Как будет выглядеть онлайн-образование в 2030 году: названы 5 сценариев
Эксперт по трендам EdTech Патрик Бразерс в рамках проекта ReForum рассказал, как изменится сфера образования в ближайшие годы.
Meery Mary для Skillbox Media
29–30 июля проходил ReForum Winning The Hearts ― онлайн-форум, посвящённый современному человеку, его ценностям, деятельности и идеям. Спикеры обсудили значение XXI века в истории человечества, конфликт технологий и консервативного мышления, а также будущее онлайн-обучения. Последнему и был посвящён доклад Патрика Бразерса ― управляющего директора и сооснователя глобальной платформы по исследованию рынка образования HolonIQ. Именно на прогнозы HolonIQ обычно опираются эксперты, оценивая глобальные перспективы рынка EdTech.
Читайте также: Полная трансформация: как изменился EdTech
Бразерс рассказал, как будет выглядеть сфера образования в ближайшее десятилетие и под влиянием каких факторов она будет меняться. О том, что перемены неминуемы, говорит резкий рост показателей онлайн-обучения в 2020–2021 годах. Пандемия коронавируса, став разрушительной силой для многих отраслей, онлайн-образование, наоборот, подтолкнула к росту и сделала эту отрасль привлекательнее для инвесторов.
Платформа HolonIQ проанализировала 5000 статей и цитирований об образовании, чтобы обозначить действующие тренды. В результате исследователи сформулировали пять возможных сценариев развития системы образования в мире.
Сценарий №1
Education-as-Usual ― «Образование как всегда»
Прогнозируется, что к 2050 году число людей, которым необходимо образование, увеличится почти на два миллиарда ― с 7,8 млрд до 9,4 млрд человек. Бразерс утверждает, что нынешняя система образования не справится с таким потоком, а значит, нужно находить новые формы обучения. Уже сейчас различные навыки, которые не могут дать традиционные университеты, можно получить в альтернативных формах обучения ― например, на онлайн-платформах.
Сценарий №2
Regional Rising ― «Региональный рост»
Согласно этому сценарию, отдельные страны, понимая, что у них не хватает ресурсов, могут объединяться и создавать образовательные экосистемы, чтобы получить преимущество. В рамках «коллаборации» они будут обмениваться студентами, преподавателями и так далее.
Сценарий №3
Global Giants ― «Глобальные гиганты»
Этот сценарий предполагает, что крупные технологические платформы вроде Amazon или Google станут доминантными на рынке образования. Благодаря своим масштабам они будут легко обмениваться информацией и давать качественный образовательный продукт. Сыграет роль и то, что у них высокий уровень технологической интеграции.
Сценарий №4
Peer to Peer ― «От человека к человеку»
Никаких кампусов, университетов, посредников ― в этом сценарии преподаватель-эксперт и ученик работают напрямую. И, судя по статистике HolonIQ, у этого варианта будущего большие шансы стать реальностью. По словам Бразерса, при таком формате обучения знания демократизируются и становятся более доступными, а качество и скорость их передачи повышаются. При этом образование становится перспективным для инвестирования.
Посредников просто вынимают из процесса. Если у меня есть навыки, которые я могу передать тебе, я буду это делать напрямую, где бы я ни находился: онлайн, офлайн, ещё как-то. Есть эксперты, есть те, кто хочет стать экспертами. И они передают эти знания напрямую, не используя ни школы, ни университеты, ни платформы. Происходит прямое обучение, прямое потребление знаний.
Патрик Бразерс
Сценарий №5
Robo Revolution ― «Робореволюция»
При таком развитии событий в каждом классе преподавателю будет помогать искусственный интеллект. Благодаря тому, что ИИ сможет отслеживать успеваемость учеников и индивидуально распределять нагрузку на каждого участника образовательного процесса, обучение станет персонализированным. В «робобудущем» преподаватель будет выступать, скорее, в качестве коуча или ментора, так как немалую часть процесса возьмут на себя технологии.
Какой сценарий выберет мир?
Еще до пандемии HolonIQ проводила опрос среди 5000 образовательных и инвестиционных организаций о предпочтительном сценарии развития. В финальной выборке представлены Австралия, Китай, Израиль, Франция, Германия, Россия, Великобритания и США. Вариант классического образования практически не нашел отклика у респондентов. В создании региональных экосистем образования заинтересованы Россия, США, Германия (23%, 19% и 19% соответственно). Большинство стран видят будущее именно за обучением без посредников (максимум доверия к этому сценарию во Франции ― 55%, в России ― 32%) и роботизацией образовательного процесса (максимум в Китае ― 45%, в России ― 22%).
Патрик Бразерс уверен, что сейчас студентам нужны в первую очередь практические навыки. Престиж, бренд ― не так важны, как результат. И современное образование должно отвечать этому запросу.