Образование
#Руководства

Как давать формирующую обратную связь в онлайн-курсе: 6 важных принципов

Эти советы пригодятся как для синхронных, так и для асинхронных занятий.

Иллюстрация: Оля Ежак для Skillbox Media

Фото: личный архив Ксении Богомазовой

Ксения Богомазова

  • Преподаватель;
  • психолог, тренер;
  • переводчик;
  • координатор Ресурсного центра АНО «Партнёрство каждому ребёнку».

Материал подготовлен на основе вебинара на платформе «Ракурс».

Обратная связь может стать не менее полезным инструментом в обучении, чем стандартные задания и практические работы. Особенно если речь идёт об онлайн-занятиях — ведь в них, в отличие от офлайна, не всегда есть возможность что-то быстро поправить, скорректировать или обсудить после урока.

Несмотря на пользу обратной связи, её часто дают «для галочки» — есть, и хорошо. А вот чтобы сделать её реально полезной для ученика и эффективной при обучении, нужно соблюдать несколько важных принципов, которые мы разберём ниже.

Сначала определим, какой вообще бывает обратная связь.

  • Результирующая (summative).

Это то, что называют аттестацией, — баллы, отметки или «зачёт» в конце семестра. Обычно такую связь дают в конце блока, модуля или всего курса, в общем, при завершении определённого отрезка обучения.

Представим классический пример: ученик проходит онлайн-курс и для перехода к следующему модулю ему нужно пройти тест. Он набирает 60% верных ответов и формально может переходить к следующему блоку обучения. Но система показывает ему, только какие ответы правильные, а какие — нет. Реальной пользы от этого для ученика мало.

  • Формирующая (formative).

Эта оценка привязана непосредственно к отметке или результату. Её задачи — показать ученику направление для развития, помочь в совершенстве знаний и навыков, мотивировать его. Обычно такую оценку дают в процессе учёбы — например, после выполнения заданий, тренингов и так далее.

Именно последний вид помогает ученику не просто понять, что он сделал хорошо, а что не очень, но и значительно продвинуться в обучении. А составить качественный ответ помогут шесть принципов обратной связи.

Разберём их.

Принцип №1


Фокусируйтесь на процессе обучения

Качество обратной связи (ОС) зависит в первую очередь от подготовки. Очень важно «привязать» обратную связь к процессу учёбы — это сделает её понятной и доступной, да и в целом снизит тревожность студентов при выполнении любого вида заданий.

Привязку к процессу необходимо заложить ещё на этапе проектирования программы. Вот что стоит для этого сделать:

  • Объясняйте цель задания и критерии его оценки.

Лучше прописать их заранее. При этом цель можно формулировать по-разному (например, «отработать навык», «усвоить правило», «запомнить принципы» и так далее). А критерии оценки должны быть прозрачными и ясными.

Для чего это нужно? Без пояснений ученик рискует просто не понять, как оценивали его работу и почему он получил не тот результат, к которому стремился.

Кроме того, любое задание или тест — это стресс для тех, кто учится. Чем больше неопределённости (мало ли что и как проверять будут!), тем хуже будут результаты. Простое «нажимание кнопок» наугад вряд ли даст обучающий эффект.

  • Используйте примеры, модели и образцы.

Стоит показать ученикам, как может быть выполнено упражнение или задание, а ещё лучше подкрепить это примерами. Причём не только до выполнения задания, но и после. Если человек допустил в работе ошибки, покажите ему образец, чтобы он не допускал промахов в будущем.

  • Показывайте прогресс и точки роста.

Мотивация — важный критерий формирующего оценивания. Когда человек видит, что не стоит на месте и продвигается (даже если ошибается иногда), он куда больше будет вовлечён в процесс. А это, конечно, влияет и на успехи, и на желание развиваться.

Здесь помогут фразы в духе «Месяц назад вы выполнили задание вот так, а сейчас узнали больше — и получилось гораздо лучше». Можно указать и на точки роста: «Хорошо бы доделать работу вот так, и обратите внимание на…»

В результате человек (и взрослый, и ребёнок) может управлять своим процессом обучения — он понимает, куда именно ему двигаться, как развиваться и какие действия предпринять в будущем.

Принцип №2


Привязывайте обратную связь к предмету обучения

Второй важный постулат — соотнести обратную связь с тем, что человек учит.

Возьмём в качестве примера обратную связь на воображаемом онлайн-курсе для начинающих грибников. Задача ученика — на основе конкретных признаков определить, съедобен ли изображённый на фотографии гриб, и написать объяснение, почему он пришёл к тому или иному выводу.

После выполнения задания преподаватель пишет такой ответ:

«Ксения, спасибо за ответ. Он засчитан, вы всё верно отметили. Хочу сказать вам, что ваши ответы всегда интересно читать — они образны и полны важных фактов».

Это тот случай, когда обратная связь сформулирована неудачно:

  • Невозможно понять, о чём идёт речь (ведь студент и сам может этого уже не помнить!), связи с предметом обучения нет.
  • Ответ не относится к заданию — ведь вряд ли его суть относится к обилию деталей в описании. Конечно, фраза «ваши ответы всегда интересно читать» — просто элемент мотивации, похвала и побуждение продолжать. Но мотивация тоже должна относиться к обучению, а не существовать сама по себе.

А вот другой подход к ответу на это задание:

«Ксения, спасибо за ответ! Вы правы, на фотографии действительно изображены ложные опята, эти грибы есть нельзя. Вы верно определили, что цвет шляпки слишком яркий, а цвет пластинок желтоватый, что нехарактерно для съедобных опят. Обратите внимание, что есть и другие важные признаки, о которых вы не упомянули. Например, у ложных опят нет „юбочки“ на ножке.

Рекомендую ещё раз внимательно пересмотреть урок „Признаки ядовитых грибов“ и внимательно перечитать раздел 5 в инструкции к этому уроку».

Теперь всё стало понятнее:

  • мы можем сделать вывод, о каком задании и предмете идёт речь;
  • преподаватель не только подробно прописал ответ ученика, но и дополнил его важными деталями, о которых студент мог забыть или на которые мог не обратить внимания.

Есть два способа привязать обратную связь к предмету обучения:

  • Устранять разницу между текущим и желаемым уровнем владения навыком.

Возьмём в пример всё тот же урок со съедобными и ядовитыми грибами. Студенту нужно описать, как он будет определять, можно ли ему съесть тот или иной гриб. То есть в письменном виде воспроизвести пошаговый алгоритм: сначала оценить внешний вид гриба, потом запах, а при необходимости посмотреть на разрез гриба.

О первом этапе студент сказал, про второй совсем забыл, а в третьем перепутал оттенки цвета ножки гриба в разрезе. Тогда мы можем вернуться к цели: обратим его внимание на то, чему он учится, что запоминает, какой навык формирует. И постоянно будем напоминать ему о конечной точке обучения.

Например: «Очень важно научиться отличать съедобные грибы от ложных, ведь на кону стоит как минимум успех похода, а как максимум — ваша жизнь. Поэтому в идеале к концу этого модуля вы будете обращать внимание не только на внешний вид грибов (иногда их трудно отличить), но и на запах и вид в разрезе».

Чем чаще ученики возвращаются к цели, тем быстрее они будут восполнять пробелы.

  • Привязать обучение к реальности.

То есть приводить ситуации из реальной жизни и объяснять, как предложенное решение той или иной задачи выглядело бы на практике. Например: «Если вы встретите такие опята в обычном лесу и попробуете их на вкус, то рискуете отравиться. Поэтому в реальных условиях также важно обратить внимание на запах — у съедобных он типичный „грибной“, а вот ложные обычно пахнут землёй».

Принцип №3


Обеспечьте ученика нужной информацией

Недостаточно просто «проинформировать» человека, как он выполнил задание. Каждый ответ можно дополнить необходимым в данный момент материалом.

Вот несколько полезных стратегий, если ученик дал неправильный ответ:

  • Покажите правильный вариант, а затем объясните, почему он верный и как его можно использовать дополнительно.
  • Помогите в поиске ошибки, но не показывайте верное решение, а намекните, где именно искать ответ. Так, на обычных занятиях этот намёк может быть наводящим вопросом (и не одним), а в асинхронном варианте — подсказкой. После подсказки следует предложение ещё раз попробовать свои силы.
  • Вернитесь к теории. Предложите ещё раз посмотреть модуль (как в примере выше), изучить главу в учебнике и так далее. В онлайн-тесте пригодится функция «Вернуться к нужному слайду».

Если же ответ правильный или частично правильный, то давать развёрнутую обратную связь тоже важно. В этом случае стоит ещё раз проговорить правильный ответ или дополнить его чем-то, обосновать, почему он верен.

Зачем это нужно? Иногда мы даём правильный ответ, но исходим из неправильной логики. А задача обучения, конечно, не в том, чтобы просто угадать верный вариант. Развёрнутое объяснение ответа помогает убедиться, что логика была верной, или позволяет ученику понять, что он ошибся в своих рассуждениях.

Принцип №4


Прорабатывайте ложные представления

Предыдущий пункт приводит к следующему важному постулату — с помощью обратной связи можно и нужно бороться с ложными представлениями. Особенно это касается, конечно, взрослых, ведь они приходят на учёбу с багажом собственного опыта и знаний, подчас неправильных или устаревших.

Бороться с искажениями можно несколькими способами:

  • Выясните, что ученики уже знают и умеют по теме, которую собираются проходить.

Проще говоря, прощупайте почву — возможно, их опыт идёт вразрез с тем, чему их будут учить. Это предупредительная, но эффективная мера.

  • Задавайте больше вопросов.

О том, что за верным ответом может скрываться неверная логика, уже говорилось, а вопросы помогут эту логику «вскрыть». Здесь хорошо поможет вопрос: «Почему?» Например, почему этот гриб — ядовитый.

  • Учитывайте типичные ошибки, которые делают ученики.

Например, у студентов всегда возникает проблема с употреблением артикля в английском языке или продажники в скрипте по общению с клиентом никак не могут запомнить некоторые фразы.

Такие ошибки можно использовать как дистракторы — сделать предварительный тест, а в задании указать как верный вариант, так и очень похожий на верный. Так можно сразу обнаружить учеников с некими заблуждениями, помочь им и всей группе — просто подсветить, что ошибка распространённая.

Принцип №5


Давайте обратную связь вовремя

Время в обратной связи играет важную роль, особенно если речь идёт о тех, кто начал что-то изучать с нуля. Для таких случаев оптимальной будет немедленная обратная связь — та, которую можно сразу же использовать.

Например, если на синхронном занятии преподаватель видит, что студент совершил ошибку, — он сразу останавливает его, корректирует и предлагает ещё раз попробовать свои силы в новом упражнении. Точно так же должно быть и в асинхронном формате — человек допускает ошибку, ему сразу на неё указывают и предлагают дополнительное упражнение или задание.

Фото: fizkes / Shutterstock

Почему хороша именно немедленная обратная связь? Представьте, что на тренировке по плаванию юноша-пловец прыгает в воду разными способами, а тренер всё занятие просто за ним наблюдает. Когда занятие заканчивается, тренер начинает объяснять парню, когда и что тот сделал неправильно. Но эффекта от этого не будет — тренировка окончена, у спортсмена нет возможности поработать над ошибками под присмотром. Он просто забудет эти комментарии на следующий день и опять повторит неправильные действия.

Однако есть и другой вид обратной связи — отложенный. Его можно аккуратно использовать, но только с уже более опытными студентами. Например, студенты выполняют какое-то действие и записывают это на видео, а потом преподаватель отсматривает запись. Это может быть и самопроверка, если учащийся действительно хорошо мотивирован.

Принцип №6


Структурируйте обратную связь

Если обратная связь написана сумбурно, «как пойдёт» — то толку от неё будет мало, ученик просто ничего не усвоит. Поэтому для каждого ответа нужна структура.

Есть несколько вариантов структуры обратной связи:

  • Повторить ответ ученика (будь он правильный или нет), затем назвать правильный ответ, а потом дать обоснование.
  • Привязать обратную связь к структуре материала. Например, если специалисты по продажам учат скрипт разговора с клиентом, состоящий из нескольких этапов, то и обратную связь надо давать по каждому этапу.

    Если задание было по теории, то и обратная связь должна быть построена соответствующе: отдельно по каждому аспекту знания теории, который проверялся в этом задании.
  • Давать обратную связь строго по критериям. Они, как уже говорилось, должны быть чёткими, понятными, и знать о них студентам нужно заранее. Как это может выглядеть: в обратной связи по эссе преподаватель сначала оценит логику изложения, потом образность речи, использование литературных приёмов, которые проходили на занятиях, и так далее.

В любом случае у ответа студенту должна быть структура. Если обратная связь не структурирована, она тяжело воспринимается и её сложно использовать для того, чтобы улучшать знание теории или совершенствовать навык.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована