Что посмотреть и послушать об образовании в новогодние каникулы
Девять отличных подкастов и дискуссий для тех, кто работает в образовании или интересуется этой сферой.
Иллюстрация: Dana Moskvina / Skillbox Media
Как учить новым профессиям
Кто: заместитель директора Северо-Западного института управления РАНХиГС Евгений Китин, проректор по научной работе СПбГУ Сергей Микушев, руководитель проекта «Атлас новых профессий» Дмитрий Судаков.
Где: в подкасте Северо-Западного института управления РАНХиГС «Роман с Академией».
Про что: к какому профессиональному «завтра» готовиться.
Ключевая проблема высшего образования во многих странах мира, согласились участники подкаста, — бюрократизация. Из-за неё трудно учитывать актуальные требования работодателей и создавать программы по новым профессиям.
Но насколько университетам важно следовать трендам? Может быть, стоит держаться за фундаментальную научную основу ключевых специальностей, а дополнительные навыки выпускники путь добирают потом? Эксперты поспорили на этот счёт, а ещё обсудили, на что ориентироваться в мире профессий сегодняшним школьникам и студентам.
Как учиться со знанием нейробиологии
Кто: научный журналист Ася Казанцева.
Где: в подкасте «Без сменки» на канале онлайн-школы «Вебиум».
Про что: как мотивировать себя, бороться с прокрастинацией и учиться эффективно.
В этом подкасте автор научно-популярных книг о мозге, лауреат премии «Просветитель» Ася Казанцева рассказывает о своём опыте обучения в СПбГУ, Высшей школе экономики и в Бристольском университете (Великобритания) и делится советами, как научить мозг учиться. Например, Ася считает, что первое образование должно быть максимально сложным. Выбрать профессию на всю жизнь в 16 лет невозможно, и при поступлении стоит исходить из того, что пока мозг молод и пластичен, надо прокачать его как следует.
Ещё в выпуске обсудили вред экзаменов, утренних пар в университете и бесконечных тиктоков, правильную постановку целей в образовании и то, важно ли мозгу, что мы едим.
Читайте также:
Как связаны генетика и обучение
Кто: врач-генетик Александр Резник.
Где: в подкасте Teachbase «Эксперто Патронум».
Про что: как способности к обучению связаны с генетикой.
Обычно выпуски «Эксперто Патронум» посвящены обучению в компаниях, но этот специальный эпизод рассказывает о технологиях, которые ещё не дошли до корпоративной сферы.
Ведущие обсудили с врачом-генетиком, существуют ли вообще гены интеллекта или отдельных способностей и стоит ли делать генетические тесты для профориентации. Спойлер: пока эти тесты по-настоящему не работают.
Как снизить студентам стресс во время обучения
Кто: соосновательница и куратор School of Education, автор книги «Проектирование образовательного опыта» Соня Смыслова.
Где: на канале School of Education.
Про что: как поддерживать учащихся в условиях кризисного контекста.
Настоящего обучения без труда, а значит, и без некоторого стресса не бывает — просто потому что это, как ни крути, нагрузка для мозга. Но стресс бывает разный — полезный и деструктивный (дистресс). Дистресс в обучении ничего хорошего не даёт. Наоборот, он ослабляет прогресс учащегося, мешает ему сконцентрировать внимание и перемещать новую информацию из оперативной памяти в долгосрочную. Но педагогический дизайнер, проектируя обучение, может постараться снизить факторы этого лишнего стресса для учащихся. Об этом и рассказала Соня Смыслова. А ещё затронула актуальный для очень многих сейчас вопрос: как быть, если сосредоточиться на учёбе мешает внешняя травматичная обстановка, которая сама по себе вгоняет в стресс?
Можно ли научить предпринимательству
Кто: серийный предприниматель, сооснователь «Нетологии» Максим Спиридонов.
Где: на канале основателя Mozlab и Tellsy Олега Замышляева.
Про что: про подход к технологическому бизнесу и пользу массового обучения предпринимательству.
Максим Спиридонов известен по нескольким крупным проектам в сфере EdTech — это «Нетология», «Фоксфорд», EdMarket. Сегодня он занимается бизнес-клубом Reforma, участвует в развитии технологических стартапов и планирует новые проекты. В эфире с Олегом Замышляевым Максим рассказал о своём отношении к современному EdTech-рынку и о том, чем хорошо и плохо массовое обучение бизнесу в таких проектах, как «Like Центр».
Что делать школе с современными детьми
Кто: психолог, профессор Высшей школы экономики Катерина Поливанова.
Где: в подкасте «Перемена для учителя».
Про что: чем современные дети отличаются от предыдущих поколений и как с этим быть.
Правда ли, что дети сегодня совсем не те, что раньше? Катерина Поливанова считает, что изменились не столько дети, сколько отношение к ним и методы воспитания, да и весь социум. Но школа сохраняет традиционную вертикальную иерархию, и именно тут возникает несоответствие.
Как преодолеть этот разрыв, как разделить ответственность учителя и семьи и закончится ли когда-нибудь тренд на домашнее обучение — слушайте в подкасте.
Как технологии влияют на детей
Кто: заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова Александр Веракса.
Где: на II конгрессе молодых учёных.
Про что: о результатах психологических исследований современных детей.
Более тревожно, чем подкаст с участием Катерины Поливановой, прозвучало выступление профессора МГУ Александра Вераксы на Конгрессе молодых учёных. Веракса рассказал о некоторых результатах лонгитюдного исследования, которое уже более десяти лет идёт в нескольких регионах России.
По данным проекта, на развитие детей негативно влияет пассивное экранное время — часы, когда дошкольники и школьники не взаимодействуют друг с другом или взрослым, а смотрят видео, играют в игры и так далее. Чем больше в жизни дошкольника таких занятий, тем больше проблем со словарным запасом, развитием воображения и навыков саморегуляции. Из лекции вы узнаете, есть ли способ сделать технологии полезными.
Как наука изменит образование в XXI веке
Кто: лауреаты конкурса молодых учёных Российской академии образования.
Где: на II конгрессе молодых учёных.
Про что: как исследователи отвечают на вопросы учителей и родителей.
На этой сессии Конгресса молодых учёных исследователи образования рассказали о проектах, за которые получили награды конкурса РАО. Например, это исследование математической тревожности и новый подход к экологическому образованию школьников. Среди других тем — тестирование российских учителей на сильные стороны личности, которые помогают избежать выученной беспомощности.
Как менялось образование в России от послевоенных лет до 1990-х
Кто: историки образования.
Где: в подкасте «Арзамаса» «Как училась Россия».
Про что: финальные выпуски подкаста о реформах образования после Великой Отечественной войны и распада СССР.
Подкаст «Арзамаса» об истории образования в России, который начал выходить в ноябре, завершён. Два последних выпуска посвящены сравнительно недавним событиям, памятным многим на собственном опыте или по рассказам старших членов семьи.
В выпуске о послевоенном образовании историк культуры и образования Мария Майофис рассказывает о противоположных тенденциях: массовом производственном обучении будущих рабочих и физико-математических и языковых школах, куда непросто было попасть. Среди других тем выпуска — создание системы профтехучилищ, дополнительное образование детей в дворцах пионеров и школьных кружках, вечерние школы.
В последнем выпуске подкаста ведущий Александр Архангельский беседует с академиком Российской академии образования Александром Асмоловым о педагогике сотрудничества, преобразованиях 1990-х и введении ЕГЭ.
Кстати, подробнее о развитии одной из популярных в поздние советские годы педагогических систем — теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий Петра Гальперина — говорили на недавней встрече в «Мастерской учителя» Института образования ВШЭ.