Образование
#статьи

«Я тоже выращу армию»: как изменилось женское образование в Афганистане

Учить девочек и женщин в этой стране всегда было опасно. Учиться — тоже. Сейчас ставки как никогда высоки. Но всё равно есть те, кто готов рисковать.

Фото: Majid Saeedi / Contributor / Getty Images

24 мая 2011 года у одного из домов в афганской провинции Логар раздался выстрел — убили директора местной школы для девочек Хана Мохммада. Убийство было спланированным: Хану неоднократно поступали угрозы и предупреждения от радикальных исламистов — не нужно учить девочек. Но мужественный директор не собирался останавливать работу.

Десять лет спустя, в 2021 году, к власти в Афганистане вернулось движение «Талибан» (террористическая организация, запрещённая в России), члены которого — ярые противники женского образования. В августе Шабана Басиж-Расих, директор другой школы для девочек, находящейся в Кабуле, выложила в Twitter видео с горящими бумагами. Она написала:

«В марте 2002 года, после падения „Талибана“, тысячи афганских девочек были приглашены в ближайшую общеобразовательную школу, чтобы принять участие в тестировании для распределения по классам, поскольку „Талибан“ сжёг все записи о девочках-ученицах, чтобы стереть упоминание об их существовании. Я была одной из этих девочек. Почти 20 лет спустя, как основательница единственной школы-пансиона для девочек в Афганистане, я сжигаю всю информацию о моих ученицах, чтобы защитить их и их семьи. <…> Я разбита и подавлена из-за происходящего с ними».

Как выглядит война за образование

С 1996 по 2001 год получать образование женскому населению Афганистана было запрещено, поскольку, по убеждениям правительства талибов, управлявшего страной в то время, это противоречило законам шариата. С появлением в стране американских вооружённых сил и началом войны ситуация изменилась: девочкам снова разрешили учиться, а в образование, в том числе женское, было вложено несколько миллиардов долларов.

В 2001 году в школу пошли всего пять тысяч афганских девочек, а спустя десять лет — больше двух миллионов учениц. Этот «образовательный проект» до сих пор считают самым удачным в истории современных преобразований Афганистана. Но ситуация была далека от радужной: и для учениц, и для их педагогов даже сам поход в школу продолжал быть опасным. Противники женского образования сделали для этого всё возможное.

В 2008 году гуманитарная организация CARE, Всемирный банк и Министерство образования Афганистана представили доклад «Знания в огне: нападение на образование в Афганистане». Они указывали, что только с января 2006 года по декабрь 2008-го в Афганистане произошло 1145 нападений разного рода на школы, учителей и учеников: сюда попадали и поджоги, и убийства, и угрозы. В одном 2008-м таких нападений насчитывалось 670. Всего за исследуемый промежуток времени было убито 103 сотрудника школ: учителя, директора и чиновники профильного министерства.

«Учителя и другие специалисты в сфере образования невероятно пострадали от физических нападений: их избивали, были сообщения о казнях через отрубание головы, их дома сжигали», — говорится в докладе.

В стране бывали и массовые нападения. Так, сообщалось о похищении 125 афганских учителей — из-за того, что зарплаты они получали на банковские карты, а не наличными деньгами, которыми пришлось бы поделиться с радикальными группировками (некоторые школы и отдельных сотрудников заставляли откупаться от нападений).

Нелегко пришлось и школьницам. Например, в том же 2008 году две ученицы афганской школы ослепли после нападения— в лицо девушкам брызнули кислотой из водяных пистолетов. Ещё несколько девочек тогда были ранены.

В 2009 году в течение двух недель ученицы и сотрудники сразу нескольких учебных заведений были госпитализированы из-за отравления газом. Как именно он попадал в школы и кто был ответственен за нападения — неизвестно, но пострадало больше сотни человек, включая преподавателей и административный персонал. Ситуация повторялась из года в год в разных школах. Например, в 2015-м жертвами газа стали около 300 девочек из двух образовательных учреждений.

Нападению подвергались не только люди, но и сами здания школ — отдельные группировки сжигали и разрушали их. Это приводило к последствиям, которых, очевидно, и добивались: например, в 2015 году издание The Observer сообщало, что из восьми миллионов учащихся в стране 500 тысяч человек не посещают учебные заведения, а 10% школ закрыли свои двери из-за страха перед нападениями.

Представитель министерства образования в провинции Логар, слова которого приводило издание, отмечал, что давать девочкам образование очень трудно: «Больше трёх тысяч девочек, которые должны быть в пятом классе и последующих, вынуждены оставаться дома. Тридцать преподавательниц — то есть все преподавательницы в регионе — также вынуждены были уволиться».

С 2017 по 2019 в Афганистане произошло больше 300 нападений на школы, пострадало или погибло в них как минимум 410 учеников, учителей и административных сотрудников, сообщала Глобальная коалиция по защите образования от нападений.

Летом 2021 года власть в стране вновь перешла к «Талибану». Новое правительство Афганистана уверяло мировую общественность, что девочкам и женщинам будет разрешено вернуться в учебные заведения с соблюдением ряда условий. Среди них, например, полностью раздельное образование для мальчиков и девочек, обязательное ношение никаба.

Но пока возобновить учёбу смогли только девочки до шестого класса в некоторых школах, в паре городов в учебные заведения также пустили старшеклассниц. Историю одной из таких школ, в которую девочкам было разрешено вернуться, недавно опубликовала газета The New York Times. Мама двух учениц рассказала корреспонденту издания, что одна из её дочерей упала в обморок, прежде чем выйти из дома в первый учебный день, — так велико было напряжение.

При этом мать попросила педагогов школы не позволять девочкам получать слишком много удовольствия от обучения. К такому шагу её подтолкнули воспоминания о прошлом: во времена первого захвата власти «Талибаном» ей, профессору литературы в университете, пришлось оставить любимую работу. «Это очень хрупкое поколение. Если [моя дочь] не сможет пойти в университет, она будет абсолютно раздавлена», — прокомментировала она.

Но педагоги как внутри страны, так и за её пределами стараются сделать всё возможное, чтобы оказать помощь ученицам.

Как на выручку афганским женщинам пришли «подпольные» школы и онлайн

В октябре 2021 года газета The Times сообщила, что в Афганистане начала работу секретная онлайн-школа для девочек старше 12 лет, сейчас в ней занимаются 100 учениц. Открыла школу благотворительная организация Learn Afghanistan. В программу вошли STEM-предметы, обучение веб-дизайну и программированию. Девочкам также объясняют, как найти необходимые материалы для самостоятельной подготовки.

«Мы обучаем 100 девочек, которые станут будущим Афганистана. С помощью планшетов они учатся вместе и получают домашние задания в течение недели. У нас [работают] женщины-педагоги, эксперты в своих сферах», — сообщила основательница организации Паштана Дуррани.

Одна из учительниц этой школы, Назифа Рахмати, рассказала газете, что она боится последствий, хотя и не планирует отступать от своих обязанностей. «Мы все очень переживаем, особенно в контексте получения женщинами доступа к образованию. Поэтому эта программа так важна», — рассказала она.

Секретные школы не впервые появляются в Афганистане. Например, уже упоминавшаяся Шабана Басиж-Расих посещала секретную школу в начале нулевых.

«Когда „Талибан“ пришёл к власти и они запретили женщинам выходить из дома, а девочки в основном не могли посещать школы, были всё же сильные женщины, которые готовы были рискнуть. Они открыли школы в своих собственных гостиных, чтобы учить девочек. В секретной школе, в которой училась я, было около сотни учениц. Все мы приходили в разное время и притворялись, что являемся членами семьи [живущей в доме, где была организована школа]. Приходить туда начинали с шести утра, а закрывалась школа в 16:30. Для многих учениц школа была очень далеко, например, я жила в 45 минутах от неё», — рассказала она.

Её собственным ученицам повезло чуть больше: им не пришлось тайными тропами добираться до школы — директору удалось организовать массовый побег из Афганистана в Руанду для сотрудников, самих школьниц и их семей.

Это, кстати, не единственный случай побега. Например, с помощью международных организаций из Афганистана смогла уехать женская команда страны по робототехнике (её участницы — девочки-подростки). Спасти учеников и учителей также удалось Афганскому национальному институту музыки — сто человек эвакуировались в Катар. Директор института, доктор Ахмад Сармаст, рассказал радиостанции NPR, что заплакал, когда самолёт с эвакуированными наконец взлетел.

Его ученикам грозила смертельная опасность: во-первых, обучение в институте было смешанным, а во-вторых, там ещё был женский оркестр, который выступал по всему миру, — всё это недопустимо в глазах нового правительства Афганистана. Степень угрозы доктор Сармаст и его подопечные прекрасно понимали: на их концерте в 2014 году взорвалась бомба, в результате нападения директор института на некоторое время лишился слуха, а врачам пришлось хирургически удалять шрапнель из его головы и тела.

Но покинуть страну могут не все, поэтому учебные заведения в других странах не остаются в стороне. Например, 250 стипендий студенткам из Афганистана предложил Азиатский университет для женщин в Бангладеш. Образование в топовых вузах США и стипендии на конкурсной основе также предлагает благотворительный фонд Ялды Хаким (организация, основанная известной британской телеведущей).

Однако дальше всех пошёл калифорнийский некоммерческий университет University of the People: он предложил тысячу стипендий с возможностью получить онлайн-образование для девушек, которых лишили возможности получать образование в родной стране.

«Наш университет был основан с верой в то, что образование — это фундаментальное право каждого. В результате трагических событий, которые происходят в Афганистане, и из-за серьёзной тревоги за женские права в целом и в образовании в частности, мы хотим убедиться, что афганские женщины продолжат получать доступ к высшему образованию», — подчеркнул президент университета Шай Решеф.

Университет принял в два раза больше заявок, чем ожидалось, — и уже успел найти финансирование на обучение всех подавших заявок. «С нами они смогут учиться дома, и никому не нужно об этом знать», — отметил Решеф в комментарии для журнала Time.

Студентки, которые начали заниматься по онлайн-программе 1 ноября, рассказали изданию, что хотя на пути их ждёт немало трудностей (в том числе из-за плохо работающего интернета и высокой стоимости провайдерских услуг), они серьёзно настроены получить степень. Например, одна из студенток по имени Фара отметила, что будет заниматься ночью, после того как уложит спать детей.

«Я хочу продолжить исполнение моей мечты. Я планировала своё будущее и теперь хочу его добиться», — сказала она.

С чем приходится сталкиваться педагогам

Положение афганских учительниц продолжает оставаться очень трудным. Хотя некоторые женщины-педагоги вернулись к работе, удалось это не всем.

В октябре 2021 года правозащитная организация Amnesty International опубликовала несколько свидетельств преподавателей, которые продолжают оставаться в стране. Одна учительница рассказала сотрудникам AI, что получила письмо от представителей «Талибана», в котором было сказано, что если её поймают, то отрежут уши — за то, что она преподавала спортивные дисциплины в смешанных классах. Теперь эта девушка прячется, и даже её семья думает, что она уехала из Афганистана.

Ещё одна молодая учительница сообщила, что она и её 16-летний брат были избиты членами группировки в августе. Нападение произошло во время урока английского языка, который один из избивавших назвал «языком неверных». Другая преподавательница пожаловалась, что ей также поступали угрозы из-за опубликованных в СМИ комментариев с жалобами на зарплату и отсутствие у женщин доступа к получению образования. Этой учительнице и её коллегам пригрозили, что их выселят из домов, которые предоставило прежнее правительство страны.

Несмотря ни на что, педагоги не сдаются. «Я тоже выращу армию, совсем как „Талибан“, — только моя будет состоять из образованных целеустремлённых женщин», — процитировала газета Guardian обещание Паштаны Дуррани.

Контекст

В 2020 году Глобальная коалиция по защите образования от нападений объявила, что с 2015-го по 2019 год в мире произошло больше 11 тысяч случаев нападения на школы, учеников и учителей в 37 странах. Среди стран с высоким уровнем насилия Турция, Сирия, Палестина, Судан, Йемен, Камерун, Конго, Филиппины, Индия, Пакистан и, конечно, Афганистан. В результате атак пострадали или погибли как минимум 22 тысячи человек.


* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook* и Instagram* на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».
Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована