Образование
#Руководства

Как создать качественный онлайн-курс: 6 условий

Авторы лучших университетских онлайн-курсов США раскрыли секреты их успешности.

Исследователям непросто сравнить результативность онлайн-курсов в разных университетах: форматы работы, число студентов, метрики у всех отличаются. Как же в таком случае выявить лучшие практики? Команда учёных из Университета Флориды и Университета Северной Каролины решила выяснить, чем отличались лучшие в США университетские онлайн-курсы.

Что значит — лучшие курсы, как их выбрали? Очень просто: исследователи изучили списки наград за лучший дизайн онлайн-курса и преподавание онлайн, вручённых профессиональными ассоциациями США, и связались с победителями. На запрос учёных откликнулись восемь экспертов с опытом онлайн-преподавания от пяти лет. С ними провели глубинные интервью.

Преподаватели рассказали, какие именно элементы их курсов принесли победу в премиях и что отличает преподавателя-новичка от эксперта по онлайн-обучению. И хотя учёные общались с каждым экспертом по отдельности, по большей части их ответы совпадали. Вот какие пять главных условий хорошего онлайн-обучения можно в них выделить.

Условие 1


Курс содержит материалы из практики

Материал хорошего онлайн-курса не просто раскрывает тему, считают эксперты. В идеале курс соответствует интересам и будущей профессии студентов, а его материалы аутентичны — то есть не придуманы в обучающих целях, а взяты непосредственно из практики.

Студенты должны развиваться не как слушатели лекций с гипотетическими примерами, а как будущие профессионалы, способные решать реальные проблемы в своей сфере. Эксперты советуют использовать:

  • нарезки из свежих радиопрограмм по темам, близким к изучаемой, и их обсуждения на форуме курса;
  • интервью с представителями профессии и документальные видеозаписи — например, записи реальных судебных заседаний для студентов-юристов;
  • подкасты с экспертами по темам курса, демонстрирующие стиль мышления профессионалов и содержащие актуальные примеры.

Хорошая новость в том, что преподавателю не обязательно собирать все материалы самому. Иногда стоит предложить студентам кейс и дать задание отыскать по нему максимум информации.

Условие 2


Форматы материалов максимально разнообразны

Этот пункт следует из предыдущего. В большинстве сфер профессионалы обмениваются информацией в разных форматах, и студентам её тоже следует передавать в оригинальном виде.

Когда автор онлайн-курса готовит собственный контент, не стоит ограничиваться видеолекцией или текстовыми инструкциями. Помимо них есть ещё аудиоформат, изображения, различные интерактивные презентации и игры. Разнообразие помогает поддерживать внимание к теме и интерес студентов. Поверьте, они будут благодарны за внедрение новых форматов в однообразный процесс обучения. Один из экспертов-участников исследования рассказал, что получил «невероятные» отзывы, когда начал записывать свои лекции в новом на тот момент формате подкастов.

Условие 3


Студенты сами создают цифровой контент

Чтобы связать материал курса со своей жизнью и интересами, студентам важно не только потреблять предложенный контент, но и создавать свои материалы. Типы заданий могут быть разными: с заданным форматом или на выбор, индивидуальными и совместными, с синхронной командной работой и без неё.

Эти примеры эксперты привели как самые полезные для обучения виды студенческих работ:

  • истории в цифровых форматах (например, презентации) на темы, связанные одновременно с программой курса и с личным опытом студентов;
  • подкаст на две-три минуты с презентацией прочитанной статьи;
  • электронное учебное пособие по теме курса в виде веб-страницы;
  • аудиовизуальные презентации, которые комбинируют учебный материал и самостоятельно проведённые интервью с экспертами;
  • регулярные посты по теме курса в социальных сетях — информационные, с выражением своего отношения, со ссылками на новые материалы;
  • онлайн-дебаты.

Условие 4


Обучающиеся проходят оценку и размышляют о своём обучении

Все эксперты согласились, что студентам необходимо оценивать пройденный образовательный путь как с помощью проверочных заданий, так и самостоятельно. Им это помогает определить значимость обучения для себя, а преподавателю — оценить, достигнуты ли поставленные образовательные результаты.

В курсах экспертов, ставших участниками исследования, использовались различные виды тестов, письменных и мультимедиа-заданий, в которых студенты показывали, чему они научились. Но самое главное — после теста или сдачи работы (то есть после внешнего оценивания) обучающиеся сами должны были поразмышлять, что они узнали по теме, оценить свою работу и работы сокурсников.

Условие 5


Преподаватель открыто объясняет цель и механику курса

Эксперты считали, что премии им принесла в том числе и открытость. На протяжении всего курса они обозначали, как программа в целом и её отдельные модули связаны с профессиональной областью студентов. Также они объясняли цель каждой оцениваемой активности и причины выбора той или иной технологии для курса.

Условие 6


Курс постоянно совершенствуется

Все эксперты отметили, что хорошим становится курс, над которым постоянно работают. Узнать, что нужно улучшить, можно из разных источников:

  • На большинстве платформ студенты заполняют обязательные опросники по итогам обучения. Дополнительно эксперты проводили собственные опросы в середине или конце семестра. Они помогли выяснить отношение студентов к разным сторонам обучения.
  • Результаты тестов и экзаменов позволяют оценить, достигают ли студенты заявленных курсом образовательных результатов. Это важно для любого курса, но особенно важно для тех, что входят в состав больших программ: от того, насколько освоен материал курса, зависит, будет ли успешным дальнейшее обучение.
  • Некоторые эксперты регулярно предлагают коллегам-преподавателям оценить их курсы и выделить области для развития. Один из участников исследования отправляет созданные на курсе студенческие материалы на внешнюю оценку профильным экспертам.

Эксперта в онлайн-обучении от новичка отличает прежде всего опыт: он знает, что обычно срабатывает в онлайн-курсах по его дисциплине, а что нет.

Но ещё важнее, что эксперт не держится за неэффективные методики и технологии. Например, если в университетской системе управления учебным контентом недостаточно возможностей, чтобы сделать курс разнообразным, вовлекающим и полезным, эксперт будет подключать другие платформы. Если какой-то материал не помогает достичь ключевых для курса результатов, эксперт готов от него отказаться.

У новичка, скорее всего, ещё нет достаточных знаний и времени, чтобы вовремя обнаружить проблемы, увидеть, что какой-то приём не работает: он будет занят адаптацией своего курса к онлайн-среде. Поэтому на ранних этапах новички в онлайне нуждаются в поддержке: глубокая экспертиза в дисциплине не означает, что преподаватель легко перенесёт свои материалы в «цифру».

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована