Голос лектора и особенности речи: как они влияют на обучение
Такие вопросы уже ставят исследователи, и ответы иногда неожиданные.
Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media
Учёные довольно давно предположили, что особенности речи и голоса преподавателя могут непосредственно влиять на обучение. Сфера эта пока не до конца изучена, но некоторые выводы сделать уже можно.
Разберёмся:
- что в речи преподавателя важно для современных студентов;
- как на доверие к преподавателю влияют темп и тембр;
- может ли голос влиять на запоминаемость материала.
Что в речи лектора важно для студентов
Исследователи из Московского университета им. С. Ю. Витте выяснили, что важно для студентов в восприятии устной речи преподавателя в «обычном» и дистанционном обучении. Для этого они провели два исследования среди учащихся российских вузов в течение двух лет. В первом (2020–2021 учебный год) принимали участие 274 человека, а во втором (2021–2022) ― 411.
Вот что в речи преподавателя студенты отметили как важное:
- структурированность и логичность в изложении материала;
- правильное построение фраз;
- культуру речи;
- эмоциональную окраску фраз;
- темп речи;
- громкость голоса.
При этом вне зависимости от формы обучения на первом месте для студентов ясность изложения и построение фразы. А вот такие характеристики, как темп и громкость, хотя и важны, всё же не играют основной роли.
При этом исследователи обнаружили корреляцию между конкретными направлениями обучения и особенностями восприятия речи преподавателей. Так, будущие учителя и медики обращают внимание скорее на структурированность и логичность изложения, а для психологов важнее правильно построенные фразы и эмоциональная окраска.
Как голос влияет на доверие к преподавателю
Доверие студентов к преподавателю напрямую влияет на успехи студентов в учёбе и их мотивацию. А формируется оно в том числе с помощью речи.
Чем медленнее говорит преподаватель, тем меньше ему доверяют
Это показал эксперимент, который провели в 2006 году исследователи из США в крупном американском колледже. Они записали одну и ту же лекцию в трёх разных вариантах. На первой записи лектор говорил медленно (116 слов в минуту), на второй в среднем темпе (172 слова в минуту), а на третьей очень быстро (213 слов в минуту). Затем студенты смотрели эти записи и заполняли составленный учёными опросник.
Оказалось, что ученики меньше доверяют преподавателю, если он говорит медленно. Это влияет и на их восприятие контента, и на вовлечённость. Но, конечно, для полной уверенности в том, что у нас это тоже работает, а не связано, например, с особенностями англоязычной речи, стоило бы провести аналогичное исследование в России.
На доверие может влиять не только темп, но и тембр
Пока что единого мнения о том, как тембр голоса влияет на отношение к преподавателю или лектору, нет. Например, в 2011 году немецкие учёные обнаружили, что низкий тембр позитивно влияет на отношение студентов к спикеру — они считают его более надёжным. Однако эксперимент, проведённый в США на несколько лет позже, продемонстрировал, что учащиеся, наоборот, предпочитают лекторов с высоким тембром — он якобы свидетельствует об энтузиазме, доброжелательности и популярности.
Студентам, принимавшим участие в американском эксперименте, казалось, что они научились большему у преподавателя, обладающего высоким тембром, но на самом деле, как установили исследователи, тембр не оказал никакого влияния на результативность учёбы.
Как голос может влиять на запоминание информации
Филиппинские исследователи решили проверить, как тембр голоса влияет на запоминание слов. Они попросили 120 студентов послушать запись с перечислением слов разными голосами: низкими мужскими и женскими и высокими мужскими и женскими. Учёные сделали вывод, что тип голоса действительно влиял на то, как участники воспринимали информацию: оказалось, что они лучше запоминали слова, если их произносил спикер с высоким тембром. А вот пол спикера не сыграл никакой роли.
Хотя авторы исследования признают, что голос — лишь один из факторов, влияющих на запоминание, они считают, что учёным стоит обратить на него внимание.
А уже упомянутое исследование, проведённое в Германии в 2011 году, показало, что тембр голоса влияет не на запоминаемость в моменте, а на долговременную память. Если тембр, с которым произносили определённый текст, был низким или высоким, они запоминали больше, чем если тембр был «нейтральным».