Образование
#статьи

Книжная полка: «Красноярский образовательный феномен», Валерий Ефимов и другие

История инновационного проекта в высшем образовании, опередившего своё время.

Иллюстрация: Dana Moskvina / Skillbox Media

Полное название: «Красноярский образовательный феномен. Психолого-педагогический факультет КГУ: история, люди, смыслы».

Авторы: Валерий Ефимов, Алла Лаптева и Виталий Вязников.

Издательство: «МАКС Пресс».

Год выпуска: 2022.

На волне перестройки — масштабных политических, экономических и культурных трансформаций 1980-х годов — наша страна искала новые цели и ориентиры для развития. И конечно, образование этот процесс тоже затронул. Одним из уникальных новаторских проектов, рождённых в то время, стал Психолого-педагогический факультет (ППФ) Красноярского государственного университета.

Ректор КГУ Вениамин Соколов, назначенный на этот пост в 1975 году, вместе с инициативной группой преподавателей (среди них — Борис Хасан, Александр Аронов, Виктор Васильев, Виктор Болотов и другие) решили отказаться от традиционной модели «передачи знаний» и строить образование по-новому.

Главными ориентирами для проекта ППФ его основатели выбрали зарождавшуюся тогда модель «педагогики сотрудничества», концепцию развивающего обучения Эльконина — Давыдова, культурно-историческую психологию Выготского, а также системо-мыследеятельностную методологию Щедровицкого. Общим среди этих направлений было то, что все они рассматривали студента как человека, который постоянно развивается и преобразует окружающий мир.

«Культурно-историческая психология, развивающее обучение, системо-мыследеятельностная методология — это три области исследований и практик, восходящие к единому представлению о человеке как становящемся („на пересечении“ освоения культуры и культуротворчества); человеке как субъекте, который преобразует собственные образы и способы мысли, деятельности, жизни (преодолевает границы возможного); человеке общественном, способы мысли и действия которого суть способы обращения к другому, совместной мысли и действия».

«Красноярский образовательный феномен»,
Валерий Ефимов, Алла Лаптева и Виталий Вязников

В образовательной практике ППФ, открытого в 1987 году, также применялись подходы и методики, совершенно нетипичные для советских университетов. Среди них — тренинги и индивидуальное консультирование, организационно-деятельностные игры. Использовались и нестандартные формы преподавания — педагогические мастерские, в которых опытный педагог создаёт для своих студентов пространство для исследований, сотрудничества и совместного творчества.

Правда, ППФ относительно недолго оставался площадкой для свободной реализации передовых образовательных практик. Уже во второй половине 1990-х годов усиливающаяся стандартизация в высшем образовании начала вытеснять некоторые подходы, которые не вписывались в регламенты — среди них педагогические мастерские и организационно-деятельностные игры. А с наступлением нового века ППФ удалось сохранить вообще лишь отдельные фрагменты былой инновационности.

Считается, что история ППФ как уникального и легендарного проекта завершилась в 2006 году, когда Красноярский государственный университет вместе с другими вузами региона вошёл в состав Сибирского федерального университета. А сам ППФ стал фундаментом для нового Института педагогики, психологии и социологии.

В 2022 году вышла книга «Красноярский образовательный феномен» — об истории факультета и о людях, которые его создавали и на нём учились. Для её подготовки авторы Валерий Ефимов, Алла Лаптева и Виталий Вязников провели масштабную работу. Они реконструировали концепции, технологии и организационные формы, в которых действовал факультет, провели десятки интервью с экспертами, преподавателями и выпускниками. Особый интерес представляет последний раздел книги. В нём Ефимов, Лаптева и Вязников рассматривают ППФ как проект, опередивший своё время и способный стать прототипом для университета будущего.

Кому будет полезно: преподавателям, исследователям образования, руководителям в высшем образовании, а также всем, кто интересуется инновационными образовательными проектами.

Нейросети для работы и творчества!
Хотите разобраться, как их использовать? Смотрите конференцию: четыре топ-эксперта, кейсы и практика. Онлайн, бесплатно. Кликните для подробностей.
Смотреть программу
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована