Книжная полка: «Когнитивные приспособления», Сесилия Хейес
Рассказываем о книге, которая способна перевернуть наши представления о мышлении и роли обучения в развитии человечества.
tesla / youtube
Полное название: «Когнитивные приспособления: культурная эволюция мышления».
Оригинальное название: Cognitive Gadgets: The Cultural Evolution of Thinking.
Издательство: Belknap Press.
Год выпуска: 2018.
Как образовалась и развивалась человеческая психика — с сознанием и памятью, способностями к обучению, воображением и логикой? Современная наука склонна предполагать, что точно так же, как любая другая функция нашего организма, — путём эволюции. Хотя эволюционная психология до сих пор вызывает дискуссии в академических кругах, она стала доминирующей теорией в попытках объяснить человеческое мышление и поведение.
Этот подход предполагает, что наша психика несёт в себе генетически обусловленное наследие охотников и собирателей Каменного века. А механизмы, с помощью которых мы познаём новое, строим отношения с людьми и реагируем на опасность, сформировались сотни тысяч лет назад. По мнению сторонников эволюционной психологии, даже на такие сложные явления, как мораль и политические взгляды, влияет не только окружающая среда, но и генетические, врождённые факторы.
«Но что, если дела обстоят не совсем так?» — задумалась Сесилия Хейес, профессор психологии из Колледжа всех душ Оксфордского университета, которая посвятила свою научную деятельность изучению эволюции мышления.
Профессор согласна с тем, что наша психика содержит конкретные механизмы, позволяющие нам мыслить, учиться и общаться с другими людьми. Однако она предполагает, что эти механизмы появились в результате культурной эволюции, а вовсе не биологической. Свой подход Хейес назвала культурной эволюционной психологией, а также придумала термин «когнитивные приспособления», который обозначает мыслительные инструменты, передающиеся из поколения в поколение путём социального взаимодействия.
Когнитивными приспособлениями профессор называет, например, обучение, имитацию и «чтение мыслей» (способность делать выводы о психическом состоянии другого человека на основе его поведения) — то, что принято считать врождёнными способностями человека. Хейес же утверждает, что ребёнок приобретает их, находясь в социуме, — так же, как речь и умение читать.
Свою теорию, изложенную в книге «Когнитивные приспособления», профессор подкрепляет научными данными, однако справедливо отмечает, что требуются дальнейшие исследования. Но если концепция автора верна, то, во-первых, это будет означать, что наша психика не застряла в Каменном веке. Когнитивные приспособления, способные подстраиваться под окружающую среду, помогут нам адаптироваться к цифровой эпохе. А во-вторых, это может перевернуть наши представления о педагогике, так как в дихотомию «наследственность плюс воспитание» добавится ещё и культурное влияние.
К сожалению, книга Сесилии Хейес пока не переведена на русский язык. Однако для тех, кто владеет английским и интересуется когнитивными науками, это будет увлекательное и познавательное чтение.