Образование Корп. обучение
#Руководства

Как пытаются обойти прокторинг и как вычислить нарушителей на онлайн-экзамене

Учиться нелегко — неудивительно, что многие пытаются сжульничать при проверке знаний.

Иллюстрация: Addictive Creative / Shutterstock / Freepik / Annie для Skillbox Media

Маргарита Целик

Аккаунт-менеджер отдела работы с прокторами системы онлайн-прокторинга «Экзамус».

Сдавая тесты и экзамены в онлайне, списывать гораздо проще, чем при очном обучении, когда все участники находятся на виду у преподавателя. Поэтому в университетах и корпоративных академиях сейчас нередко используют прокторинг — систему контроля за соблюдением правил экзамена.

С прокторингом легче выявить нарушения. Но независимо от того, есть прокторинг или нет, учащиеся пытаются обойти правила примерно одинаково. Вот список самых популярных способов жульничества на онлайн-экзаменах с советами по тому, как им противостоять, а также чек-лист, который поможет организаторам подготовиться и уменьшить риски списывания.

Типичные уловки на онлайн-экзаменах и способы их обнаружить

Наиболее изощрённые способы обмана самостоятельно распознать, к сожалению, вряд ли получится. А вот самые популярные не так уж сложны, и их вполне можно обнаружить, если просто наблюдать за тестируемыми через веб-камеру.

Использование смартфона и шпаргалок

Этот способ списать встречается чаще всего — смартфон позволяет открыть электронную книгу или другие материалы либо попытаться найти правильный ответ в интернете. Многие также размещают на столе записи и другие шпаргалки.

Как обнаружить. Надо внимательно наблюдать за экзаменуемым и при любых подозрениях просить показать в камеру рабочий стол, а также убрать смартфон в сторону — но так, чтобы проверяющий видел устройство в кадре. Важно понимать, что это не панацея: не исключено, что у тестируемого есть второй смартфон.

Полезно следить за взглядом тестируемого — если он периодически отводит его в сторону, то есть вероятность, что он пользуется дополнительными материалами. Правда, участник, который не отводит взгляд от экрана, тоже может жульничать — некоторые размещают шпаргалки прямо перед монитором или даже прикрепляют их на экран, чтобы не было видно в камеру. Распознать такие хитрости под силу только опытному наблюдателю.

Помощь посторонних

Такая помощь может выглядеть по-разному — от звонка другу с помощью наушника до подсказок от постороннего лица в помещении.

Как обнаружить. Здесь опять же понадобится внимательное наблюдение. Лучше попросить участника экзамена до начала процедуры показать в камеру помещение, в котором он находится, а при возникновении подозрений — повторить это действие во время и после теста. И периодически слушать с помощью микрофона, что происходит в его комнате.

Переключение между вкладками и программами

Сюда входят поиск ответов в интернете и использование дополнительных программ на компьютере тестируемого — мессенджеров, в которых он может попросить подсказку у друга, программ для трансляции экрана тестируемого какому-нибудь помощнику, находящемуся в другом помещении, или для удалённого доступа помощника к компьютеру тестируемого (тогда помощник фактически может заполнить тест за человека, который физически находится перед экраном) и так далее.

Как обнаружить. Пожалуй, этот способ обмана распознать сложнее остальных, если у вас нет доступа к трансляции рабочего стола тестируемого. Поэтому советуем просто очень внимательно наблюдать за сдающим, отслеживать направление его взгляда и обращать внимание, набирает ли он какой-то текст на клавиатуре (если тест, например, предусматривает только выбор ответов, а не заполнение полей).

Что понадобится для онлайн-тестирования

Итак, чтобы снизить вероятность мошенничества во время онлайн-экзамена, надо, чтобы у экзаменуемого были настроены определённые технические средства и прочие условия. Лучше прописать это в ваших правилах прохождения онлайн-экзаменов. Вот что обязательно понадобится:

  • Ноутбук или стационарный компьютер. Даже если ваша платформа для обучения позволяет студентам проходить тест на смартфоне, для контроля за соблюдением правил надо, чтобы у экзаменуемого была включена камера. На мобильном устройстве невозможно одновременно проходить тест и показывать администратору своё рабочее место, поэтому лучше сразу предупреждать учащихся, что онлайн-экзамен можно сдать только на ноутбуке или стационарном компьютере.
  • Удобное рабочее пространство — в идеале это должен быть стол дома у учащегося. Позволять сдавать тест в кафе или вагоне метро — не очень хорошая идея.
  • Камера может быть встроенной в ноутбук или отдельным устройством, но должна быть расположена так, чтобы в кадре было хорошо видно сдающего и его рабочее место.
  • Микрофон тоже обязательно должен быть исправен. Во время группового тестирования можно периодически просить включить звук отдельных участников, чтобы удостовериться, что никто не подсказывает им ответы.
  • Достаточное освещение — это важно, чтобы хорошо видеть тестируемого. При этом изображение с камеры пользователя не должно быть пересвеченным.
  • Стабильный выход в интернет — минимальные требования к скорости соединения зависят от платформы для тестирования и от способа контроля за сдающим (для эффективного наблюдения через веб-камеру требования будут выше). Важно озвучить их заранее и попросить участников проверить скорость подключения на любом бесплатном сервисе.

Что нужно сделать непосредственно перед тестированием

За несколько минут перед экзаменом или тестом важно попросить участников выполнить следующие действия:

  • Включить камеру — не только для того, чтобы наблюдать за поведением сдающего, но и чтобы убедиться, что тест сдаёт именно тот человек, который должен. Конечно, это актуально для небольших групп, где преподаватель или администратор знает сдающих в лицо. В ином случае для идентификации можно пользоваться заранее предоставленным фото (правда, есть риск, что его изначально подменили на фотографию того, кто будет сдавать тест). Достовернее всего идентификация по паспорту, который тестируемый покажет в камеру. Но в этом случае, согласно федеральному закону «О персональных данных», у вас должно быть согласие пользователей на сбор и обработку персональных данных и вы должны гарантировать их безопасное хранение.
  • Отключить все лишние устройства — дополнительные клавиатуру и мышь, наушники, второй монитор. Без прокторинга проверить соблюдение этого правила будет сложно — например, если второго монитора нет на столе, это ещё не значит, что он не стоит где-то рядом, вне видимости камеры. Но хотя бы проговорить запрет на второй монитор тестируемым всё-таки стоит.
  • Закрыть все лишние программы, в том числе другие браузеры. Они могут замедлять скорость подключения к платформе для тестирования, а также давать возможность списать. Проконтролировать этот момент самостоятельно сложно, но можно периодически просить тестируемого показать диспетчер задач через трансляцию экрана — в активных программах должен быть только браузер, используемый для экзамена.
  • Убрать со стола всё лишнее (записи, гаджеты). А вот это проверить несложно — достаточно попросить тестируемого повернуть камеру так, чтобы вы видели его рабочее пространство. Если во время теста что-то покажется подозрительным, можно повторять этот шаг снова и снова.
  • Убедиться, что в помещении нет посторонних лиц. Как уже упоминалось выше, можно периодически просить участников включать микрофон, чтобы убедиться, что никто не помогает им с ответами.

Стоит учитывать, что подобные условия могут вызвать у некоторых участников психологическое сопротивление. Чтобы снизить риск столкнуться с негативом, правила и требования важно донести ясно и корректно. Лучше всего сделать это заранее. Стоит составить форму согласия с условиями тестирования, в которой будут регламентированы все эти моменты, включая последствия нарушения правил (например, аннулирование результатов, если участника заметят за списыванием). Там же стоит подробно указать минимальные технические требования к камере, микрофону, браузеру, скорости соединения, чтобы сдающие знали, к чему готовиться.

Как ещё повысить честность онлайн-тестирования

Помимо требований к рабочему месту и правил для сдающих, важно обратить внимание на несколько организационных аспектов. Они тоже повысят вероятность того, что тестирование покажет валидные результаты.

  • Подготовить большой банк вопросов. Часто организаторы тестирований этим пренебрегают, потому что составлять множество вопросов и менять формулировки трудозатратно. Но если этого не делать, то может получиться, что у большей части сдающих заранее будут готовые ответы — просто потому, что из года в год используются одни и те же задания. Поэтому чем больше неповторяющихся вопросов вы подготовите, тем лучше. И важно проследить, чтобы ответы нельзя было загуглить за одну минуту.
  • Общаться с тестируемыми. Просить включать микрофон или показать рабочий стол, если что-то вызывает подозрения.
  • Просить предоставить черновики. Если экзамен содержит сложные задания, требующие расчётов или другой подготовки, можно попросить участников показать черновики решений, как это обычно делают на олимпиадах. Это поможет, во-первых, объективно оценить работу в спорных ситуациях, а во‑вторых, понять, насколько самостоятельно решалась задача.
  • Уменьшить группы тестируемых. Проверяющий (проктор), не прошедший специальной подготовки, сможет одновременно наблюдать не более чем за тремя-четырьмя сдающими. В идеальном варианте онлайн-тестирование без системы прокторинга должно быть индивидуальным.
  • Использовать платформу для тестирования. Хотя LMS сама по себе не защищает от списывания, она помогает регламентировать процесс — участники авторизуются под своими аккаунтами, система ограничивает время на прохождение теста и сохраняет все результаты.

Больше интересного про образование — в нашем телеграм-канале.  Подписывайтесь!


Научитесь: Онлайн-репетитор Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована