Образование
#статьи

Книжная новинка: «Преподавание в кризисе», Вадим Радаев

Размышления преподавателя с многолетним опытом о том, как учить новые поколения студентов и почему это так сложно.

Иллюстрация: Dana Moskvina / Skillbox Media

Издательство: Издательский дом ВШЭ.

Год выпуска: 2022.

Социально-экономические и политические изменения, произошедшие в восьмидесятых-девяностых годах, радикально повлияли на все сферы жизни — в том числе и образование. А в нулевых повзрослели дети, рождённые в ту эпоху, — и принесли с собой новый виток перемен.

Социолог и экономист, первый проректор НИУ ВШЭ Вадим Радаев посвятил этому перелому, вызванному сменой поколений, книгу «Миллениалы. Как меняется российское общество». Автор рассмотрел отличительные черты миллениалов и рассказал о вызовах, которые возникают при обучении этого поколения.

Эта тема развивается и в новой книге Радаева — «Преподавание в кризисе». Как подсказывает название, здесь автор сфокусировался на ключевых проблемах преподавателей, обучающих молодых людей. Среди элементов нынешнего кризиса Радаев называет уменьшение ценности текстовой культуры, отказ от накопления культурного багажа, изменение требований к подаче материала, уменьшенный цикл внимания, размытую мотивацию и другие вызовы.

По словам автора, связанные с этим проблемы преподавания только усиливаются, ведь пока исследователи изучали поведение и мотивацию миллениалов, следующее поколение (зумеры) успело повзрослеть и тоже приступить к высшему образованию.

«Описываемый мною кризис лежит прежде всего не в плоскости отношений между преподавателями и администрацией университета, а в плоскости отношений между преподавателями и студентами, которые до сегодняшнего дня нечасто попадали в зону пристального рассмотрения, оставаясь в тени многочисленных структурных и институциональных реформ, которыми столь богата университетская жизнь в последние годы. Нет смысла спорить о том, что изменения среды — внутри и вне университета — оказывают важное влияние на всё происходящее и заслуживают отдельных обсуждений. Но именно отношения между преподавателями и студентами образуют основной предмет данной книги».

«Преподавание в кризисе»,
Вадим Радаев

Книга начинается с описания того самого социального перелома, подготовившего предпосылки нынешних перемен в образовании. Как отмечает автор, импульс к трансформациям в большей степени приходит со стороны студентов. Преподаватели же изменились не столь сильно, так как образование остаётся консервативной сферой, и, по словам Радаева, «сложившиеся преподавательские приёмы и привычки нередко воспроизводятся годами».

Затем автор переходит к характеристике кризиса, с которым столкнулись преподаватели — особенно в социальных и гуманитарных науках. Также Радаев рассматривает, как накопившиеся проблемы усугубились во время пандемии. А затем предлагает способы хотя бы отчасти справиться с кризисной ситуацией и рассказывает о своих попытках найти решения распространённых проблем. Завершается книга размышлениями автора о том, зачем вообще преподавать, если в этой деятельности столько трудностей.

Кому будет полезно: преподавателям и руководителям вузов, а также всем, кто интересуется социологическими исследованиями и теорией поколений.

Научитесь: Методист образовательных программ Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована