Бизнес
#статьи

Полная трансформация: как изменился EdTech и что его ждёт

Почему Россия занимает лишь 1% мирового EdTech и сколько стоит самый дорогой на планете образовательный стартап.

 vlada_maestro / shutterstock

Из всех рыночных секторов EdTech в пандемию получил самые интересные возможности: связанные с коронавирусом ограничения стимулировали его развиваться во всех направлениях. Согласно данным HolonIQ, за 2020 год в EdTech-стартапы было инвестировано 16,1 млрд долларов, это в два раза больше, чем за 2018 год. Особенно мощной была вынужденная динамика рынка в России.

Последние несколько лет наш рынок EdTech развивался в основном за счёт образования для взрослых. «Общешкольную» часть сдерживал консерватизм российской системы, однако пандемия стала мощным драйвером и в этом сегменте. Изучаем, что именно изменилось в России и в мире и как дальше будет развиваться EdTech.

EdTech перед пандемией и во время неё

Что происходит с рынком?

Мировой рынок образования вместе с входящим в него EdTech начиная с 2000 года показывает хороший рост. По данным HolonIQ, с 2010 по 2015 год его объём увеличился на 1 трлн долларов и достиг 5,2 трлн. К 2020 рост замедлился, и к концу прошлого года объём рынка составил 5,4 трлн. Через пять лет рынок может вырасти до 7,3 трлн долларов.

С чем связан подъём рынка?

В исследовании HolonIQ говорится, что спрос на цифровые образовательные решения увеличится, среди прочего, из-за роста числа школьников и студентов. За последние 30 лет потребителей в сфере образования стало больше на 2,3 млрд, такая же динамика сохранится в следующие 30 лет. Это обусловлено ростом населения в развивающихся странах.

Что может поддержать рост?

В 2018 на проекты по цифровизации образования было потрачено 152 млрд долларов, то есть 2,6% от всего объёма рынка. Этого оказалось недостаточно, чтобы учебные заведения подготовились к работе в условиях пандемии. Во время самоизоляции резко возрос спрос на цифровую трансформацию обучения. По итогам прошедшего года траты на EdTech составили уже 227 млрд долларов, или 3,6% от объёма рынка. К 2025 эксперты HolonIQ прогнозируют увеличение доли EdTech до 5,2% от общих затрат.

Антон Сажин (CORE):

Текущие подходы очного обучения из XIX века с доской и мелом не выдерживают никакой критики.

Относительно низкий уровень затрат на цифровизацию во многом объясняет то, с чем мир пришёл к началу коронавирусного кризиса: нехватку гаджетов как у учащихся, так и у педагогов, плохой доступ к интернету, недостаточное техническое оснащение школ. И с этими проблемами столкнулся весь мир: например, во Франции резко обострилось цифровое неравенство. Хотя сама страна — в числе лидеров по развитию IT-рынка.

Антон Сажин, CEO и основатель образовательной платформы CORE, уверен, что рынок давно ждал этой резкой трансформации: «Система образования — отрасль консервативная, и не только в России. Переход в онлайн позволил давно нарастающим трендам проявиться. Текущие подходы очного обучения из XIX века с доской и мелом не выдерживают никакой критики и экономически нерентабельны в связи с низкой производительностью. Цифровые технологии жизненно необходимы».

В пандемию разброс стартапов по секторам стал следующим: половина ведущих европейских проектов EdTech занимается корпоративным образованием, дальше — K12 (школа) и университеты. В Северной Америке картина другая — 30% ведущих EdTech-стартапов ориентированы на корпоративный сектор, остальные работают в K12 и со студентами. При этом растёт потребность в подобных проектах именно со стороны B2B-клиентов. В Индии и Южной Азии распределение по трём основным секторам получилось равномерным, при этом из-за того, что местный рынок молодой, он следует строго за потребительским спросом.

К середине ноября 2020 в мировом EdTech насчитывалось 20 стартапов-единорогов, при этом на первых четырёх строчках — азиатские (Китай и Индия), за ними следуют американские. Список составлен в основном из проектов США, Китая, Индии. Больше всех инвестиционных средств привлёк Yuanfundao (его оценка достигла 15,5 млрд долларов) — это комплекс продуктов онлайн-обучения для школьного сегмента (K12), разрабатываемый с 2012 года. Компания предлагает репетиторскую платформу, приложение для английского языка, банк вопросов-ответов, проверку математических задач.

Источник данных: HolonIQ

Среди единорогов также есть американский стартап Duolingo (оценен в 2,4 млрд долларов), работающий в том числе и на русском языке. Компания предлагает учить английский, французский, испанский или немецкий в игровой форме, имеет свою платформу для школ, тесты, результаты которых принимают университеты. Другой американский единорог — Udemy (3,3 млрд долларов). Это база из 130 тысяч курсов в любых категориях — от бизнеса до музыки и личностного роста.

Источник данных: HolonIQ

Трансформация российского рынка

В глобальной EdTech-индустрии доля российского рынка — всего 1%: по неточным данным, это 45–50 млрд рублей в 2019 году. Однако, хоть Россию и нельзя сравнить, например, с Китаем, динамика роста у отечественного рынка хорошая — 20–25% ежегодно.

По этой причине в марте предполагалось, что по итогам 2020 года его объём составит уже 60 млрд рублей, но с учётом пандемии цифры могут оказаться и больше. Однако преимущественно российский EdTech развивается за счёт корпоративного и дополнительного образования для взрослых — на эти секторы суммарно приходится 50% объёма рынка.

Сергей Богданов (YellowRockets):

Зарабатывать на этом [школьных стартапах] деньги не получится, поэтому стартапов в системе школьного образования не выросло.

Сложность со школьным сектором (K12) объясняет Сергей Богданов, CEO YellowRockets, сооснователь фонда YellowRockets.vc: «В России волна школьных техстартапов прошла примерно в 2014 году, когда были „Дневник.ру“ и другие решения. Это огромный сектор, но приходится бороться с системой в целом и с системой бюджетирования образовательных заведений».

Богданов пояснил Skillbox Media, что зарабатывать на этом деньги не получится, поэтому стартапов в системе школьного образования не выросло. «Из-за этого в пандемию ученики и школы столкнулись с проблемами и стали каждый на своё усмотрение лепить монстров Франкенштейна из Zoom, WhatsApp, Slack, Discord. Все эти инструменты надо было совмещать и проводить уроки».

По его мнению, к концу прошлого года ситуация мало изменилась: «Всё так же большинство школ не приспособились и используют разные образовательные системы, страдают и ученики, и учителя. Это главная проблема, с которой придётся столкнуться российской системе образования в 2021 году».

Онлайн-платформами до введения массового дистанционного обучения пользовались лишь 64% педагогов, причём делали это не регулярно. Во время школьных уроков к ним прибегали 50% учителей. После первой волны коронавируса о работе с онлайн-платформами заявили уже 85% педагогов, из них почти каждый второй сообщил, что и дальше продолжит такую практику.

Источник данных: НИУ «ВШЭ»

Наиболее популярными сервисами оказались «Учи.ру», «ЯКласс». По второго квартала 2020 года обе компании показали рост выручки на 50% и 142% соответственно (по сравнению с тем же периодом 2019).

Причиной трансформации рынка стало освоение цифровых сервисов и инструментов, думает Антон Сажин: «Главный вызов сейчас — недостаток живого общения. И онлайн-школам приходится искать баланс между онлайн- и офлайн-технологиями». Сажин считает, что основной акцент в онлайн-образовании сместился в сторону технологий, вовлекающих в процесс обучения, — микролёрнинга, геймификации, AR/VR.

Первое полугодие 2020 подарило отличные возможности для развития некоторым из российских EdTech-стартапов: Lectera привлекла 2,1 млн долларов от европейских инвесторов, NovaKid — 1,5 млн долларов от LETA Capital. Хотя сделкой года стала покупка 25% компании «Учи.ру» (долю можно будет увеличить до контрольной) холдингом Mail.ru Group. Сумма сделки — 3,75 млрд рублей. Это можно считать признанием платформы «Учи.ру» одной из крупнейших среди российских LMS. Сегодня ей пользуются 8 млн школьников и больше 350 тысяч педагогов.

Илья Паршин, генеральный директор «Учи.ру», сообщил Skillbox Media, что эта сделка — большой шанс для дальнейшего роста: «Mail.ru Group имеет большой опыт взаимодействия с активно растущими стартапами, включая сектор EdTech. Поэтому сделка позволяет получить нам доступ к мощной экспертизе экосистемы Mail.ru Group, благодаря чему мы сможем расти дальше, улучшать продукт и развивать его на зарубежных рынках».

Инвестиционная активность в пандемию

Активность на мировом венчурном рынке в первом полугодии 2020 была ниже, чем в том же периоде 2019: 78 сделок на общую сумму 240 млн долларов. При этом рост инвестиционной активности в EdTech до пандемии был умеренным: с 2014 до 2018 объём вложений вырос в четыре раза — с 2 млрд долларов до 8 млрд долларов. А за 2020 стартапы получили уже 16,1 млрд долларов.

Почти половина венчурных инвестиций до пандемии приходилась на Китай, обладающий крупнейшим рынком образования. В 2020 году китайский рынок получил уже 60% венчурного капитала. Около 15% инвестиций пришлось на проекты из США, 14% — на рынок Индии, и лишь 5% — на страны Евросоюза и Великобританию.

Источник данных: HolonIQ

Сергей Богданов считает, что в 2020 году инвесторы на российском рынке были одинаково активны на поздних и на ранних стадиях: «Например, в начале года стартап MyBuddy.ai привлёк 1 млн долларов от фонда LETA Capital. А на днях была объявлена сделка клуба инвесторов Angelsdeck с проектом Educate Online. На российском рынке в этом году отличился Mail.ru Group».

Богданов уверен, что это положительная история для рынка, так как у Mail.ru уже было несколько сделок в EdTech: «Они получили долю в Skillbox, инвестировали в образовательный сервис SkillFactory. При этом в портфеле Mail.ru уже есть GeekBrains и последняя их публичная сделка была с проектом „Учи.ру“. Наличие стратега на рынке — это всегда хорошо для тех, кто строит на нём свои стартапы, и для венчурных инвесторов».

Богданов добавил, что, несмотря на отчасти сформированный рынок, искать новые ниши всё ещё возможно, поэтому в этом году он ждёт волну новых компаний в EdTech.

Александр Земляк, старший аналитик LETA Capital, также называет сферу EdTech одной из наиболее привлекательных для венчурного капитала в ушедшем 2020 году: «Если посмотреть на общий объём инвестиций компаний, которые закрывали раунды в течение 2020, окажется, что 40% от общего объёма привлечённых средств приходится именно на 2020. Если оценивать успешность компаний с точки зрения привлечённых инвестиций в этом году, то в фаворе у инвесторов был сектор General e-Learning (как Coursera, онлайн-курсы, маркетплейсы). Также отлично себя чувствуют компании из Education Management — онлайн-инструменты для мониторинга и вовлечения студентов, управления учебными планами».

Игорь Рябенький, управляющий партнёр фонда AltaIR Capital, отмечает назревающие глобальные изменения в секторе образования и огромную конкуренцию среди инвесторов за перспективные проекты.

«Нестабильность марта-апреля была недолгой, дальше всё восстановилось и даже пошло в гору: оценки стартапов не только не снижались, но и повышались в 2–4 раза за счёт конкуренции среди инвесторов. Конкретно наш фонд вкладывал средства не только на стадиях seed и roud A, но и на pre-seed, и вместо запланированных 10 стартапов мы в итоге выбрали 25, потому что появилось очень много достойных, перспективных проектов», — комментирует Игорь.

Новые тренды и перспективы

Если цифровые платформы для школьного образования стали более востребованы из-за вынужденной дистанционки, то централизованные комплексные сервисы ДПО и ДО (дополнительное образование — профессиональное и обычное) существенно и неожиданно нарастили выручку во втором полугодии 2020. По данным РБК, у Skillbox она увеличилась на 349% в сравнении с аналогичным периодом 2019 года, у GetCourse — почти на 200%, у Яндекс.Практикума — и вовсе на 625%. EdTech стал развиваться не только в школьном направлении.

Источник данных: Smart Ranking, TalentTech

Согласно мартовскому исследованию Интерфакс, ДПО и ДО пользуются спросом у 15% россиян, в то время как в развитых странах доля потребителей таких услуг доходит до 45%. А по итогам первого полугодия 2020 популярность онлайн-курсов в России возросла в 8 раз (цифры зависят от конкретной платформы). Причём студенты стали проходить даже курсы, которые покупались ранее, но «ждали своего часа». Во многом это связано с вынужденной необходимостью или повышать свою квалификацию, или искать способ сменить профессию. На фоне таких запросов перспективы развития у онлайн-университетов радужные.

«Что касается конкуренции со специализированными мобильными приложениями — это всё-таки разные аудитории, — отмечает Анастасия Веремьёва, директор по коммуникациям инвестиционного акселератора HR& ED-tech. — Одни выбирают прокачивать отдельные навыки, другие — получать полноценное ДПО. Кому-то актуальнее сразу окунуться в практику. Сфокусированные на одном предмете проекты вообще стремительно двигаются».

Веремьёва уверена, что, несмотря на небольшую долю российских проектов на фоне лидеров рынка EdTech, настоящий рывок ещё впереди. «Игроки стремятся поддерживать друг друга: сейчас не до борьбы, лучший путь — коллаборации. Стартапы, которые приходят к нам в акселератор — Edstein, SpeakerGuru, Diductio, BeSavvy, Vectorly, Hinted и другие, — вообще изначально нацелены на международные рынки», — рассказывает она.

Александр Земляк (Leta Capital):

К 2025 году появится первый полноценный онлайн-университет — в классическом понимании университета, но мирового масштаба.

Ускоренный рост рынка EdTech стал поводом для HolonIQ пересмотреть свой предыдущий прогноз, который делался до пандемии. Если ранее аналитики предсказывали рост рынка EdTech к 2025 году до 342 млрд долларов, то теперь их оценка составила 404 млрд долларов, что в 2,5 раза больше, чем в 2019. Такая динамика особенно показательна, если учесть, что по обновлённым данным мировой образовательный рынок к тому же году составит не 7,8 трлн, а 7,3 трлн долларов.

Активность крупных игроков тоже даёт основания думать, что динамика с завершением пандемии не замедлится. В частности, Яндекс и Mail.ru Group намерены сделать свои сервисы для видеоконференций к 2022 году и предоставить их школам. Пока неизвестно, произойдёт это на базе уже существующих платформ этих корпораций или будет новым проектом. А министерство просвещения решило запускать отечественный ВКС-сервис, разработанный с Ростелекомом на замену Zoom.

Оценки некоторых экспертов ещё оптимистичнее, чем описанные прогнозы. «Не удивлюсь, если к 2025 году рынок Edtech даже превысит ожидаемый рост x2,5 в сравнении с 2019 годом», — сказал Skillbox Media Александр Земляк, старший аналитик LETA Capital.

«Если представить себя сейчас в 2025, то мы, скорее всего, увидим, что от одной до трёх систем управления обучением (LMS) превратились в технологических монстров (наподобие сегодняшних FAANG), выйдя далеко за пределы e-Learning и став своеобразным Humanity Knowledge Management Super App», — добавляет он. Земляк полагает, что, скорее всего, к 2025 году появится первый полноценный онлайн-университет — в классическом понимании университета, но мирового масштаба.

Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована