компании и её истории. Подготовка к конкурсу стимулировала сотрудников подтянуть свои знания в соответствующих сферах.

Кстати, конкурсы в формате представления проекта по развитию компании или решению конкретной рабочей задачи хороши тем, что способны развивать и hard skills, и soft skills. Потому что участие в такого рода конкурсах развивает навыки поиска информации, её систематизации, анализа и генерации решения задачи, а кроме того — навыков презентации и аргументации идеи.

Например, в компании «Металлоинвест» провели конкурс «Лучший руководитель», чтобы решить задачу по оптимизации схемы движения грузов. В конкурсе участвовали 240 управленцев среднего звена. Они получили определённую вводную информацию и на её основе работали в небольших командах над реальной бизнес-задачей. Затем команды презентовали свои решения жюри. Кроме качества самого решения, жюри оценивало, как были презентованы проекты.

Выявление лучших практик и «скрытых знаний»

Среди важнейших задач отдела обучения и развития — управление знаниями в компании. Одно из последних крупных американских исследований 2018 года Panopto Workplace Knowledge and Productivity Report (Отчёт о знаниях и производительности на рабочем месте Panopto) показало, что крупные компании США теряют порядка 47 млрд долларов из-за неэффективной системы обмена знаниями и опытом среди сотрудников. Распространение удалённого формата работы сделало эту проблему ещё актуальнее.

С помощью конкурса профессионального мастерства можно выявлять так называемые скрытые знания и организовать обмен лучшими практиками.

Пример

В методическом отделе Skillbox в 2021 году провели конкурс профессионального мастерства. Одной из основных целей соревнования было выявление лучших практик среди отдельных методических команд. Номинации конкурса разработали с учётом тем, которые вызывали максимальный интерес у методистов: «Лучший проект с нестандартной методологией», «Лучшая практика в курсе», «Лучший проект по улучшению качества курса».

В механику конкурса заложили презентацию проектов участников перед всей командой методистов, а в один из пунктов оценивания включили рекомендации, как масштабировать идеи на уровне компании (то есть каждый конкурсант должен был подумать об этом). Видеозаписи презентаций проектов разместили в базе данных, чтобы у сотрудников была возможность обратиться к ней в нужный момент. Конкурс помог обменяться опытом и лучшими практиками в команде.

Другой интересный проект реализации такой задачи — конкурс профессионального мастерства, который прошёл в 2020 году в компании «Пятёрочка». Он длился три месяца и проходил в четыре этапа, в нём приняли участие 200 тысяч человек.

Третий и четвёртый этапы конкурса были направлены в том числе на выявление лучших практик. Они представляли собой онлайн-игру — симуляцию работы магазина. Команды конкурсантов заказывали товары, управляли складом, нанимали сотрудников, справлялись с возникающими проблемами и решали в процессе прохождения игры бизнес-кейсы, а потом презентовали результаты своей работы.

Причём сначала участвовали команды из региональных подразделений компании, а на третьем этапе конкурса несколько таких команд объединили в одну — это тоже способствовало обмену идеями и наработками. Модераторы конкурса фиксировали лучшие находки, идеи и решения, а затем собрали их в рекомендации, которые теперь применяются во всей компании.

Формирование мотивации для обучения и развития

Одна из тенденций современного корпоративного обучения — уход от директивности и обязательности обучения, внедрение продуктового подхода в процесс. Это автоматически ставит перед отделами обучения и развития задачу вовлечь, мотивировать сотрудников, сформировать у них внутреннюю потребность на обучение.

Конкурс профессионального мастерства косвенно помогает в этой задаче. Как это работает, описано в таблице.

Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media

В качестве примера можно привести корпоративный турнир по переговорным навыкам, который провела (кстати, полностью в онлайн-формате) в 2020 году кондитерская фабрика «Победа». Этот конкурс сделали для всех сотрудников, чьи должностные обязанности предполагали владение переговорными навыками: директоров отделений, менеджеров по работе с ключевыми клиентами, юристов, менеджеров по снабжению и так далее.

Перед тем как запустить, собственно, сам турнир, провели обучающие вебинары с бизнес-тренерами. Конечно, эти вебинары можно было бы организовать и без турнира, но предстоящее участие в конкурсе подстегнуло у сотрудников интерес к обучению. К тому же сам турнир стал фактически продолжением обучения — он был тренировочной площадкой для отработки тех навыков, которым участников учили бизнес-тренеры. Мы рассказывали подробнее об этом кейсе в отдельной статье.

Если вы ещё ни разу не организовывали корпоративный конкурс, вот пошаговая инструкция.


обложка: Polina Vari для Skillbox Media

Курс

Профессия Методист с нуля до PRO

Вы научитесь разрабатывать учебные программы для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете востребованным специалистом.

Узнать про курс
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована