Образование
#Руководства

Как организовать гибридное обучение: советы тех, кто это уже сделал

Записали рекомендации для вузов, где задумались о переходе на новый формат: как организовать среду для гибрида и подготовить к нему преподавателей.

Иллюстрация: Freepik / pressfoto / Freepik / designecologist / Patrick Robert Doyle / Kenny Eliason / Unsplash / Дима Руденок для Skillbox Media

Из этой статьи вы узнаете:


Российские университеты по-разному осваивают гибридный формат обучения (когда студенты на занятиях присутствуют очно и онлайн, а некоторые смотрят его асинхронно в записи). Где-то считают, что для этого достаточно LMS и ноутбука у преподавателя, а некоторые оборудовали высокотехнологичные аудитории.

Как запустить процесс перехода на гибрид и что при этом учесть, рассказали эксперты из Высшей школы менеджмента СПбГУ, Московского городского педагогического университета (МГПУ) и банка «ВТБ» в рамках презентаций совместного исследования. Мы объединили их советы, прозвучавшие на семинаре МГПУ «Что такое гибридное образование: международные исследования и практики» и конференции «Современная {цифровая} дидактика».

Кстати, если вам до сих пор не совсем ясна суть гибридного формата (почему его вообще называют специальным термином, если и так есть понятие смешанного обучения), то вы не одиноки. Единообразия в понимании этого пока нет, но исследователям всё же удалось выделить некоторые специфические признаки гибрида. Подробнее об этом читайте здесь.

Зачем внедрять гибридное обучение и с чего начать

Кажется очевидным, что гибридное обучение начинается с закупки оборудования и обустройства аудиторий.

Эксперты с таким мнением не согласны. Гибрид — это в первую очередь методология и педагогика, а уже во вторую — технологические решения, отмечают директор по управлению проектами банка «ВТБ» Александр Байзаров и руководитель по методологии гибридного обучения ВШМ СПбГУ Ольга Алканова. Конечно, есть базовые технические условия, без которых этот формат невозможен, но в любом случае переход на него бесполезен, если у преподавательского состава нет такой потребности.

Всё должно начинаться с постановки цели: зачем вводить гибридное обучение, какие задачи оно должно решить. Иначе ресурсы будут потрачены впустую. С какими же целями стоит внедрять гибрид? Эксперты объясняют: ради того, чтобы дать студентам возможность планировать своё обучение и выбирать формат, который им удобен. Однако они предупреждают, что такой подход требует от преподавателей совершенного иного уровня ответственности и иного проектирования образовательного опыта учащихся.

«Как контролируется, что студент не просто подключился к занятию и висит „аватаркой“ с выключенной камерой, а действительно участвует в нём не только номинально, но и активно и интерактивно? Это гораздо более сложная задача, и она в большей степени педагогическая. Пока эта педагогическая задача не решена, пока эти вопросы не получили своих ответов, бессмысленно просто плодить аудитории. Они будут стоять пустыми», — объясняет Ольга.

Гибридная аудитория в Лёвенском университете (Бельгия)
Фото: Imec R& D

Проще говоря, начинать внедрение гибрида надо с подходов к проектированию обучения и преподаванию. Но не стоит делать это резко, предупреждает эксперт. Начать можно с отдельных задач и постепенно наращивать опыт, развивая новый взгляд на подходы к обучению.

Каким студентам подходит гибридное обучение

Эксперты утверждают, что чуть ли не ключевое условие успешности гибридного формата — субъектность студентов. Проще говоря, их осознанность и самостоятельность. Они должны понимать, зачем, с какими целями учатся, и адекватно оценивать свои возможности, чтобы выбирать подходящий им формат обучения. Всё это вряд ли относится к первокурсникам, предупреждает Александр Байзаров. Для них вводить гибридное обучение может быть рановато.

«Скорее всего, [гибрид] нужно внедрять для более зрелых студентов, которые могут разделить ценность гибридного обучения и полностью воспользоваться возможностями, которые оно предлагает», — резюмирует он.

Какое оборудование нужно для гибридного обучения

Эксперты проанализировали опыт отечественных и зарубежных вузов и на основе этого вывели несколько ключевых компонентов физической и цифровой аудиторий для гибридного обучения. Вот что нужно обеспечить:

  • Качественное изображение. Это предполагает, что камеры в аудитории должны быть направлены не только на преподавателя, но и на присутствующих студентов, а также нужно иметь возможность выводить на экран в аудитории онлайн-участников, ведь всем участникам придётся общаться друг с другом во время занятий. Для этого требуются хорошие экраны, мониторы, проекторы, камеры.
  • Качественный звук — для него потребуются микрофоны, звуковые системы, колонки. Это нередко становится ключевой проблемой в организации гибридного пространства, говорит Александр Байзаров. Ведь если преподаватель работает без петличного микрофона (только со стационарным на столе) и отходит куда-то вглубь аудитории, продолжая говорить, то онлайн-участники занятия его не услышат или услышат неразборчиво. Кроме того, важно, чтобы онлайн-студенты и те, кто присутствует офлайн, тоже хорошо слышали друг друга.
  • Передачу визуальной информации — нужно найти решения для замены обычных досок в аудитории, на которых преподаватель и студенты делают записи. Так что придётся выбрать цифровые решения для командной работы онлайн- и офлайн-участников.
  • Цифровую среду для тех, кто учится дистанционно. Такой средой могут выступать, например, LMS вуза и сервис видео-конференц-связи.
  • Техническое управление и поддержка — они понадобятся для настройки работы программного обеспечения, совмещения их между собой и управления оборудованием во время занятия. Как минимум преподавателей надо будет этому научить, но в идеале хорошо бы, чтобы кто-то ассистировал им во время занятия на случай технических сбоёв. А если это невозможно, нужно чётко распланировать, как действовать, если онлайн-аудитория «отвалится» (ведь для офлайн-участников занятие продолжается).

Как можно организовать гибридную аудиторию

Александр Байзаров привёл в пример аудиторию, созданную для кампуса СПбГУ «Михайловская дача».

Аудитория в кампусе СПбГУ «Михайловская дача»
Источник: СПбГУ

В этом пространстве преподаватель взаимодействует со студентами, которые присутствуют очно и онлайн (последних он видит на экране, расположенном на стене аудитории перед его глазами). Всем студентам легко следить за преподавателем благодаря нескольким техническим решениям:

  • Микрофонный массив. Используются не стационарные, а петличные микрофоны или такие, которые легко переносить в руке.
  • Система автотрекинга. Когда преподаватель перемещается по аудитории, камера автоматически следит за ним. То есть у преподавателя нет необходимости постоянно контролировать себя и думать, хорошо ли его видно онлайн-участникам.
  • Интерактивные доски. Всё, что пишет преподаватель на такой доске, сразу переводится в цифровой формат, то есть записи хорошо видны и онлайн-, и офлайн-слушателям.

В этой аудитории можно реализовать разные сценарии занятий так, чтобы все участники чувствовали себя максимально комфортно.

Похожие аудитории есть и в Томском государственном университете, причём со своими фишками. Например, там программа генерирует субтитры, сразу расшифровывая речь преподавателя в текст, а видеозаписи занятия автоматически сохраняются в LMS с возможностью постоянного доступа к ним.

Гибридная аудитория — не обязательно дорогая и сложная

При этом эксперты отмечают, что у гибридных аудиторий есть три «стадии зрелости» в зависимости от технического наполнения:

  • Первая стадия зрелости — это аудитории с техническим минимумом, то есть просто с выходом в интернет, компьютером, подключённым к системе видео-конференц-связи, с колонками и проектором. Лектор не может свободно передвигаться по аудитории без риска выпасть из поля зрения онлайн-участников, а студенты, которые находятся по разные стороны экрана, не видят друг друга и практически никак не взаимодействуют.
  • Вторая стадия зрелости — у аудиторий с выстроенной внутренней системой камер и микрофонов. То есть онлайн-участникам видно и преподавателя, и студентов, которые присутствуют очно, более-менее нормальный звук обеспечивает потолочный микрофон, и для записей применяются интерактивные доски.
  • Третья стадия — у аудиторий с максимально технологичной начинкой. За преподавателем и прочими очными участниками следят несколько камер, которые передают изображение в высоком качестве. Столы в аудитории оборудованы микрофонами (а у преподавателя петличка), чтобы обеспечить максимальное взаимодействие между всеми участниками. В аудитории несколько мониторов для отображения онлайн-участников, используются интерактивные доски, и у преподавателя есть возможность задействовать также иные цифровые сервисы для работы.

Однако, по словам Александра Байзарова, это разделение на виды цифровой зрелости скорее теоретическое, чем практическое, потому что чаще всего вузы работают с техническими средствами очень разного уровня одновременно. Например, в аудитории может быть прекрасно организован звук, но камеры слабые.

При этом самые продвинутые в техническом смысле инфраструктуры нужны на самом деле далеко не всем, предупреждает Байзаров. Тут всё, опять же, зависит от целей введения гибрида.

«Мы видели вузы, в которых [просто] ставят ноутбук перед преподавателем — и, вы знаете, это не всегда плохо, если помогает решить педагогическую задачу. Есть вузы, которые сознательно не инвестируют миллионы рублей или долларов в построение „космических кораблей“, но при этом задачи решаются. Не всегда дороже — это лучше», — поясняет он.

Типичные ошибки при введении гибрида

Александр Байзаров дал простой совет: надо ориентироваться на удобство пользователей, а не на крутизну технологий.

Фото: Global Unified Solution Services

Если преподавателям и студентам будет элементарно неудобно пользоваться технологическими новинками или придётся долго изучать к ним длинные инструкции, то навороченная техника останется лежать без дела.

В идеале технологические решения должны быть интуитивно понятными в применении. И самое главное, они должны подходить для уже существующих практик и традиций преподавания, а не вынуждать преподавателей резко переходить на новые.

Ещё одна типичная ошибка при проектировании гибридных аудиторий — когда этим занимаются разобщённые команды. Например, у IT‑специалистов своё представление о том, как всё должно быть, а у преподавателей — своё, и никто не провёл сверку между ними. Словом, разрабатывать решения надо в диалоге.

Кроме того, не стоит думать, что после внедрения гибридного обучения в вузе всё как‑то постепенно заработает само собой. Нововведения могут вызвать негативную реакцию, которая не развеется сама собой. Поэтому у перехода на гибрид должны быть все те этапы, которые применяют IT‑компании при запуске новых цифровых продуктов. А именно: тестирование, сбор обратной связи пользователей и постепенные доработки продукта ради их удобства.

Проще говоря, надо отслеживать процесс использования гибридных аудиторий, собирать от преподавателей список сложностей и стараться их решить.

Как помочь преподавателям перейти на гибрид

Конечно, переход на новый формат — для многих стресс. Есть два способа помочь преподавателям адаптироваться.

Обучите их заранее

Ольга Алканова отмечает, что, организуя обучение преподавателей работе с новыми технологиями, надо учитывать их уровень цифровой грамотности. Он может сильно отличаться у разных сотрудников одного университета. Иначе получится, что преподаватели будут тратить время занятий не на разбор темы, а на борьбу с интерфейсами.

Правда, успокаивает Ольга, страшно и некомфортно преподавателям обычно только на первых порах, потом они достаточно быстро привыкают к новой среде и уже не видят в ней проблемы.

Поддержите инноваторов

Хотя, по словам экспертов, преподавательский состав часто встречает технические инновации со скепсисом, наверняка найдётся кто-то, кто примет и освоит новый формат быстрее остальных. Очень важно призвать их делиться опытом с коллегами.

«Когда у нас повышается зрелость и сложность технического решения, у преподавателей в том числе появляются новые возможности. И это тот момент, когда важно не упустить преподавателей-инноваторов и те идеи, придумки, которые у них появляются, когда они получают новые возможности», — советует Ольга Алканова.

В пример она привела опыт Высшей школы менеджмента СПбГУ: преподаватели, поработавшие в гибридных аудиториях, начали больше экспериментировать с сервисами и придумывать новые подходы к работе. Администрации важно не упустить такие идеи, а создать условия для обмена ими.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована