Книжная полка: «Гибкое сознание», Кэрол Дуэк
О том, как «установка на рост» и «установка на данность» влияют на обучение, работу и даже отношения.
Иллюстрация: Dana Moskvina / Skillbox Media
Полное название: «Гибкое сознание. Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей».
Оригинальное название: Mindset: The New Psychology of Success.
Издательство: «МИФ».
Год выпуска: 2017.
Эта книгу, пожалуй, уже можно назвать классикой нон-фикшен по саморазвитию. Кэрол Дуэк ещё с 1970-х годов исследовала, как внутренние установки человека влияют на результаты обучения. Популярной её теория стала в 2006-м — после выхода книги «Гибкое сознание». Особенно заинтересовались книгой преподаватели: по некоторым оценкам, её прочитали миллионы учителей в США.
Суть популярной теории заключается в двух понятиях: «установка на рост» (англ. growth mindset, также встречается перевод «мышление роста») и «установка на данность» (англ. fixed mindset, или «фиксированное мышление»).
Человек с установкой на рост ту ситуацию, когда ему что-то трудно даётся, что-то не получается, воспринимает как стимул для стараний и новых попыток. Он уверен, что при должных усилиях может освоить новую область знаний, научиться новым навыкам. А у человека с установкой на данность в случае сложностей и неудач опускаются руки. Он считает, что его возможности предопределены врождёнными способностями, и если нет таланта, например, к иностранным языкам или математике, то сколько ни старайся, всё бесполезно.
Ещё одна «фишка»: люди с установкой на рост не боятся ошибаться, потому что воспринимают ошибки не как признак своей глупости и бездарности, а просто как попытку. Не получилось — сделай выводы, попробуй снова. По той же причине они легче относятся к конструктивной критике и вообще открыты разным новым идеям (как раз потому, что им не страшно пробовать и ошибаться). А люди с установкой на данность воспринимают ошибки и критику как унижение: не получилось — значит, глупый неудачник. Поэтому они предпочитают идти только проверенными путями и действовать по отработанному алгоритму (это безопасно).
Согласно теории Кэрол Дуэк, эти установки влияют на образовательные достижения. Например, в начале курса по химии студенты с установками на рост и на данность могут показать одинаково низкие результаты в контрольных работах. Но те, кто уверен, что научиться можно всему, вкладывают в учёбу больше усилий и в итоге выходят на неплохой уровень. А студенты с установкой на данность быстро перестают стараться, поэтому не продвигаются.
В книге Дуэк множество примеров исследований, которые она с коллегами проводила в школах и университетах. Но сферой образования применение её теории не ограничивается. Как считает Дуэк, лучшие тренеры, спортсмены, музыканты и руководители компаний обладают установкой на рост. Даже личные отношения лучше складываются у пар, которые не опускают руки при первых трудностях.
По мнению автора, установка на данность определяет нерациональное поведение людей в самых разных сферах:
«Установка на данность заставляет вас заботиться в первую очередь о том, как вас оценят; установка на рост — думать о самосовершенствовании».
Дуэк объясняет этой особенностью мышления даже школьный буллинг и живучесть гендерных стереотипов. Такой подход к теме может показаться однобоким — что, впрочем, свойственно многим книгам в жанре популярной психологии.
Зато в книге немало полезных рекомендаций для тех, кто учит других людей. Так, заключительная глава «Гибкого сознания» посвящена тому, как изменить свою установку или повлиять на установки своих учеников. Например, давая обратную связь, хвалить не способности или интеллект ученика, а подчёркивать то, что он приложил усилия, нашёл и применил работающие стратегии для решения задачи. Ещё Дуэк советует рассказывать учащимся о том, что мозг действительно меняется физически, когда человек учится. Эффективность таких действий подтверждается некоторыми исследованиями
Кому будет полезно: преподавателям и тренерам, учащимся, а также всем, кто ищет новые идеи для саморазвития.