Образование
#статьи

Как помочь ребёнку стать успешным в учёбе

Рекомендации психолога Ричарда Нисбетта по материалам книги «Что такое интеллект и как его развивать. Роль образования и традиций».

Иллюстрация: Dana Moskvina / Skillbox Media

Что делать, если ребёнок сталкивается с трудностями в обучении? Значит ли это, что он «от природы» не расположен к интеллектуальной деятельности и все усилия по его развитию будут напрасными?

В книге «Что такое интеллект и как его развивать. Роль образования и традиций» известный социальный психолог Ричард Нисбетт показывает, что ключевую роль в академической успешности ребёнка играет среда, в которую он погружён, и даёт практические советы родителям и педагогам. Вот основные из них.

Разговаривать с ребёнком

Очень важно говорить с ребёнком с самого раннего возраста. При этом стоит использовать как можно более богатый лексикон, чтобы сформировать у него хороший словарный запас. Язык — это инструмент мышления, а значит, владение лексикой необходимо для умения грамотно выражать мысли, критически оценивать информацию, проводить аналогии.

Задавать вопросы, интересоваться мнением ребёнка

Чтобы подготовить будущего первоклассника к школе, важно не просто «загрузить» в его мозг как можно больше слов, но и вовлекать его в разговор, побуждать высказывать своё мнение.

Исследования показывают, что если семья поощряет задавать вопросы, участвовать в семейных беседах, комментировать прочитанное в книгах, то ребёнок становится более академически успешным, чем в семьях, где считается, что ребёнок должен сидеть тихо и не вмешиваться в разговоры старших. Ученику, который привык быть в диалоге со взрослыми, проще отвечать на вопросы учителя и спрашивать самому, если он что-то не понял.

Погружать в контекст

Знакомя ребёнка с каким-то новым явлением, важно показывать, как оно вписывается в то, что уже известно маленькому человеку, отсылать к его предыдущему опыту. Например, если ребёнок впервые видит на картинке незнакомое животное, например корову, можно вспомнить, каких ещё животных держат в деревне или какие продукты производят из коровьего молока. Погружение в контекст учит ребёнка видеть связи между различными категориями, устанавливать соответствия, обнаруживать сходства и различия.

Поддерживать идею ценности образования

В школьном возрасте очень важны установки ребёнка касательно образования и интеллекта. Так, одна из причин того, что подростки-афроамериканцы в среднем учатся хуже белых, заключается в том, что в среде первых распространены «антишкольные» установки. Они не верят, что образование улучшит их социальное положение, и считают, что хорошо учиться — значит «вести себя как белые», поэтому сознательно избегают занятий. Разрушение таких установок помогает существенно улучшить академические результаты школьников.

Это актуально и для российских школ, где детей, интересующихся учёбой, сверстники считают «ботаниками» и отвергают.

Формировать идею о ценности образования важно как на уровне школы, так и на уровне семьи. Если ребёнок видит, что родители стремятся узнавать новое, много читают, интересуются миром вокруг, то с большой вероятностью у него сформируется позитивная установка по отношению к образованию — а значит, и мотивация учиться.

Очень важную роль также играют сверстники. Поэтому стоит сформировать для ребёнка окружение, которое будет поддерживать его интеллектуальные интересы. Это может быть секция по шахматам, кружок юннатов или робототехники.

Хвалить за усилия, а не за способности

Ещё одна важная установка, которую стоит формировать, — идея о том, что наши успехи зависят от приложенных усилий, а не от врождённых способностей. Её ценность хорошо проявляется в китайской культуре: имея в среднем такой же IQ, как и у американских детей, китайские школьники демонстрируют гораздо более выдающиеся результаты за счёт своего усердия.

Мотивацию учиться им обеспечивает убеждение, что их успехи в их руках, в то время как американцы склонны считать, что успехи определяются врождёнными талантами, на которые нельзя повлиять. В частности, китайские школьники, сталкиваясь с неудачей, зачастую работают ещё усерднее, тогда как американцы скорее решат, что эта область «не для них», и бросят занятия. Китайцы также с большей охотой возьмутся за сложное задание, потому что уверены, что, приложив достаточно усилий, смогут его решить.

Сформировать у школьника такое чувство контроля над своими успехами можно в любой культуре, включая российскую. В частности, давая ребёнку обратную связь, важно делать акцент на приложенных стараниях, а не на внутренних качествах: хвалить не за то, что он умный, а за то, что хорошо потрудился, показывать связь между усилиями и результатом.

Создать комфортную среду для обучения

Чтобы ребёнок мог сосредоточиться на учёбе, важно оградить его от негативных и травмирующих воздействий среды. Так, в школах, где дети часто ссорятся между собой и конфликтуют с учителями, образовательные достижения довольно скромны. Однако, если поместить этих же детей в школы с благоприятным климатом, где проявлять агрессию не принято, их результаты существенно улучшаются.

Это справедливо и для семейной среды. В семьях, где родители часто кричат друг на друга и на ребёнка, нет ощущения безопасности, риск отставания ребёнка в интеллектуальном развитии куда выше, чем в семьях, где царят гармония и спокойствие. Ряд исследований показывает, что эмоциональные травмы, полученные в раннем детстве, способны приводить к структурным изменениям мозга и снижать IQ ребёнка. Поэтому благоприятный психологический климат — одно из важных условий будущей успешности.

Научитесь: Школа с удовольствием: как научить ребёнка учиться Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована