Образование
#статьи

Кого коснётся закон о просветительской деятельности, если его примут?

Мы разбирались с помощью юристов и поняли, что проще сказать, кого он не коснётся.

Законопроект о просветительской деятельности одобрен Советом Федерации, осталось подписать его президенту. Кому стоит волноваться, а кому — нет?

Кто помог нам разобраться:

Андрей Кузьмин, кандидат юридических наук, адвокат и старший партнёр адвокатского бюро «Титов, Кузьмин и партнёры».

Александра Шульц, адвокат.

Из-за чего весь сыр-бор? Ну, признают какую-то деятельность просветительской — и что с того?

В том-то и дело, что не вполне ясно, чего ждать. Цель законопроекта — исключить антироссийскую пропаганду, об этом написано в пояснительной записке. В законопроекте, в частности, запрещается использовать просветительскую деятельность для разжигания всякой розни (социальной, расовой, национальной, религиозной) и для побуждения к антиконституционным действиям. Правда, такой запрет и раньше следовал из других законов.

Но кроме того в законопроекте есть вот такая туманная фраза:

«Порядок, условия и формы ведения просветительской деятельности, а также контроля за ней устанавливаются Правительством РФ».

Что конкретно будет в этом порядке, пока неизвестно. Те, кто занимается просветительской деятельностью, переживают, как бы не стало больше проверок и других формальных сложностей в работе.

Что вообще такое просветительская деятельность с точки зрения этого законопроекта?

Законопроект содержит широкую и размытую формулировку. Из неё следует четыре ключевых признака:

1. Это деятельность, которая ведётся с определённой целью (имеет направленность).

2. Такой целью (направленностью) может быть распространение знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта и компетенции.

3. В свою очередь, всё, что перечислено в пункте 2, распространяется тоже не «просто так», а с конкретными целями. Вот они:

  • для развития человека (интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического, профессионального);
  • для удовлетворения образовательных потребностей и интересов человека.

4. Но при этом вся эта деятельность ведётся вне рамок образовательных программ.

Чтобы деятельность считалась просветительской, все четыре признака должны присутствовать одновременно.

Сложновато. Получается, всё, что делается в рамках образовательных программ, просветительством не считается. Но при этом одна из целей просветительства — удовлетворение образовательных потребностей человека. Как понимать это противоречие?

Дело в том, что человек может удовлетворять свои образовательные потребности разными способами: через получение образования или через самообразование.

В первом случае он учится в специальной образовательной организации по утверждённой программе. Образовательные программы — это признак образовательной деятельности.

А во втором случае человек самостоятельно, вне образовательных программ пользуется какими угодно источниками знаний — например, читает книги, слушает лекции и подкасты, смотрит вебинары, ходит на тренинги, мастер-классы и тематические конференции. Вот в этом случае получается, что он удовлетворяет свои образовательные потребности благодаря чьей-то просветительской деятельности.

Просветительство и образовательная деятельность очень похожи. Если закон примут с такой туманной формулировкой, то как отличить одно от другого?

По наличию образовательной программы. Это главный признак образовательной деятельности. Фактически получается, что и образование, и просветительство распространяют знания, умения, навыки, опыт и компетенции для удовлетворения образовательных потребностей и интересов человека. Но если всё это оформлено как образовательная программа, то деятельность считается образованием. А если программы нет, это с точки зрения законопроекта просветительство.

Окей, тогда что такое образовательная программа? Например, тематический план курса онлайн-лекций, вебинаров, мастер-классов и тому подобных мероприятий — это и есть образовательная программа?

Тематический план курса лекций сам по себе ещё не образовательная программа.

Образовательная программа — это содержание конкретного образования. Подробное определение можно прочитать в пункте 9 статьи 2 закона «Об образовании в РФ». А говоря простым языком, у образовательного курса обычно есть:

  • учебный план (описание вопросов для изучения);
  • результат в виде полученных знаний и навыков, которые этот курс развивает;
  • учебный график;
  • различные методички для преподавателей;
  • методы проверки и оценки знаний или навыков.

Всё вместе это и есть образовательная программа.

Образовательные программы бывают основными и дополнительными. И если в случае с основным образованием обычно не возникает вопросов, есть в конкретном случае образовательная программа или её нет (потому что там требования к программам очень формализованы), то с дополнительным образованием всё сложнее.

Не всегда можно уверенно сказать: вот этот курс лекций, этот вебинар, мастер-класс или тренинг точно считается программой дополнительного образования, а вот этот — точно нет. Эта грань всегда была нечёткой.

То есть не всегда можно уверенно отличить образовательную деятельность от чего-то похожего. Раньше это было важно, только чтобы разобраться, нужна ли образовательная лицензия. А в случае принятия законопроекта о просветительской деятельности добавится ещё и вопрос, распространяется ли на конкретную деятельность специальное регулирование, предусмотренное для просветительства.

Как всё запутанно! На что всё-таки можно ориентироваться, чтобы понять, есть в конкретном случае признаки образовательной деятельности (образовательной программы) или нет?

Говоря упрощённо, если образовательный процесс не спонтанный, а организованный, то программа есть.

На практике сложился подход, согласно которому образованием не считают мероприятия:

  1. У которых нет методического обеспечения, программы обучения с учебным планом, конкретными целями и результатом обучения, графиком занятий, проверкой домашних заданий и так далее;
  2. Не предусмотрена итоговая аттестация участников;
  3. Участникам не выдаются документы об образовании.

Например, результатом образовательной программы профессионального дополнительного образования должно стать получение определённой квалификации (ст. 12 закона «Об образовании в РФ»).

Давайте на простом примере: мастер-класс по приготовлению суши — это образовательная деятельность или просветительская?

Если по итогам мастер-классов по приготовлению суши слушатели сдают экзамен и получают диплом о присвоении квалификации «повар-сушист», то здесь, скорее всего, есть образовательная программа, и тогда это образовательная деятельность.

Если экзамен по итогам участия в подобном мастер-классе не предусмотрен и участникам выдаётся некий «сертификат», где лишь написано, что они участвовали в таком мероприятии, или ничего не выдаётся, то тут нет образовательной программы. Но такая деятельность может быть признана просветительской, потому что она распространяет знания, умения, опыт и компетенции для профессионального развития или для удовлетворения интересов человека.

Пока нельзя уверенно сказать, будет ли касаться регулирование тех случаев, когда просветительство не является главной целью деятельности, а идёт как бы в помощь к ней. Вот как в этом примере: основная цель организации мастер-классов — коммерческая, они могут быть вообще чисто развлекательными мероприятиями. Но поскольку на них распространяются знания, умения, опыт для удовлетворения интересов человека, есть формальный признак просветительства.

То же самое касается курсов копирайтинга, SMM, ораторского искусства, техники ведения переговоров, навыков владения Excel и так далее. Словом, любые мероприятия для развития и удовлетворения образовательных потребностей и интересов, если нет образовательной программы, могут быть признаны просветительством.

Кошмар. А может, так: если у организации или ИП есть лицензия на образовательную деятельность, значит, то, чем они занимаются, автоматически не считается просветительством?

Нет, всё не так просто. Организация, имеющая образовательную лицензию, вполне может одновременно заниматься ещё и просветительской деятельностью. Например, вуз помимо программ высшего профессионального образования может записывать тематические видеолекции для популяризации науки и выкладывать их на онлайн-платформе для просмотра всеми желающими. И это будет уже не образовательная, а просветительская деятельность вуза.

Так что нужно смотреть на содержание конкретной деятельности, на наличие образовательной программы у конкретного курса или мероприятия.

Допустим, на онлайн-платформе размещаются онлайн-уроки по школьным предметам. Темы уроков имеют отношение к основной школьной программе, но записывает и выкладывает их не школа, а коммерческая организация. Любой желающий может смотреть эти уроки, если хочет разобраться в теме. Это просветительская деятельность?

Да, это просветительская деятельность. Потому что она направлена на распространение знаний, умений, навыков для интеллектуального развития ребёнка, удовлетворения его образовательных потребностей. Когда у ребёнка возникает потребность в таких знаниях, он либо его родители обращаются к возможностям такой онлайн-платформы.

Это что же получается — в любом сомнительном случае, когда раньше можно было работать без образовательной лицензии, теперь либо получай лицензию и делай образовательную программу, либо попадаешь под регулирование просветительской деятельности?

Если будет принят закон о просветительской деятельности в том виде, в котором сейчас существует законопроект, то да, получается именно так.

Познавательные лекции по искусству или популяризации науки (очные либо онлайн), которые могут посетить и посмотреть любые желающие, — это просветительская деятельность?

Да, здесь нет никаких сомнений. Это распространение знаний для интеллектуального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов, то есть просветительская деятельность.

Вебинары, круглые столы и конференции, где профессионалы делятся опытом, практикой, рассказывают про тренды в своей профессии, подпадают под понятие просветительской деятельности?

Смотря какая цель у подобных мероприятий. Если цель в распространении знаний, умений, навыков, опыта и компетенций для профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов, то да — это просветительская деятельность.

Ого, получается, весь инфобизнес — начиная с бизнес-тренингов, если они не подпадают под понятие образовательной деятельности, и заканчивая вебинарами лайф-коучей — может считаться просветительской деятельностью?

Если эта деятельность соответствует четырём ключевым признакам, которые перечислены в ответе на второй вопрос, то да — она будет считаться просветительской.

Подождите, это что же: развлекательные мастер-классы, кулинарные и творческие, такие как «Рисуем картину за два часа», с точки зрения законопроекта — тоже просветительская деятельность?

Да, каким бы абсурдом это ни казалось с точки зрения здравого смысла, но такие мероприятия тоже подпадают под признаки просветительской деятельности из законопроекта. Потому что на таких мероприятиях распространяются знания, умения, навыки, опыт — для удовлетворения интересов человека. Это последствие слишком размытой формулировки.

А если кто-то проводит лекции, вебинары, мастер-классы в маркетинговых целях, это тоже просветительская деятельность? Например, фитнес-клуб выкладывает на YouTube видеоуроки с советами по тренировкам, чтобы получить новых клиентов.

Если цель мероприятия или размещения видеоуроков — маркетинг, реклама (продвижение товаров, работ, услуг), то просветительской деятельностью это считаться, по идее, не должно. Потому что знания, умения, навыки, опыт и компетенции в таком случае распространяются не для развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов, а в своих коммерческих целях. То есть удовлетворение образовательных потребностей и интересов людей выступает тут не целью, а инструментом для достижения другой цели.

Но будут ли контролирующие органы в случае принятия законопроекта придерживаться такой же точки зрения, пока неизвестно.

К тому же сложность в том, что доказывать цель деятельности в случае сомнений придётся тому, кто эту деятельность ведёт. Когда маркетинговые цели прописаны в документах об организации деятельности, сама деятельность сопровождается рекламой продвигаемых товаров, работ или услуг, всё понятно. В менее очевидных случаях могут быть сложности.

Компания организует тренинг для развития профессиональных навыков сотрудников, но без присвоения квалификации. Это может считаться просветительской деятельностью? Например, для менеджеров по продажам проводят тренинг по методам продаж.

Вот здесь тоже неоднозначно. В чём цель корпоративного обучения, которое организует работодатель? Профессиональное развитие сотрудников для удовлетворения их образовательных потребностей и интересов? Или профессиональное развитие сотрудников для удовлетворения потребностей самого работодателя? Видимо, смотря от кого исходит запрос на обучение.

Если запрос идёт от работодателя (он считает, что сотрудники недостаточно компетентны), то цель в том, чтобы наладить рабочие процессы. То есть работодатель удовлетворяет собственные утилитарные потребности и интересы, а не потребности и интересы сотрудников. Тогда это не просветительская деятельность.

Если же запрос исходит от сотрудников, то деятельность может быть признана просветительской.

Но всё, конечно, зависит от того, какие требования к просветительской деятельности разработает Правительство, если закон о просветительской деятельности будет принят, и как сложится практика применения закона.

А что там в этом законопроекте про приглашение иностранных лекторов и сотрудничество с иностранными организациями? Это станет сложнее?

А вот эта предлагаемая в законопроекте норма касается лишь тех, кто занимается именно образовательной деятельностью. То есть прежде всего школ, колледжей и вузов.

Если вкратце, то, согласно законопроекту, таким организациям для международного сотрудничества в сфере образования нужно будет получать специальное заключение от Минобрнауки или Минпросвещения. Сейчас такого требования нет.

Таким международным сотрудничеством в законопроекте считаются, в частности:

  1. совместные образовательные программы с международными или иностранными организациями (например, когда российский и иностранный университеты организуют совместно бакалавриат или магистратуру);
  2. обмен учащимися или преподавателями для учёбы, повышения квалификации или научной деятельности;
  3. участие в сетевой форме реализации образовательных программ (это когда для образовательной программы задействованы ресурсы сразу нескольких организаций, например, для стажировок студентов в иностранных компаниях);
  4. участие в деятельности международных организаций и проведении международных образовательных, научно-исследовательских и научно-технических проектов, конгрессов, симпозиумов, конференций, семинаров. Или самостоятельное проведение таких мероприятий. А также обмен учебно-научной литературой на двусторонней и многосторонней основе.

Это неполный перечень.

Если у вас нет статуса образовательной организации, вы по-прежнему свободно сможете пригласить иностранного специалиста провести, например, лекцию, вебинар или выступить на вашей профессиональной конференции.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована