Образование
#статьи

Инновации в образовании — 2023: выбор экспертов Открытого университета

Ключевые подходы и технологии, которые могут изменить преподавание и обучение.

Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media

Каждый год Институт образовательных технологий Открытого университета Великобритании составляет список из десяти образовательных инноваций. В отчёты включают как новые для образования технологии, так и необычные педагогические подходы.

Главный критерий отбора — потенциал инновации. На момент составления отчёта технология или подход могут быть малоизвестными, но иметь, с точки зрения экспертов, большое будущее.

В 2023 году Открытый университет выпустил одиннадцатый по счёту сборник инноваций в образовании. Его подготовили совместно с экспертами из Центра инноваций в обучении и преподавании Университета Кейптауна (ЮАР). По сравнению с прошлогодним выпуском в отчёте больше внимания уделено технологической составляющей — а точнее, тому, как учащиеся и педагоги могут взаимодействовать с технологиями.

Преподавание с использованием ИИ‑инструментов

Здесь речь идёт, во-первых, о знании и применении таких инструментов в образовательном контексте. Авторы приводят следующие варианты использования ИИ в преподавании и обучении:

  • Персональный тьютор даёт мгновенную обратную связь по выполненным упражнениям и объясняет непонятное.
  • Коуч для групповой работы разобьёт большие проекты на подзадачи и подскажет, как их лучше распределить и в какой последовательности выполнять.
  • Приятель по учёбе (study buddy) коротко перескажет объёмный материал учащемуся и обсудит с ним любые выводы и вопросы по теме (в том числе «глупые», с которыми неловко обращаться к учителю).
  • Эксплораториум соберёт и представит для изучения данные по любой теме.

А во-вторых, ИИ-педагогика подразумевает, что педагог учитывает связанные с технологией ограничения и риски и обучает использовать её правильно.

Внедрение ИИ-инструментов означает перемены и в содержании, и в форматах занятий. Придётся уделить время навыкам работы с нейросетями и проверке полученной от них информации. А ещё — установить правила использования ИИ при выполнении контрольных и письменных работ и разработать задания, в решении которых он будет бесполезен.

Кстати, в предисловии к отчёту авторы отметили, что и сами мимоходом задумывались поручить его написание ChatGPT. В итоге чат-боту доверили только черновик саммари (краткого изложения) на основе написанного людьми текста.

Метавселенные для образования

Под метавселенной понимают пространство виртуальной реальности, где участники могут делать всё то же самое, что и в реальном мире (в том числе взаимодействовать с другими пользователями), с помощью цифровых аватаров. Эта идея давно занимает умы, но полноценно пока не реализована. Авторы отчёта отмечают три значимых для образования аспекта метавселенных:

  • открывается новое пространство для коммуникации;
  • возможны многие действия, нереальные или опасные в физическом мире;
  • реалистичные симуляции позволяют глубоко погрузиться в воссозданную среду (например, в другом географическом поясе или даже в другой эпохе).

Примеры виртуальных пространств, где учащиеся и преподаватели могут взаимодействовать постоянно, уже есть, но это пока редкость. Зато в образовании активно используют VR-приложения для узких отдельных задач. Это, например, симуляторы школьных физических и химических лабораторий и цифровые двойники строительных, энергетических, транспортных объектов в профессиональном образовании.

Авторы отмечают, что до широкого распространения метавселенных в образовании дело может и не дойти, и вот почему:

  • Многие функции в VR зависят от физических движений, и потому некоторые приложения недоступны людям с ограниченными возможностями.
  • Использование виртуальной среды для проведения обычных встреч (когда не нужна симуляция какого-то необычного окружения или объекта, а воспроизводится, например, лекция в университетской аудитории) выглядит избыточным и не оправдывает ожиданий пользователей. Вряд ли эта мода надолго удержится.

Тем не менее авторы отчёта считают, что развитие многочисленных смежных направлений — дополненной реальности, интернета вещей, ИИ и геймификации в образовании — будет стимулом и для формирования образовательных метавселенных.

Мультимодальная педагогика

Речь о совмещении различных форматов, в которых на занятии преподаватель предоставляет информацию и в которых учащиеся работают над заданиями. Например, видео и текста, трёхмерных моделей и аудио.

Как отмечают авторы отчёта, сама по себе идея мультимодальности очевидна, но раньше она не казалась настолько важной. Теперь же развитие генеративных нейросетей всё больше ставит под сомнение учебные задания, основанные на текстах. В частности, распространяются мультимодальные методы оценки.

Подготовить контент и инструменты оценивания в нетекстовых форматах может быть нелегко. Ведь речь не о том, чтобы просто добавить картинок или видео в стандартный урок — смысл подхода в полном переносе части обучения в иные форматы. А для этого требуется хорошо понимать возможности и ограничения разных модальностей.

Кроме того, может быть сложно удержать внимание учащихся — необходимость переключаться на разные модальности может их отвлекать.

Учебные программы, в которых учащиеся могут увидеть себя

Суть в том, чтобы знакомить учащихся с различными дисциплинами через истории и примеры, близкие им.

Это направление в первую очередь актуально для стран с колониальным прошлым. В пример авторы приводят несколько движений в ЮАР (напомним, отчёт подготовлен в Университете Кейптауна). Ещё в 2015 году студенты в стране активно протестовали против того, что в университетском образовании непропорционально представлена история и культура белого меньшинства, и добились удаления с территорий вузов памятников Сесилу Родсу и другим деятелям колониального периода.

Речь идёт о разрушении сложившихся программ и формировании новых, то есть переоценке исторических событий и целых подходов к культуре и образованию, что нередко вызывает закономерное отторжение.

Тем не менее подход, связанный с тем, чтобы учащиеся могли соотнести свой опыт и опыт своих семей с обучением, актуален не только в случае деколонизации образования. В самой идее много полезного для образования в любой стране: это отражение в учебных программах событий, людей и идей, которые могли быть несправедливо забыты ранее, большее внимание к локальным особенностям, например через краеведение. А ещё включение в учебный процесс родных языков учащихся наряду с основным языком преподавания и применение в образовательных целях национальных танцев, музыки и игр.

Педагогика заботы в цифровой среде

Смысл этого подхода ясен из названия: это перенос практик заботы в онлайн-среду. Предполагается, что в этом подходе всё взаимодействие с учащимися основано на эмпатии, и в приоритете не столько учебные достижения, сколько благополучие, здоровая самооценка и вовлечённость.

Авторы описывают конкретные шаги, в которых может проявляться этот подход. Во-первых, это знакомство с учащимися и обеспечение пространства (в том числе виртуального), где они смогут общаться между собой на отвлечённые темы. Во-вторых, это создание отношений и условий, в которых у них возникнет желание делиться с учителем своими эмоциями, мыслями, проблемами. В-третьих, приглашение их к диалогу и ответы на запросы.

Проблема в том, что создание для учащихся принимающей и безопасной среды требует от педагога слишком большого вложения усилий, в том числе эмоциональных. А это ведёт к выгоранию.

Подкасты в преподавании

Авторы рассматривают два варианта применения такого формата: прослушивание подкастов и их создание. В обоих случаях могут применяться разные жанры: быстрое введение в тему, нарратив, ток-шоу и другие.

Конечно, вариант с созданием подкастов сложнее, но и полезнее — чтобы записать выпуск по какой-либо теме, учащимся требуется хорошо её изучить, сформулировать свои мысли и соорганизоваться. То есть это работает и на формирование и проверку знаний, и на отработку гибких навыков.

Что касается ограничений, то авторы выделяют в первую очередь большие затраты времени на создание подкастов — да и на их прослушивание тоже. Переизбыток таких заданий, как опасаются некоторые специалисты (авторы отчёта приводят эту точку зрения, хотя не вполне разделяют её), может привести к тому, что учащиеся станут ещё меньше читать.

Ещё одно препятствие в том, что записать подкаст не так просто, как может показаться, и для применения этого приёма педагогу требуется дополнительная подготовка.

Обучение через вызов

Этот подход близок к проблемному обучению и подразумевает решение учащимися какой-либо реальной задачи. Она становится для них вызовом и побуждает исследовать нужную тему, привлекая разные источники.

В отличие от ряда других подходов в отчёте, обучение через вызов — вполне структурированная методика с проработанными правилами и рекомендациями. Многие из деталей подхода роднят его с проектным и проблемно-ориентированным обучением. Однако в обучении через вызов поставленные перед учащимися проблемы могут быть сформулированы максимально широко — или же педагог может вообще не формулировать проблему, а просто предлагать сложную ситуацию, например, сложившуюся из-за глобального изменения климата.

И хотя разработанные учащимися таким образом решения обычно совсем не готовы к внедрению, у подхода много пользы для образовательных результатов — он пробуждает интерес к обучению, «встряхивает» класс и вовлекает всех в обсуждение, тем самым развивая отношения между учащимися и настраивая их на командную работу. Авторы считают этот подход развивающим креативность и мотивирующим.

Такую методику довольно сложно внедрить, а результаты обучения по ней — оценивать. С одной стороны, подготовка подобных заданий требует больше времени от учителя, с другой — обычно учащимся требуется ещё и руководство (или чёткие правила) в командной работе. К тому же, отмечают авторы, всегда есть риск столкнуться с непредвиденными итогами — ведь реальные проблемы, в отличие от учебных задач, не имеют гарантированных решений.

Предпринимательское образование

Это название объединяет большое число подходов и программ, направленных на развитие необходимых для создания и ведения бизнеса навыков. Поскольку предпринимателям требуется много разных компетенций, программы могут выглядеть совершенно по-разному.

Например, к предпринимательскому образованию — наряду с тренингами и акселераторами для старта бизнеса — могут относиться курсы, которые помогают учащимся разного возраста лучше понимать предпринимательство и бизнес-мир. Это и академические программы об истории и составляющих предпринимательства, и обучение тому, как реализовывать социальные проекты, задействуя приёмы из бизнеса, и развитие предпринимательского мышления для личных целей (например, на тренингах по дизайн-мышлению).

Авторы считают, что все эти программы не бесполезны — даже если учащиеся слишком юны или не рассматривают себя как предпринимателей, им пригодятся навыки, связанные с работой в условиях неопределённости, критическим мышлением, креативностью, принятием решений.

Основные ограничения этого подхода в том, что для школьников, в отличие от студентов вузов и других взрослых учащихся, методы обучения предпринимательству разработаны не так уж хорошо. И обычно роль педагога в такого рода обучении отличается от классической: учащимся требуется больше свободы, а результаты сложно оценить объективно.

Педагогика отношений

Этот подход предполагает учёт роли отношений учащихся с педагогом и между собой. Суть в том, чтобы превратить особенности этих отношений в основу для эффективного обучения.

Примеры, которые приводят авторы, связаны с образованием взрослых — например, с обменом информацией на профессиональные темы между работниками здравоохранения. Это скорее взаимное обучение: заинтересованные темой люди вырабатывают правила коммуникации, проводят встречи, собирают базу знаний, и во всём этом, конечно, их личные характеристики, способности и увлечения играют не меньшую роль, чем профессиональный опыт.

Другой пример — привлечение студентов к разработке программы курса, на котором они будут учиться, и списков литературы по нему. Также авторы упоминают тренд на выстраивание вузами отношений с родителями студентов. Внимание к ним полезно не только в тех случаях, когда они платят за обучение; авторы отмечают, что выстраивание отношений с родителями может мотивировать учащихся более ответственно подходить к учёбе и быть активнее.

Ограничения подхода авторы видят в том, что по разным причинам у работников сферы образования может не быть времени на то, чтобы получше узнать своих учеников и коллег. Другая опасность связана с тем фактом, что информация из старых дружеских связей и прочных знакомств — не всегда самая релевантная для образовательных задач. Проще говоря, в некоторых случаях сложившиеся отношения могут помешать развитию.

Педагогика смешанного и гибридного обучения

Точнее, авторы называют её даже не смешанной, а «спутанной» педагогикой. Речь о том, что сегодня уже зачастую не разобрать — это технологическая среда диктует, какие педагогические приёмы использовать, или педагог выбирает технологии под свои методы работы? Проще говоря — что первично?

Авторы предполагают, что на самом деле разбираться, что первично, и не нужно. На решения преподавателей влияют разные факторы, и педагогика перемешана и спутана в них с технологиями. То, как будет выглядеть занятие или целый курс, формируется под влиянием среды с учётом личных предпочтений учителя, особенностей и пожеланий учащихся, образовательных задач.

Например, обучение в формате HyFlex, когда учащиеся сами могут выбирать, посещать занятие в очном формате, подключаться к нему синхронно онлайн или смотреть в записи. Это три разные аудитории, и в разработке урока и заданий придётся учесть все три — а также особенности используемых инструментов. То есть и технологии влияют на то, как будет выстроено занятие, наряду с возрастом и уровнем подготовки аудитории.

Однако под «спутанной» педагогикой авторы имеют в виду не только пересечение разных сред взаимодействия, но и любые вмешательства технологий в преподавание — например, распространение ИИ-инструментов. Можно даже сказать, что «спутанная» педагогика включает и ИИ-педагогику, и работу в различных модальностях, и практики заботы в цифровой среде.

Например, если учитель разрешит использование чат-бота на основе генеративной нейросети в классе, это повлияет на все его педагогические решения: как будет выстроено занятие, какого рода задания можно дать учащимся, как их перед этим проконсультировать. И сам выбор конкретного инструмента и того, насколько широко можно допустить его применение, будет переплетён с возрастом и особенностями учащихся, спецификой дисциплины, правилами конкретного учебного заведения.

Учитывая, что планирование таких занятий и управление целым набором технологических инструментов увеличивают нагрузку на учителя, авторы предполагают, что преподавание всё больше становится командной работой.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована