Книжная новинка: «Хочу учиться!», Таня Медведева
Книга-инструкция о том, как внедрить STEAM-подход в обучение школьников.
Иллюстрация: Dana Moskvina / Skillbox Media
Полное название: «Хочу учиться! Вызываем интерес к учёбе по методу STEAM».
Издательство: «Альпина.Дети».
Год выпуска: 2022.
Мы не успели привыкнуть к понятию STEM (наука, технологии, инжиниринг, математика), как появилось ещё более комплексное понятие STEAM — это модель образования, объединяющая в себе естественные и инженерные науки, а также гуманитарные. Словом, гармоничный комплекс знаний. Аббревиатура получилась из английских слов science, technology, engineering, arts, mathematics — наука, технологии, инженерия, искусство и гуманитарные науки, математика. Такому образованию свойственен междисциплинарный подход и прикладная направленность — ученики применяют знания и навыки из разных дисциплин, решая практические задачи и работая над проектами.
STEAM-компетенции очень востребованы у работодателей, особенно в высокотехнологичных индустриях, и некоторые технические университеты и онлайн-школы предлагают своим студентам соответствующие программы.
Таня Медведева, популяризатор науки для детей, считает, что модель STEAM можно применять, начиная с обучения самых маленьких, — и посвятила этому свою книгу «Хочу учиться!».
В начале автор описывает этот подход к образованию и раскрывает его актуальность. Правда, аргументируя эффективность обучения на практике, Медведева ссылается на пирамиду Дейла — а мы уже писали о том, почему с этой теорией всё не так однозначно. А затем автор переходит к самому интересному — практическим рекомендациям, методам и приёмам, которые помогут внедрить STEAM-подход в обучение школьников. Среди них — игры в Lego и составление интеллект-карт, наблюдение за явлениями природы, первые научные эксперименты и другие методы, способные сделать обучение вовлекающим и творческим, а также пробудить в ребёнке исследователя.
«STEAM‑образование не навязывает строгие учебные планы, а предлагает вести с ребёнком конструктивный диалог. Из целого ряда проектов группа учеников выбирает тот, который хотелось бы сделать именно сейчас, вдохновляясь личным опытом, актуальными событиями или хобби, казалось бы, очень далёкими от науки. Работая в команде, дети пробуют себя в разных ролях, примеряют на себя образы руководителя, исполнителя, медиатора. Учитель при этом организует среду и мягко направляет, однако только сами ученики принимают решения о том, каким станет тот или иной проект, какие эксперименты и исследования нужно провести, как можно оформить результаты и презентовать их».
«Хочу учиться!»,
Таня Медведева
Кому будет полезно: в первую очередь учителям младших классов, которые хотят разнообразить процесс обучения.