О чём вообще речь
Сегодня некоторые школы в США работают в режиме четырёхдневной учебной недели. Так, по состоянию на 2018/2019 учебный год на четырёхдневку перешли 1607 (1,2%) школ во всей стране.
Причём это касается образовательных организаций, расположенных как в крупных городах, так и в сельской местности. Однако в разных типах местности школы сокращают учебную неделю по разным причинам: в городах прежде всего стараются защитить педагогов от чрезмерной нагрузки и выгорания, а также сэкономить деньги, а в сёлах такое решение принимают, потому что этот режим лучше согласуется с тамошним жизненным укладом. То есть, например, цель сэкономить отсутствует.
Сотрудники Университета штата Орегон решили выяснить, как пока ещё непривычный режим работы школ отражается на их учениках. Учёные проанализировали данные о 341 390 старшеклассниках за период с 2005 по 2019 год. Работа опубликована в журнале Education Economics.
Что выяснили
Как городские, так и сельские школьники, которые перешли на четырёхдневку, стали демонстрировать более плохую успеваемость по математике, чем ребята, которые продолжали учиться пять дней в неделю. В частности, это показали результаты стандартизированных тестов. Правда, у сельских школьников оценки оказались лучше, чем у ребят из больших городов. При этом на академических успехах по другим предметам новый режим учёбы не отразился.
А ещё выяснилось, что причина перевода школ на четырёхдневку может определять успехи учащихся. Если в крупных городах число учебных часов просто сокращают, то в сельской местности отменяемые занятия переносят на другие дни. Кроме того, в выходные там организуют факультативные занятия для школьников. В больших же городах всего этого не делают, поскольку иначе вводимые меры не будут способствовать экономии или снижению стресса у учителей.
Для сглаживания негативного эффекта от сокращения учебной недели авторы исследования порекомендовали школам внедрять асинхронное обучение, чтобы восполнять потерянные уроки.
В российских школах пока четырёхдневку, конечно, не обещают, но разговоры о четырёхдневной рабочей неделе идут давно, и недавно на эту тему в очередной раз высказывался зампредседателя Совета безопасности Дмитрий Медведев. По его мнению, пандемия создала условия для развития этого тренда.
Кстати, ранее мы писали о плюсах асинхронного обучения, и они не ограничиваются возможностью свободнее распоряжаться своим временем.