К такому заключению пришли сотрудники Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ. Они изучили сегодняшние тенденции сферы образования для издания «РБК Тренды».
Что выяснили специалисты
Эксперты отметили, что в 2000-е годы значительно ускорилось обновление технологий — как в России, так и во всём мире. А это означает и обновление бизнес-процессов, что привело к изменению требований работодателей. Они ждут от работников владения новыми компетенциями, особый фокус — на цифровых и инженерных навыках.
Всё это, в свою очередь, создаёт серьёзный вызов системе образования, которая из-за своей жёсткости намного медленнее откликается на технологические инновации, чем рынок труда, который их уже задействует. Из-за этого наблюдается нехватка профессионалов актуальных направлений.
Чтобы устранить этот разрыв, сотрудники ИСИЭЗ предлагают сразу несколько решений, которые, по их мнению, нужно задействовать одновременно. Прежде всего они считают, что нужно трансформировать базовое образование с учётом возникновения новых востребованных профессий и компетенций. В первую очередь имеются в виду STEM-профессии (архитектурные и инженерные, компьютерные и математические, а также связанные с естествознанием, физикой и так далее).
Помимо этого, эксперты считают необходимым развивать дополнительное образование, которое помогает быстрее осваивать цифровые и технологические компетенции.
Специалисты также указывают на важность профориентации. Тех, кто ещё только выбирает будущую специальность, нужно обеспечить инструментами, которые помогут:
- определиться с профессией;
- определить привлекательную и перспективную область знаний;
- приобрести цифровые, командные, управленческие компетенции, которые дадут возможность адаптироваться к запросам рынка.
А тем, кто уже получил профессию, следует быстро переучиваться и осваивать востребованные навыки, которыми они не владеют.
Кстати, совсем недавно стало известно, что в Казахстане хотят дать официальный статус сертификатам онлайн-курсов, которые позволяют переучиться на новую специальность быстрее, чем в вузе или колледже.
Что уже делается и какие есть сложности
Государство действительно очень нуждается в специалистах инженерного и IT-профиля, поэтому на такие специальности выделяется всё больше бюджетных мест в вузах. На 2022/2023 учебный год на инженерные направления выделили больше всего бюджетных мест, если считать от общего количества. В то же время развивается проект передовых инженерных школ.
Однако набор на технические направления сейчас связан с трудностями. Напомним, по итогам единственной волны приёмной кампании вузам не удалось заполнить 2,8% бюджетных мест, и сроки приёма пришлось продлевать. С наибольшим дефицитом абитуриентов столкнулись как раз технические и инженерные учебные заведения. Причём этот дефицит был ожидаемым: профильные предметы в формате ЕГЭ сдавало не так уж много ребят. Из-за этого, по данным издания «Коммерсантъ», в вузах упал проходной балл на технические направления — то есть пришлось принять более слабых абитуриентов.
Кроме того, известно, что студенты, которые изучают в вузах инженерное дело и технические науки, а также математические и естественные науки, чаще остальных списывают домашние задания.
Следовательно, интерес к STEM-профессиям и хорошую подготовку по этому профилю нужно развивать ещё со школьной скамьи. Но и с этим есть сложность: глава РАО Ольга Васильева недавно сообщила, что в России готовят мало учителей по физике и математике, преподавателей естественно-научных дисциплин тоже недостаточно.
Что касается обучения IT-профессиям, то в этом направлении предпринимаются различные шаги, в том числе есть планы разработать методики ускоренного обучения (интенсивный бакалавриат).
В сфере дополнительного образования также существует целый ряд проектов, направленных на повышение цифровых компетенций у учащихся. Например, для учеников 8–11-х классов предусмотрена возможность бесплатно обучаться языкам программирования на дополнительных двухлетних курсах. А в вузах открываются цифровые кафедры.
В сегменте переобучения и освоения новых навыков действуют два больших государственных проекта, позволяющих освоить новую специальность с полным или частичным возмещением затрат за государственный счёт, — «Цифровые профессии» и «Содействие занятости».