Образование
#новости

Исследование: конспектировать лекции эффективнее, чем фотографировать слайды

Как оказалось, записи от руки во время онлайн-занятий помогают лучше запоминать информацию.

К такому выводу пришли специалисты из Национального университета Сингапура в исследовании, опубликованном в Journal of Experimental Psychology: Applied. О ходе и результатах эксперимента ведущий автор исследования Сара Ши Хуэй Вонг рассказала изданию Tech & Learning.

Как проходил эксперимент

Исследователи дважды проводили этот эксперимент с участием двухсот студентов. Участникам показывали серию видеолекций, состоящих из слайдов с фоновой озвучкой. Некоторые студенты могли конспектировать лекции, другие ― только фотографировать слайды, третьи ― лишь запоминали информацию, не делая записей или снимков. Чтобы уравнять возможности экспериментальных групп, содержание устной лекции преподавателя практически совпадало с информацией на слайдах.

После лекций участников протестировали, чтобы узнать, насколько хорошо они запомнили пройденный материал. Для чистоты эксперимента студенты проходили проверку в формате, который не совпадал с их способом изучения лекции. Например, если студент конспектировал лекцию, то тест он сдавал не в письменной форме.

К каким выводам пришли исследователи

Оба эксперимента показали похожие результаты. По словам Вонг, несмотря на то, что студенты, которые делали записи от руки, могли отразить в заметках не более 50% информации из лекций, они показали лучшие результаты, чем те, кто делал фото и мог сохранить 100% данных. При этом участники, снимавшие презентацию, справились с тестом так же плохо, как те, кто вообще никак не фиксировал материал.

После эксперимента участники, фотографировавшие презентацию или вообще не делавшие заметок, говорили, что во время занятия часто отвлекались. Эта рассеянность во внимании, отмечает Вонг, сказывалась на их результатах тестирования.

По мнению преподавательницы, во время конспектирования от руки студенты более сосредоточены и погружены в материал, из-за чего лучше запоминают его. Восприятие информации ещё успешнее, если учащийся записывает материал осмысленно: анализирует, обобщает, систематизирует.

Сара Вонг оговаривается, что в эксперименте не протестировали, эффективно ли делать заметки не от руки, а в электронном виде, на ноутбуке. На эту тему есть исследование 2021 года, которое провели учёные Токийского университета. Участникам предложили составить вымышленное расписание дел на два месяца вперёд ― и записать его от руки на бумаге, стилусом на планшете или сохранить в календаре на смартфоне. Оказалось, что те, кто делал записи на бумаге, запомнили расписание на 25% лучше. Исследователи предположили, что это связано не только с более высокой активностью мозга в процессе письма, но и с пространственно-тактильными ощущениями ― бумага более осязаема, чем дисплей.

Однако не стоит сбрасывать со счетов фотозаметки. Недавнее исследование американских учёных показало более оптимистичные результаты: там участники проведённого эксперимента лучше запоминали материал именно с тех слайдов, которые они фотографировали. Кроме того, они хорошо усвоили данные, которые преподаватель озвучил во время лекции, но не включил в презентацию.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Онлайн-школа для детей Skillbox Kids
Учим детей программированию, созданию игр, сайтов и дизайну. Первое занятие бесплатно! Подробности — по клику.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована