Исследование провела компания «Профилум». Результаты есть у Skillbox Media.
Участниками опроса стали 9,8 тысячи учеников 7–9-х классов. Их попросили рассказать, какие профессии нравятся им больше всего.
Чем интересуются мальчики
Ученики 7–9-х классов чаще всего отдают предпочтение профессиям, связанным со спортом и IT. Среди семиклассников эти направления выбрали 15,2 и 17% соответственно. В следующих классах картина меняется — ребята начинают ещё больше интересоваться сферой IT (19,7% респондентов из восьмых классов и 15% — из девятых), но меньше — спортом (11,6 и 11,2% соответственно). На третьем месте у всех опрошенных мальчиков оказались рабочие специальности — автомеханик, повар, сварщик (4,6–5%).
Кроме того, небольшую часть мальчиков привлекает предпринимательство: 3,44% — в седьмом классе, 1,87% — в восьмом и 3,8% — в девятом.
Какие направления выбирают девочки
Выяснилось, что школьницы чаще всего хотели бы заниматься творчеством. Креативные специальности выбрали бы 15% из всех опрошенных девочек. У семиклассниц на второй и третьей строчках расположились юридические (6,1%) и медицинские (5%) профессии. В восьмом классе у девочек второе и третье места занимают те же направления (по 5%). А в девятом более предпочтительными называют уже менеджмент (5,8%), юриспруденцию и сферу IT (по 4%).
Предпринимательская деятельность учениц почти не привлекает — эта область появляется в списке предпочтений только у девятиклассниц, замыкая их топ-10.
Что ещё показало исследование
Итоги профдиагностических тестов тоже значительно отличались в зависимости от пола респондентов. У мальчиков из всех рассмотренных классов первые места в списках интересов занимают техника и технологии, а также бизнес и управление.
Говоря о направлениях дальнейшего обучения, ребята всех возрастов чаще всего отмечали, что выбрали бы информатику и компьютерные науки. За ними следуют инженерные специальности и общественные науки.
У девочек же заметна некоторая смена подходящих направлений. У учениц 7-х и 8-х классов результаты совпадают: прежде всего им интересны творчество и искусство, что соотносится с профессиями, которые они указали как наиболее предпочтительные. На втором месте оказались бизнес и управление, а на третьем — сферы, связанные с работой с людьми и коммуникациями. Топ-3 от девятиклассниц выглядит почти так же, только на первом месте неожиданно появляется анализ информации.
Предпочтительные образовательные траектории у учениц тоже несколько различаются в зависимости от возраста. Семиклассницы в большинстве случаев называли специальности, связанные с искусством и культурой. А в списках учениц 8-х и 9-х классов они оказались на втором месте. У них на первой строчке расположились общественные науки (у младших участниц исследования они на втором месте). Замыкает топ-3 у всех опрошенных девочек сфера медицины и здравоохранения.
Комментируя результаты опроса, директор по разработке и исследованиям компании «Профилум» Виталий Алтухов отметил, что гендерный разрыв в выборе профессий, в том числе STEM-направлений, — феномен, который давно исследуется. Это определяет и дисбаланс в разных отраслях
«Одна из задач нашей работы — это показывать подросткам возможности самоопределения, которые в большей степени зависят не от сложившихся социальных стереотипов, а от интересов и склонностей человека», — подчеркнул он.
Ранее учёные доказали, что закрепиться в STEM девушкам чаще всего мешает неуверенность в себе. По мнению исследовательниц из НИУ ВШЭ, повысить их настойчивость в учёбе может помочь дополнительная поддержка в преодолении трудностей — например, сопровождение тьюторов. Кстати, негативное влияние гендерных стереотипов наблюдается уже в школьные годы — из-за них девочки реже мальчиков отдают предпочтение STEM-профессиям.
Читайте также: