Как создать свой курс с нуля
От идеи до готового образовательного продукта — гид по разработке собственного онлайн-курса для тех, кто никогда раньше этого не делал.
Иллюстрация: Billion Photos / Shutterstock / Annie для Skillbox Media
У опытного эксперта в какой-либо области нередко появляется желание делиться своими знаниями и опытом, появляется вопрос: почему бы не создать свой онлайн-курс? С одной стороны, это может быть способом заработка (вы продаёте свои знания в формате образовательного продукта), с другой — способом раскрутки своего экспертного имиджа через распространение бесплатного курса.
Как «упаковать» свои экспертные знания в учебный курс? Есть компании, которые делают онлайн-курсы для заказчиков под ключ, то есть берут на себя все задачи — от методической разработки и съёмки до продвижения и техподдержки. Однако можно сэкономить и выполнить большую часть работы самостоятельно. При этом уже на старте обычно возникает много вопросов. Сколько денег нужно вложить в запуск? Как написать программу обучения? И вообще, с чего начать? В этом гиде — основные шаги для создания онлайн-курса и рекомендации о том, что нужно предусмотреть на каждом этапе.
Несколько ключевых принципов
Важно учесть, что онлайн-курс — это образовательный продукт. То есть при его разработке необходимо думать и об образовательном аспекте (то есть о том, кого, чему и каким образом мы будем учить), и о продуктовом (как будет организован процесс создания курса, как «подсветить» его ценность для аудитории и продвигать на рынке).
Также стоит упомянуть, что если вы планируете продавать свой курс, то ещё на этапе подготовки важно рассчитать юнит-экономику, приблизительно прикинуть статьи расходов и необходимый бюджет. В этом случае запустить онлайн-курс совсем без денег не получится — понадобится хотя бы минимальный бюджет на его продвижение.
И ещё, чтобы избежать ошибок и стагнации в процессе разработки курса, не помешает составить план проекта с диаграммой Ганта. Длительность работы зависит от объёма самого курса и от того, будете ли вы обращаться к помощникам (например, к методисту) или делать всё самостоятельно. Также на сроки работы влияет формат курса — если он будет состоять из записанных видео, понадобится заложить время на съёмку, монтаж, размещение контента на платформе. Курс в формате вебинаров потребует меньше времени. В зависимости от названных аспектов создание образовательного продукта может занять от трёх недель до пяти месяцев.
Этап №1
Продумать идею курса
На этом этапе нужно определиться с примерной тематикой курса и вашей целевой аудиторией, наметить образовательную цель (чему ваш курс должен научить слушателя, что он должен ему дать) и бизнес-цель (что вы сами хотите получить от курса — выручку, развитие личного бренда или что-то ещё). Важно понимать, что здесь вы формулируете гипотезу, предположение, которое дальше будете проверять.
Например, ваша профессиональная область — флористика. Значит, на этом этапе важно определиться, хотите ли вы обучать людей с нуля или вести узкоспециализированные курсы для повышения квалификации флористов; будет ли это длительный курс или мини-курс на конкретную тему (скажем, о составлении свадебных букетов).
Этап №2
Проанализировать рынок и целевую аудиторию
На этом этапе важно получить дополнительную информацию, которая позволит подтвердить или скорректировать гипотезу и более чётко сформулировать цели курса.
В онлайн-школах за формирование и проверку гипотез, как правило, отвечает продюсер — находит идею для курса, анализирует рынок и целевую аудиторию, формирует концепцию образовательного продукта и руководит дальнейшей его разработкой. Но анализ можно провести и самостоятельно.
Анализ целевой аудитории (ЦА)
Здесь нужно ответить на вопросы: кто ваши будущие студенты, какие общие признаки их объединяют, какие у них проблемы или вопросы в той сфере, которой будет посвящён ваш курс, какие цели.
Эта информация пригодится:
- при составлении программы — позволит сформулировать учебные результаты так, чтобы они помогали ЦА достичь конкретной цели или решить проблему;
- при продвижении курса — будет понятнее, как сформировать уникальное торговое предложение, чтобы привлечь ЦА к вашему курсу.
Вот что важно выяснить про целевую аудиторию на этапе исследования:
- Тип клиента — кто купит ваш продукт, а если курс бесплатный, кто будет заинтересован в том, чтобы его пройти.
- Общие черты клиента — какой он, о чём думает, чем живёт. Эта информация пригодится в продвижении курса, чтобы говорить с аудиторией на одном языке, более точно доносить до неё преимущества продукта. Для этого в маркетинге часто используют метод персон — о нём мы писали в одной из статей.
- Проблемы — что тревожит потенциального клиента, что у него не получается в той сфере, которой будет посвящён ваш курс.
- Мотивация — какая цель у клиента, как он хочет решить свою проблему.
- Критерии выбора — что для клиента важно при покупке обучения, при выборе онлайн-курса.
Исследование ЦА можно провести двумя методами. Первый — опрос. Для этого нужно создать анкету с необходимыми вопросами, а затем обратиться в профильные сообщества (это может быть группа во «ВКонтакте» или канал в Telegram) и попросить участников её заполнить. Правда, нужно быть готовым к тому, что отзовётся не очень большое количество людей, и чем длиннее анкета, тем меньше будет откликов. Идеально, если у вас имеется собственный профессиональный блог или канал — тогда опрос можно провести среди подписчиков, и ответов будет больше, так как эта аудитория уже лояльна к вам.
Второй метод исследования ЦА — глубинное интервью. При этом варианте происходит личное общение с несколькими представителями целевой аудитории. Их можно найти опять же в профильных сообществах или среди своего окружения — друзей, коллег, клиентов и так далее. Больше о проведении интервью и опросов можно узнать из нашей статьи.
При анализе целевой аудитории часто используют так называемую карту эмпатии — мы рассказывали о ней подробнее здесь.
Анализ рынка
Нужно выяснить, кто ваши конкуренты, что они предлагают, на что делают ставку и как от них отстроиться, то есть предложить в вашем курсе целевой аудитории то, чего не предлагают другие.
Чтобы проанализировать конкурентов, нужно найти образовательные продукты по тематике, соответствующей вашему будущему курсу, и ответить на вопросы:
- На какую аудиторию рассчитаны эти курсы?
- Какой результат обещают по итогам обучения?
- Какая у конкурентов программа обучения?
- Какие уникальные торговые предложения (УТП) предлагают конкуренты?
- Какой формат (синхронный, асинхронный или смешанный) у других курсов по схожей тематике?
- Выдаётся ли по окончании курса диплом или сертификат?
- Кто преподаёт на курсах?
- Сколько стоят курсы похожей тематики?
- Как конкуренты продвигают свои продукты, где размещают рекламу?
Анализ конкурентов тоже даёт много полезной информации. С её помощью можно:
- Понять, как работает рынок, и скорректировать свои представления о нём. Например, вы поймёте, что курсов по свадебным букетам на рынке предостаточно, а вот по составлению композиций из сухоцветов предложений мало. Если анализ ЦА показал, что эта тема её интересует, то она может стать неплохим вариантом.
- Увидеть, какие существуют форматы для реализации схожей идеи — преобладают ли на рынке синхронные вебинары и мастер-классы или, например, асинхронные видеокурсы.
- Отстроиться от конкурентов — понять, чем ваш курс может выгодно отличаться. Допустим, другие курсы исключительно дистанционные, а у вас есть возможность организовать для слушателей очную практику или стажировку в цветочном салоне.
- Получить более предметное представление о ЦА, изучив, на кого ориентирована реклама схожих курсов, как их авторы обращаются к аудитории и так далее.
Этап №3
Спроектировать программу обучения
На этом этапе разрабатывается вся методическая часть курса (чему и как вы будете учить), формируется его структура и сценарий. От того, насколько качественно проделана эта работа, зависит, сколько слушателей пройдут курс до конца, получат ли они результат, будут ли довольны своим обучением и станут ли рекомендовать курс другим. А ошибки, допущенные при проектировании, будут очень ощутимы на дальнейших этапах. Поэтому, если у вас есть заложенный на разработку курса бюджет, рекомендуем привлечь к работе методиста. Если же бюджет минимален, то вот несколько советов, которые помогут собрать программу самостоятельно.
Для первого курса лучше всего использовать линейную логику построения программы, при которой темы подаются друг за другом последовательно. Также в современном онлайн-образовании актуально проектировать обучение от результата — отталкиваться не от содержания (о чём кажется важным рассказать), а от того, какие знания, умения и навыки должен приобрести учащийся по окончании курса.
Шаги в этом случае будут такие:
- Определить цель образовательной программы — зачем человеку проходить ваш курс, что он получит от обучения. После внимательного анализа ЦА ответить на эти вопросы будет несложно. В широком смысле целью может быть, например, ознакомление учащихся с флористикой как хобби, глубокое погружение в теорию, овладение практическими навыками флориста. И хотя тема, по сути, будет одна и та же, в зависимости от целей получатся совершенно разные программы. Однако затем цель нужно максимально конкретизировать, «заземлить» до уровня конкретных навыков — об этом ниже.
- Определить практические навыки и компетенции, необходимые для достижения цели обучения, — что человек должен научиться делать в итоге. Например, выбирать цветы и продлевать их свежесть, владеть техникой сборки букетов разных типов и их упаковки, красиво фотографировать свои работы для портфолио и соцсетей.
- Продумать теоретическую часть — что ваш студент должен знать, чтобы достичь цели обучения. В нашем примере это могут быть основы ботаники, колористики, композиции, маркетинга в цветочном бизнесе.
- Сформулировать планируемые результаты образовательной программы на основе предыдущих пунктов. Для этого нередко применяют таксономию Блума — шестиуровневую систему учебных целей, расположенных по принципу «от простого к сложному». Для примера — несколько формулировок результатов из курса Skillbox «Флористика с нуля»: «Освоите спиральную технику, поработаете с пеной, сеткой и зеленью», «Прокачаете скорость сборки букетов и композиций», «Изучите основы композиции и характеристики разных растений», «Узнаете, что такое цветочный рецепт, и познакомитесь с формулой его создания», «Научитесь составлять коллажи».
- Выбрать методы оценивания — как вы будете проверять, что учащийся на вашем курсе человек действительно усвоил знание и приобрёл навык. Эти методы должны соответствовать тому, что именно проверяется в конкретный момент, и здесь тоже может помочь таксономия Блума. Скажем, для оценки владения теорией (уровень «запоминание») может быть достаточно теста. А вот для проверки навыка на уровне «применение» понадобятся практические задания — например, самостоятельная сборка букета.
- Разделить планируемые результаты обучения на логические блоки — темы, модули, уроки.
- Продумать хорошие домашние задания, которые студенты будут выполнять в течение курса, — конечно, если у вас есть возможность организовать их проверку. Задания для самостоятельного выполнения должны основываться на информации из урока или модуля, к которому они относятся, быть не слишком простыми и не слишком сложными. Более подробно о разработке заданий мы писали в одной из статей.
- Подготовить необходимые учебные материалы — презентации, практические задания, тесты, чек-листы и так далее.
Этап №4
Выбрать формат проведения курса
На этом этапе нужно, ориентируясь на планируемые результаты программы и на полученные знания про ЦА, подобрать для курса оптимальный формат. Как уже упоминалось, существует три основных формата — синхронный (серия вебинаров с экспертом), асинхронный (предзаписанные видеолекции) и смешанный (уроки в прямом эфире сочетаются с просмотром записанных видео).
Вот что влияет на выбор:
- Доступные вам ресурсы. От записанного курса, как правило, ожидают более высокого качества, чем от прямого эфира. Поэтому подготовка и создание таких материалов требует больше времени и денег на подрядчиков, которые организуют вам съёмочный процесс. Впрочем, при некоторой сноровке можно добиться достойного качества с минимальными вложениями, записывая видео на смартфон. Также стоит учесть, готовы ли вы выступать перед аудиторией в прямой трансляции, управлять вниманием группы в онлайне или вам проще сделать запись (ведь это позволяет переделать неудачные моменты).
- Особенности целевой аудитории. Информация, полученная при анализе ЦА, поможет понять, как потенциальным студентам удобнее потреблять контент, готовы ли они подключаться к занятиям по расписанию или им важно самим выбирать время для учёбы, хотят ли они учиться в группе единомышленников или индивидуально.
Подробнее об особенностях каждого формата и его выборе мы уже писали в одной из статей. Если у вас будет асинхронный курс, то по возможности лучше дополнить его несколькими вебинарами в прямом эфире для большего вовлечения аудитории.
Этап №5
Подобрать необходимые цифровые сервисы
Чтобы создать оптимальную для обучения среду, нужно обеспечить несколько условий.
Где будет размещён учебный контент
Это зависит от выбранного формата обучения. Для синхронных занятий понадобятся сервисы для прямых трансляций (их можно проводить бесплатно, например, на YouTube) или специализированные вебинарные платформы (среди них есть и бесплатные, но за полную функциональность обычно приходится платить).
В асинхронном обучении на первых порах можно тоже обойтись бесплатными вариантами. Например, выкладывать видеозаписи на ютуб-канал с доступом по ссылке. Или же разместить весь учебный контент на облачном сервисе — скажем, на «Google Диске» или «Яндекс Диске».
Если вы готовы заплатить за размещение учебного контента, стоит рассмотреть специальные платформы для сборки курсов. Они позволяют создавать структурированные программы обучения, добавлять в уроки текст, изображения и видео, планировать прямые эфиры и монетизировать курсы.
Многие из таких платформ также включают LMS — систему управления обучением. На такой платформе студент непосредственно учится — получает всю необходимую информацию, проходит тесты, выполняет задания, видит свои оценки и обратную связь от преподавателя. А организатор обучения может отслеживать востребованность курса, успеваемость учащихся и другие показатели, важные для оценки эффективности проекта.
Как будут проверяться практические работы учащихся
В онлайн-курсе можно организовать и проверку практических заданий, которые участники курса выполняют самостоятельно. Если результат должен быть предметным (например, в курсе флористики — готовый букет), то можно предложить студентам сфотографировать свою работу или снять на видео, чтобы проверяющий просмотрел эти материалы и оценил результат.
При минимальном бюджете для обмена файлами вполне нормально использовать бесплатные облачные сервисы. А если есть возможность оплатить доступ к LMS, то большинство из них уже предусматривает техническую возможность для студентов выложить результат на платформу, а для преподавателей — проверить, выставить оценки и предоставить более подробную обратную связь через платформу.
Где будут проходить коммуникации в связи с обучением
Важно предусмотреть, как студенты будут получать информацию организационного характера — об изменениях в расписании, о сроках сдачи домашних заданий, о своей успеваемости и так далее. Многие маленькие онлайн-школы используют для этого мессенджеры или email-рассылки. Опять же, LMS-платформы нередко имеют функцию автоматизированной рассылки уведомлений и напоминаний.
Ещё стоит подумать о поддержке — кто и как будет отвечать на вопросы студентов, помогать им, если в процессе обучения возникнут сложности. В онлайн-школах для этого существует должность куратора — специалиста, который организует учебный процесс.
И наконец, какой бы формат обучения вы ни выбрали, синхронный, асинхронный или смешанный, для большинства учащихся важно взаимодействовать с единомышленниками. Поэтому как минимум стоит создать чат в удобном мессенджере или группу в соцсети, где учащиеся на вашем курсе смогут знакомиться, общаться, помогать друг другу, делиться опытом и инсайтами.
Этап №6
Подумать, какие помощники вам понадобятся
Даже если курс удалось разработать самостоятельно, стоит подумать о том, чтобы нанять помощников для эффективной организации обучения.
Так, мы уже упоминали о роли куратора. Как правило, он рассказывает студентам обо всех возможностях курса, помогает зарегистрироваться на платформе, решает технические и прочие проблемы, сообщает учащимся новости и так далее. Если вы планируете продавать курс, а не распространять бесплатно, то отслеживать регистрации и платежи — отдельная важная задача, и с ней тоже может помочь куратор. На этапе продаж может понадобиться менеджер, который будет общаться с теми, кто заинтересовался курсом, и доводить их до совершения покупки.
Если ваш курс включает в себя задания для самостоятельной работы, то важно определить, сколько времени вам понадобится для проверки домашек и готовы ли вы выделять его регулярно. Студентам важно оперативно получать обратную связь по выполненным заданиям. И если учащихся больше десятка, то стоит подумать о найме проверяющего преподавателя — человека, который хорошо владеет темой обучения. Понадобится дать ему чёткие критерии для проверки и оценки заданий и договориться об условиях работы — например, высылать студентам фидбэк не позднее двух дней после сдачи домашки.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!