Образование
#Мнения

«Фундаментальность имеет границы, и университеты могут её корректировать»

Глава Минобрнауки рассуждает о том, на каких «трёх китах» должны стоять вузы и как изменилось понимание фундаментальности образования.

Валерий Фальков. Фото: Минобрнауки России

На прошедшей 28 октября конференции «Больше чем обучение: новые приоритеты в меняющемся мире», организованной «СберУниверситетом», министр науки и высшего образования Валерий Фальков назвал три основные черты российского высшего образования. Именно они, по словам спикера, задают рамку для действий регулятора.

Валерий Фальков

министр высшего образования и науки

Что это за три черты высшего образования

Первой такой чертой министр считает индивидуализацию — правда, об этом термине до сих пор ведутся споры. На той же конференции, например, председатель «Сбера» Герман Греф сказал, что индивидуализация — это «подготовка индивидуумов», а сейчас готовить нужно команды, а не отдельных специалистов, и лучше использовать термин «персонализация». Вероятно, именно её и подразумевал министр. С его точки зрения, она серьёзно меняет российские университеты.

«Многие университеты в мире уже давно являются законодателями мод, они живут в этой парадигме, когда ты даёшь массовое образование, к тебе приходят сотни и тысячи, при этом каждый индивидуален, университет клиентоцентричен, как это сегодня принято говорить», — объяснил Валерий Фальков, добавив, что в такой ситуации приходится всю образовательную инфраструктуру строить под то, что студент может чувствовать и как он получит необходимое ему.

Вторая черта — сочетание фундаментальности и гибкости. Гибкость в этом контексте позволяет сохранять персонализированный подход, даёт студентам возможность менять направления, программы или трек. А с фундаментальностью ассоциируются качество и незыблемость. По мнению министра, именно она помогает комфортно чувствовать себя в условиях быстро меняющегося мира и необходимости постоянно учиться.

При этом само значение слова «фундаментальность» по отношению к высшему образованию изменилось. «Современная фундаментальность, во-первых, не задаётся централизованно, даже регулятором. Моё мнение, что фундаментальность имеет некие границы, и университеты разного профиля эту фундаментальность могут корректировать», — объясняет министр.

Третья черта высшего образования — устремлённость в будущее. «Хороший университет всегда разрывается между подготовкой к существующим технологиям, действующему рабочему месту и подготовкой человека к тому, чего ещё нет. И на мой взгляд, чем выше уровень университета, тем лучше удаётся сочетать несочетаемое. Потому что подготовить человека под новые виды деятельности, под новый технологический уклад — это высший пилотаж», — прокомментировал Валерий Фальков.

Как это влияет на политику Министерства науки и ВО

Три характеристики современного высшего образования — это одновременно и тренды. Именно на них ориентируется Минобрнауки во время перехода к новому технологическому укладу, и на них основаны инструменты господдержки вузов, в том числе программа «Приоритет-2030».

«Наши действия как регулятора заданы вот таким пониманием высшего образования: индивидуализация, фундаментальность современная, одновременно гибкость и подготовка человека не только к существующему укладу. Наоборот, содержание образования и технологий должны быть такими, чтобы <…> позволяли [человеку], получая образование для сегодняшнего дня, уверенно чувствовать себя через 10–15 лет. Каким будет мир через 10–15 лет, можно только догадываться», — заключил министр.

Научитесь: Онлайн-репетитор Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована