Образование
#статьи

Как личностные черты влияют на успеваемость в разных предметных областях

Черты личности по-разному проявляют себя в изучаемых школьных дисциплинах и даже в разных методах оценивания учебных успехов.

Фото: Maskot / Getty Images

Исследователи долгое время пытаются выяснить, какие факторы влияют на академическую успеваемость. И уже есть немало доказательств того, что важную роль в достижении образовательных результатов играют личностные особенности.

Чаще всего в исследованиях применяют пятифакторную модель личности, или «Большую пятёрку» (англ. Big Five). Она состоит из пяти черт, или характеристик, каждая из которых представляет собой шкалу — то есть проявляется в реакциях и поведении каждого человека более или менее выраженно. В «Большую пятёрку» входят:

  • экстраверсия — энергичность, общительность;
  • доброжелательность — склонность к сотрудничеству, привязанности к другим людям;
  • добросовестность — сознательность, саморегуляция и самоконтроль;
  • нейротизм — эмоциональная нестабильность, тревожность;
  • открытость опыту — любознательность, стремление пробовать новое.

Метаанализ, проведённый в 2009 году, показал, что наиболее важные факторы для прогнозирования успеваемости — добросовестность, доброжелательность и открытость опыту. Более свежее метаисследование 2021 года во многом подтвердило эти результаты. Также его авторы обнаружили, что, например, открытость опыту, доброжелательность и экстраверсия значительно влияют на успехи детей в начальной и средней школе, но уже к старшим классам этот эффект снижается.

Однако исследователи из Института естественных наук и математического образования имени Лейбница и Тюбингенского университета в Германии выдвинули гипотезу, что влияние личностных черт может по-разному проявляться в изучении языков и STEM-дисциплин (условно говоря, у «технарей» и гуманитариев). Ещё, как считают учёные, на связях между чертами личности и учебными результатами могут отражаться и методы оценивания.

Рассказываем, как проходил этот метаанализ и что выяснили его авторы.

Какие вопросы ставили исследователи

Очевидно, что школьник может демонстрировать более высокие результаты в одной предметной области, чем в другой. Поэтому, считают исследователи, если изучать личностные черты только в связи с общей успеваемостью, по среднему баллу, то не получится выявить специфические связи.

Первый вопрос, который поставили перед собой учёные: влияет ли предметная область на связь между чертами личности и успеваемостью учащихся? Чтобы найти ответ, авторы метаанализа выбрали два наиболее изученных направления — языковые дисциплины (изучение родного и иностранного языков) и STEM (технические и естественные науки).

Что касается методов оценивания, то некоторые данные подтверждают, что традиционное оценивание в школе и результаты стандартизированных тестов далеко не всегда совпадают. Например, некоторые школьники активно работают на уроке, часто поднимают руку и отвечают на вопросы учителя. Другие же отвечают в классе реже — из-за застенчивости или из-за того, что им нужно больше времени на размышления, чем их более активным одноклассникам. В итоге оценки учителя могут отличаться от результатов тестирования по тому же предмету. Поэтому второй исследовательский вопрос звучал так: влияет ли метод оценивания на связь между личностными чертами и успеваемостью?

И наконец, учёные решили выяснить, есть ли взаимосвязь между предметной областью и методами оценивания в этом контексте. Другими словами, будет ли меняться связь между личностными чертами и успеваемостью в тех или иных предметах в зависимости от методов оценки или же окажется одинаковой.

Как проходило исследование и что выяснили учёные

Для своего метаанализа авторы отобрали 38 научных работ на английском языке с данными о связи «Большой пятёрки» с разными методами оценивания (кроме самооценки учащихся) и успеваемостью в разных предметах. Также они включили 41 работу, вошедшую в метаанализы 2009 и 2021 годов, и проанализировали все 79 исследований. Всего в них вошли данные 500 218 школьников в 110 выборках — от начальных до старших классов. Вот что обнаружили исследователи.

Открытость опыту

Как показал метаанализ, эта черта во многом влияет на результаты в изучении языков — чем любознательнее ученик, тем лучше ему даются языковые дисциплины. А вот в STEM-дисциплинах заметной связи между открытостью опыту и успеваемостью исследователи не выявили.

Также авторы исследования пришли к выводу, что метод оценки практически не влияет на связь между открытостью опыту и успеваемостью школьника. Применялись ли оценки учителя или результаты тестов, в любом случае открытость опыту оказалась сильнее связана с успехами в языковых дисциплинах, чем в точных и естественных науках.

Исследователи предполагают, что эта связь может объясняться креативностью, свойственной людям с высокой открытостью опыту. Таким ученикам в первую очередь интересны творческие задачи, а они чаще встречаются в изучении языков, чем в STEM-дисциплинах.

Экстраверсия

Метаанализ показал, что энергичность и общительность тоже помогают школьникам достигать более высоких результатов в языковых дисциплинах, а для успехов в естественных и точных науках эта черта почти не имеет значения.

Причём ученики-экстраверты получают при изучении языков более высокие оценки в классе, тогда как на тестовые баллы экстраверсия не влияет. Как считают учёные, свою роль здесь играет то, что общительные ребята охотно отвечают устно, активно включаются в обсуждения в классе, что приветствуется на уроках.

Добросовестность

Влияние этого фактора оказалось примерно одинаковым вне зависимости от предметной области. То есть сознательные и добросовестные ученики одинаково хорошо показывали себя и в изучении языков, и в STEM-дисциплинах. Впрочем, это неудивительно.

Однако различия обнаружились в методах оценивания — добросовестность помогает получать высокие оценки в классе, а на результаты тестов влияет незначительно. И это, согласно результатам метаанализа, опять же, не зависит от изучаемого предмета.

По словам авторов исследования, такой эффект можно объяснить субъективностью традиционных учительских оценок в классе. Учитель видит, что ученик прилежно работает, вовремя сдаёт домашние задания, и ставит такому добросовестному школьнику высокие оценки, что, в свою очередь, мотивирует его учиться ещё усерднее.

Доброжелательность

Этот фактор оказался не очень важным для успеваемости. Учёные обнаружили небольшое его влияние на результаты в изучении языков и совсем незначительное — на успехи в STEM-дисциплинах.

В оценивании заметили только один любопытный нюанс: доброжелательность слегка улучшает результаты тестов по языковым дисциплинам, а вот тестовым баллам в STEM-предметах даже немного вредит.

Исследователи пока не готовы объяснить, с чем это связано. Но они допускают, что изучение языков предполагает общение и сотрудничество, тогда как точные и естественные науки больше ассоциируются с конкуренцией, которая лишь усиливается при тестировании. А в условиях конкуренции доброжелательные ученики чувствуют себя дискомфортно, что может сказываться на их результатах.

Нейротизм

Склонные к негативным эмоциям и тревожные ученики в среднем показывают худшие результаты, чем их сверстники с низкими показателями нейротизма, то есть более спокойные и уравновешенные. И как показал метаанализ, этот эффект сильнее проявляется при изучении STEM-дисциплин.

Также нейротизм заметнее влияет на тестовые баллы, чем на оценки в классе, — и в STEM, и в языковых дисциплинах. При этом в STEM-дисциплинах эта черта всё же воздействует и на оценки в классе, тогда как в изучении языков — почти нет. Возможно, это объясняется математической тревожностью, которая нередко возникает у людей, по натуре склонных к переживаниям, и проявляется в любых математических активностях, будь то урок в классе или тестирование.

Что это означает для образования

Метаанализ подтвердил, что связывать личностные характеристики с общей успеваемостью — не самый эффективный подход. Гораздо перспективнее изучать влияние черт личности на результаты в разных предметных областях. Однако учёные пока осторожны в своих выводах и не дают рекомендаций, как результаты этой работы могут быть полезны учителям на практике. По их словам, требуются дальнейшие исследования, чтобы объяснить выявленные связи и охватить другие предметные области (например, социальные науки) и возрастные категории.

Также авторы метаанализа считают, что было бы интересно использовать в будущих исследованиях психометрическую модель BESSI (англ. Behavioral, Emotional, and Social Skills Inventory, «Перечень поведенческих, эмоциональных и социальных навыков»). Она состоит из пяти групп навыков:

  • Социальное взаимодействие: навыки, используемые для активного общения с другими людьми.
  • Сотрудничество: навыки поддержания позитивных социальных отношений.
  • Самоуправление: навыки эффективного выполнения задач и достижения целей.
  • Эмоциональная устойчивость: навыки регуляции эмоций и настроения.
  • Новаторство: навыки взаимодействия с новыми идеями и опытом.

Эти категории в чём-то соотносятся с факторами «Большой пятёрки», но представляют собой именно навыки, а не личностные черты. На навыки легче влиять педагогическими методами, чем на черты личности. Поэтому выяснить, как с успехами учеников в разных дисциплинах связаны именно группы навыков из модели BESSI, было бы полезнее для практики, считают учёные.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована