Образование
#Мнения

«Доступ к административным панелям отключили быстро и внезапно»

Эксперт по онлайн-образованию Тарас Пустовой о главных последствиях отключения российских партнёров от Coursera.

Иллюстрация: Yanalya / Jocomp / Freepik / Дима Руденок для Skillbox Media

Тарас Пустовой

Основатель и генеральный директор Фонда развития онлайн-образования (ФРОО). В прошлом — руководитель центра инновационных образовательных технологий МФТИ и разработчик первых российских онлайн-курсов на Coursera.

Выступал одним из инициаторов создания Национальной платформы открытого образования, руководил разработкой и развитием платформы Университета 20.35. Эксперт в вопросах развития онлайн-образования в России и за рубежом.

Публикуем с разрешения Тараса его пост о последствиях ухода Coursera из России.

Что мы потеряли с уходом Coursera из России и какие у нас возникли проблемы из-за этого?

Ситуация «до»

Российский рынок был достаточно значимым для Coursera. Как по количеству слушателей, так и по количеству партнёров.

Среди контент-партнёров в России было восемь вузов и пять индустриальных партнёров (Mail.ru Group / VK, «Яндекс», Сбербанк, ФРОО и JetBrains). Из 8000 курсов, доступных на платформе, русскоязычных около 700, а зарегистрированных русскоязычных слушателей у платформы больше 2,6 млн (всего в СНГ 4,6 млн).

Первый курс из России на Coursera был запущен нами (тогда ещё в МФТИ) в 2014 году.

Что произошло

Все российские вузы и их курсы были удалены с публичных страниц платформы. Утверждается, что у тех учащихся, кто уже начал учиться, будет 90 дней до окончания обучения. Но тут нет никаких гарантий, что их завтра просто не отключат. Возможности пользователям из России купить курсы на платформе больше не будет.

Потери

Итого, с закрытием Соursera организации в России потеряли:

1. Доступ к учебной аналитике по миллионам обучающихся. Её реально очень жалко. Очень много интересных экспериментов и исследований образовательных делаются на базе аналитики, собираемой в MOOC. Кто-то успел все забэкапить (например, мы), а кто-то нет. Потому что доступ к административным панелям отключили быстро и внезапно.

2. Видимость и охват. Российские вузы и компании выходили на Coursera по многим причинам. Очень часто такой причиной было повышение репутации вуза, влияние на рейтинги и повышение его узнаваемости в мире. Все эти вложения просто обнулились (canceled). У многих российских партнёров общая аудитория обучающихся на курсах превышала 1 млн человек. И это много. К этим людям можно было обратиться, донести какую-то мысль, привлечь для участия в каких-то программах или просто пригласить к поступлению в магистратуру или на программу ДПО.

3. Заработок. Несмотря на беседы о том, что на массовых онлайн-курсах заработать нельзя, системный подход и акцент на создании специализаций позволял зарабатывать на роялти. Можно было концентрироваться только на создании онлайн-контента, а Coursera предоставляла канал маркетинга и продаж, хотя и забирала половину. ФРОО с прекращением работы на Coursera потеряет оборот в 1 млн долларов в год. А некоторые вузы, такие, например, как Высшая школа экономики, зарабатывали намного больше. Кроме того, в ВШЭ было запущено несколько магистерских программ, на которых студенты учились по совершенно рыночным ценам. Кроме убытков от прекращения прямых продаж, теряется возможность перенаправлять «тёплые лиды» (тех, кто уже платно учился на Coursera) на другие расширенные и дорогие программы внутри вузов (например, программы ДПО).

Фото: официальная страница Coursera в Instagram*

4. Образовательный контент для бизнеса. Одним из продуктов Coursera была продажа подписок на обучение сотрудников бизнесу. Только на курсы ФРОО были подписаны более 5000 компаний со всего мира, из них немалая часть была из России. И два дня назад из списка этих курсов исчезли все курсы на русском (ради которых чаще всего подписка и приобреталась). Более того, эти подписки не будут продлены на новый год.

5. Образовательный процесс в вузах. В рамках программы Coursera for Campus вузы приобретали у платформы лицензии для своих студентов. Они встраивали их в свои образовательные программы, заменяли вузовские курсы, использовали в сетевых программах. Тысячи лицензий приобрели Университет 20.35, ВШЭ, УрФУ и другие вузы. Лицензии давали возможность студентам обучаться на платформе и иметь доступ как к курсам ведущих российских вузов, так и к образовательным программам со всего мира. Сейчас у студентов отозвали такую возможность. Вузам нужно будет очень быстро перестроиться, чтобы это не повлияло на учебный процесс (а обучение в семестре уже стартовало). Потому что теперь у студентов нет доступа на Coursera даже к курсам собственного вуза.

6. Контент. Доступ к административным записям ряда вузов-партнёров был прекращён. Это значит, что у вузов не было возможности даже скачать свой же контент. А именно на Coursera лежали финальные версии материалов, которые были отполированы в работе со слушателями. По моему мнению, это очень странный ход.

Выход из ситуации и будущая конфигурация для бывших участников этого процесса обсуждается прямо сейчас — ждите новостей.

* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook* и Instagram* на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».
Нейросети для работы и творчества!
Хотите разобраться, как их использовать? Смотрите конференцию: четыре топ-эксперта, кейсы и практика. Онлайн, бесплатно. Кликните для подробностей.
Смотреть программу
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована