Что такое педагогический дизайн и кто такой педдизайнер
Слово «педдизайн» обычно веселит тех, кто далёк от сферы проектирования обучения. На самом деле за ним стоят очень серьёзные понятия и опыт.
Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media
Что такое педагогический дизайн и чем занимается педагогический дизайнер?
Можно найти много определений педагогического дизайна (на английском — instructional design), но суть у них одна: это систематизированный подход к проектированию образовательного продукта. В дословном переводе instructional design — это проектирование инструкций, а instructional designer тогда — проектировщик инструкций. Такой перевод не совсем отражает суть работы, поэтому в русском языке прижился термин «педагогический дизайн». Обозначает он не только создание детского обучения (педагогика — наука об обучении детей), но и любого образовательного решения, в том числе для взрослых. Педагогические дизайнеры обычно работают над созданием онлайн-курсов, так как там требуется особенное внимание на разработку материалов для асинхронного обучения, но в целом педдизайнер может разрабатывать любое обучение: очные занятия, смешанные программы обучения, учебные материалы и пособия.
То есть педагогический дизайнер создаёт визуальное оформление для учебных материалов?
Нет, у педагогического дизайнера задача гораздо шире — спроектировать содержание всего учебного курса, основываясь при этом на методических принципах и подходах.
Педдизайнер решает, какой учебный контент войдёт в курс, какой у этого контента будет уровень сложности, в каком порядке учебные темы будут следовать друг за другом и в каком формате их подать (видеоуроки или тексты, синхронные занятия или асинхронные), какие учебные упражнения и тесты войдут в курс, какая длительность будет у него в целом и у отдельных блоков. А главное — как сделать так, чтобы учащемуся этот курс показался интересным, не слишком сложным, но и не чересчур лёгким, и действительно помог освоить нужные знания и навыки.
Погодите, но почему всё-таки «дизайн», если это не просто про визуалы?
Потому что «дизайн» дословно в переводе с английского design означает конструирование, проектирование. В данном случае объектом проектирования выступает обучение — образовательный продукт. Специалистов, которые этим занимаются, называют не только педагогическими дизайнерами, но и методистами — тут уж кому как больше нравится.
Кроме знаний о том, как делать, собственно, обучение, современный педагогический дизайнер ещё обычно должен владеть принципами продуктового подхода, то есть относиться к процессу создания курса как к разработке продукта. А это предполагает исследование аудитории, работу с метриками, чтобы оценить эффективность курса, и особые правила выстраивания рабочего процесса. Словом, эта специальность объединяет в себе множество черт разных профессий.
Почему педагогический дизайн считается систематизированным подходом?
В основе его лежат разные теории обучения (например, бихевиоризм, когнитивизм, конструктивизм, социально-когнитивная теория или научение через наблюдение) и методологические принципы проектирования. Педагогический дизайнер действует не наугад и не по принципу «Я художник, я так вижу», а полагаясь на определённые знания.
Он должен понимать особенности целевой аудитории (людей, для которых предназначено обучение), разбираться в целях этого обучения, оценивать ресурсы и, исходя из этого, выбирать наиболее подходящие методики, форматы и инструменты.
Скажем, обучение взрослых людей строится на иных принципах, чем обучение детей, для разных задач подходят разные форматы обучения. Даже сам процесс проектирования курса тоже можно построить на основе разных моделей.
Какие есть модели педагогического дизайна?
В разработке обучения существует много моделей и подходов. Одни описывают сам процесс разработки (такие как ADDIE, SAM), другие помогают проектировать логику обучения (например, «Цикл Колба», 4C/ID, обучение «от успеха», «от проблемы», «от вызова» и так далее). Также есть модели, помогающие спроектировать мотивацию на курсе (например, модель SSDL или ARCS-V).
Самой популярной моделью процесса проектирования обучения считается ADDIE. Это аббревиатура от английских слов Analysis, Design, Development, Implementation, Evaluation — анализ, проектирование, разработка, реализация, оценка. Каждое слово обозначает этап в процессе проектирования.
SAM (Successive Approximation Model) означает последовательную модель приближения. Она предполагает, что процесс разработки идёт малыми шажками, а программа обучения запускается итерациями (частями). SAM основывается на принципах гибкой разработки (Agile), которые также легли в основу подхода Agile Learning Design (ALD). Наверное, всё это применяется только в неформальном обучении, вроде онлайн-курсов? В школах и вузах же педагогического дизайна нет?
Смотря какие школы и вузы. Сфера формального образования сейчас тоже переживает большие преобразования. Связано это и с новыми задачами в меняющемся мире, и с новыми условиями обучения (в том числе с цифровизацией), и с особенностями новых поколений. Поэтому педагогический дизайн сейчас нужен в любом сегменте образования, где обучение ориентируется или перестраивается на современные принципы. Например, в вузах внедряют педдизайн. В передовых школах — тоже, но пока преимущественно в частных. В целом это, скорее, вопрос ресурсов и гибкости подходов.
Когда появился педагогический дизайн? Это что-то новенькое?
Не такое уж и новенькое. Считается, что основы этого явления были заложены в пятидесятые годы. В 1954-м вышла статья американского психолога-бихевиориста Берреса Фредерика Скиннера «Наука обучения и искусство преподавания», а в 1956 году Бенджамин Блум разработал знаменитую «Таксономию образовательных целей», сегодня известную как «Таксономия Блума». Она стала стержнем педагогического дизайна.
Спустя девять лет, в 1965-м, Роберт Ганье описал в книге «Условия обучения» девять событий преподавания. Эта работа тоже легла в основу современной практики педагогического дизайна.
В девяностые годы стало появляться первое электронное обучение (тогда ещё на компакт-дисках) и в то же время — практика быстрого прототипирования при разработке цифровых продуктов. Коснулась она и разработки обучения: суть в том, что учебные материалы быстро прототипируются, а потом могут дорабатываться в процессе тестирования и итераций.
В нулевые и десятые годы возможности онлайн-обучения расширились, в этой сфере началось бурное развитие, как и в педагогическом дизайне.
Ну хорошо, а что такое тогда дизайн образовательного опыта?
Это синтез педагогического дизайна и дизайна пользовательского опыта (UX). Он опирается на педагогику, психологию, аналитику, даже на нейронауки.
Дело в том, что понятие педагогического дизайна не стоит на месте. Современные подходы ставят учащегося в центр процесса обучения и рассматривают его не как пассивного, а как активного участника. С этой точки зрения важно уметь проектировать не только само обучение как контент, который нужно передать в определённом порядке, но и учебный опыт студента. Иными словами — то, как он будет этот образовательный контент воспринимать и усваивать. Нужно анализировать поведение учащихся и строить гипотезы, чтобы делать обучение ещё эффективнее. Это и есть дизайн образовательного опыта (Learning Experience Design — LXD). Появляется и новая роль — дизайнер образовательного опыта. Он, в отличие от педагогического дизайнера, проектирует не только материалы, но и всю образовательную среду и взаимодействие учащегося с ней.
Больше интересного про образование — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!