Образование
#статьи

Что такое интерактивное обучение и в чём его особенности

Рассказываем о методах обучения, основанных на взаимодействии между людьми, а также между человеком и учебной средой.

Фото: Cavan Images / Getty Images

Понятие интерактивного обучения появилось относительно недавно — в 1990-е годы. И это до сих пор далеко не самая разработанная область педагогики. Так, теоретики пока не пришли к единому мнению, нужно ли выделять интерактивные методы обучения в отдельную категорию. К тому же нередка ситуация, когда интерактивным считают только обучение с помощью интерактивных цифровых технологий.

В этой статье — о том, что всё-таки из себя представляет интерактивное обучение и чем оно отличается от других видов, на каких принципах основано и какие методы обучения можно назвать интерактивными.

Что отличает интерактивное обучение от других видов

Интерактивным называют обучение, которое подразумевает постоянное взаимодействие педагога с учащимися, учащихся друг с другом или учащихся с образовательной средой. В интерактивном обучении происходит взаимный обмен информацией, а действия разных участников образовательного процесса влияют друг на друга.

И тут возникает затруднение. Так, широко распространено деление методов обучения на активные и пассивные. В пассивном обучении главная роль принадлежит преподавателю — он выступает источником знаний, которые учащиеся должны усвоить. Типичный пример пассивного метода обучения — лекция: преподаватель объясняет тему, а студенты конспектируют этот материал, чтобы потом повторить на экзамене.

Активное обучение подразумевает, что ученик уже не объект, которому педагог передаёт знания, а самостоятельный субъект. Он конструирует свои знания, занимаясь поиском и анализом информации, проводя эксперименты и так далее. Пример активного метода обучения — проектная деятельность, в которой учащийся исследует проблему или задачу и создаёт продукт для её решения.

Тогда что насчёт интерактивного обучения? В теории и практике пока нет однозначного мнения, можно ли выделить его в качестве отдельной, третьей категории или же это подвид активного обучения. Например, исследователи из ЛГУ имени А. С. Пушкина отмечают, что во ФГОС высшего образования эти термины выступают в качестве синонимов, а в педагогической литературе к интерактивному и активному обучению нередко относят одни и те же методы — например, деловые игры, дискуссии, эвристические беседы, проектный метод и другие.

Профессор Университета Аризоны Мишелин Чи считает, что можно разграничить разные виды учебной активности (активную, конструктивную и интерактивную) по действиям, которые выполняют учащиеся. Исследовательница исходит из того, что активная деятельность — это любые физические действия ученика. Конструктивная предполагает самостоятельное создание новой информации на основе существующей. А интерактивная деятельность, по словам Мишелин Чи, строится на взаимодействии между разными участниками образовательного процесса.

Фото: Ground Picture / Shutterstock

Деятельность учащегося в интерактивном обучении может принимать такие формы:

  • Диалоговое взаимодействие — обучение происходит путём взаимного обмена идеями между субъектами. Мишелин Чи выделяет два вида диалога. Первый происходит между учащимся и экспертом (это может быть преподаватель, тьютор или даже однокурсник, который лучше владеет темой). Эксперт ведёт в ходе диалога — задаёт наводящие вопросы, объясняет, даёт корректирующий фидбэк. Второй вид диалога — между учащимися. Здесь оба собеседника занимают равную позицию: развивают идеи друг друга, дискутируют о какой-то проблеме, поочерёдно отвечают на вопросы.
  • Взаимодействие с учебной средой — например, с цифровой образовательной платформой. Интерактивность подразумевает не просто потребление контента, а обмен информацией и обратной связью. Например, когда студент смотрит видеолекцию, это пассивная деятельность, а когда он занимается в учебном симуляторе — уже интерактивная.
  • Физическое взаимодействие — оно происходит, когда учащимся нужно координировать свои моторные действия для решения какой-либо учебной задачи. Например, пара учеников вместе собирает конструктор Lego или управляет персонажем в игровом тренажёре на одном компьютере.

Как отмечает Мишелин Чи, в интерактивном взаимодействии учащийся совершает, по сути, те же мыслительные операции, как и при конструктивной активности — самостоятельно создаёт новую информацию на основе известной. Только запускают и направляют этот процесс не индивидуальные действия (скажем, анализ литературы по теме), а совместные. Например, в дискуссии ученик отталкивается от аргументов собеседника и придумывает к ним контраргументы. Или формулирует тезисы с помощью наводящих вопросов учителя.

Именно вклад других участников и отличает интерактивное обучение от прочих видов. По словам исследовательницы, такой взаимный обмен даёт важные преимущества:

  • Собеседник может дать учащемуся новые фрагменты информации, помочь ему взглянуть на проблему под другим углом, побудить к размышлению над сложным вопросом, дать конструктивную обратную связь. Всё это обогащает опыт студента.
  • Общее понимание, достигнутое в процессе диалога, может быть более глубоким и уникальным для всех участников. То есть, обмениваясь мыслями и идеями, они могут прийти к результату, которого не достигли бы по отдельности.

На каких принципах основано интерактивное обучение

Центр преподавательского мастерства в бизнес-образовании Высшей школы менеджмента СПбГУ сформулировал шесть принципов проектирования занятия в интерактивном обучении:

  • Все элементы занятия, включая среду, должны помогать студенту достигнуть образовательной цели.
  • Студенты — субъекты, активные участники образовательного процесса.
  • Преподаватель — не транслятор знаний, а старший наставник, фасилитатор.
  • Работа с группой перестраивается от монологической манеры в диалогическую. То есть преподаватель не только делится информацией, но и принимает обратную связь, взаимодействует с группой.
  • Преподаватель постепенно передаёт ответственность и самостоятельность группе. Сначала студенты могут выполнять задачи под его надзором, но со временем становятся более самостоятельными и автономными.
  • Задания и форматы на занятии разнообразны. Преподаватель предлагает студентам разные виды взаимодействия, механики, инструменты среды: индивидуальную, парную и групповую работу, типовые задания и творческие, исследовательские, проектные.

Какие методы обучения можно назвать интерактивными

Как уже упоминалось, многие авторы не разделяют активные и интерактивные методы обучения, поэтому составить строгий перечень именно интерактивных методов вряд ли получится. Однако можно назвать методы, основанные на взаимодействии между учащимися, в котором преподаватель играет роль фасилитатора, куратора или наставника. Вот некоторые из них:

  • Деловая или ролевая игра — имитация конкретной ситуации (в случае деловой игры — из профессионального контекста), в которой учащиеся занимают определённые роли с разными целями, полномочиями, интересами и решают задачи, приближенные к реальной жизни.
  • Дискуссия — обсуждая какой-либо открытый вопрос или проблему, участники приводят аргументы в защиту своей позиции и ищут ошибки в рассуждениях друг друга, учатся конструктивно критиковать и воспринимать критику, находить компромисс.
  • Мозговой штурм — группа генерирует идеи для решения проблемы или задачи, анализирует их и отбирает самые эффективные.
  • Метод кейсов — анализ конкретной ситуации, как правило, неоднозначной и не подразумевающей единственного верного решения. Учащимся нужно рассмотреть ситуацию с разных сторон, применяя теоретические знания, прийти к какому-либо решению и аргументировать его. Анализ кейса может быть индивидуальным, но по-настоящему интерактивной будет считаться групповая работа.
  • Проектный метод — учащиеся изучают проблему или задачу и проектируют продукт для её решения. Все преимущества интерактивного обучения появляются при проектной деятельности в группе, хотя над проектом можно работать и в одиночку.

Как интерактивные методы применяются в онлайн-обучении

Интерактивное обучение в цифровой среде может применяться в двух формах. Первая — перенос в онлайн взаимодействия между людьми. Например, та же групповая дискуссия может проходить на платформе для видеоконференций. Провести мозговой штурм можно с помощью виртуальной доски, обычного или пространственного чата, а дистанционную работу над проектом организовать, используя трекер задач.

Второй вид взаимодействия происходит между учащимся и интерактивным инструментом — средством обучения, которое реагирует на действия пользователя и даёт обратную связь. Правда, характеристика «интерактивный» в этом контексте стала настолько размытой, что может обозначать и презентацию, в которой ученик кликом переключает слайды, и VR-симуляцию.

Фото: Stockbusters / Shutterstock

Георгий Аствацатуров, руководитель научно-исследовательского центра внедрения информационно-образовательных технологий при Армавирской государственной педагогической академии, ссылаясь на зарубежных исследователей, называет три уровня интерактивности мультимедийных технологий:

  • Реактивное взаимодействие — у пользователя очень ограниченные возможности управлять программой, а информация ему подаётся в заданном порядке. Это может быть, например, слайдовый курс или простой электронный учебник.
  • Активное взаимодействие — пользователь контролирует программу: он сам решает, в какой последовательности получать контент и выполнять задания, определяет объём и темп изучения материала. Пример такого взаимодействия — работа с базами знаний и онлайн-энциклопедиями, обучение на образовательных платформах, предполагающих самостоятельный выбор учебной траектории.
  • Обоюдное взаимодействие — пользователь и программа взаимно воздействуют друг на друга и дают обратную связь в реальном времени. Такую степень интерактивности можно встретить в игровых тренажёрах, симуляторах в виртуальной реальности и так далее.

Технологии VR и AR в своё время были вершиной интерактивности в электронном обучении, позволяя проводить эксперименты в виртуальных лабораториях и отправляя учащихся на экскурсии в космос или другие исторические эпохи. Сейчас, вероятно, революцию совершает ИИ — в частности, большие языковые модели, способные по-настоящему беседовать с пользователем. Уже сегодня такие нейросети применяют в интерактивном обучении — например, для тренировки софт-скиллов в реалистичных диалогах.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована