Что посмотреть и послушать об образовании — подборка за декабрь 2024-го
Подкасты, видеоинтервью и научные семинары на главные темы года.
Иллюстрация: Dana Moskvina / Skillbox Media
Почему студенты и преподаватели всё хуже понимают друг друга и к чему это ведёт?
Кто: первый проректор ВШЭ, руководитель лаборатории экономико-социологических исследований, профессор социологии и автор книг «Преподавание в кризисе», «Миллениалы. Как меняется российское общество» Вадим Радаев.
Где: в подкасте «Вокруг права» Романа Янковского (с 2022 по 2024 год руководил Центром трансформации юридического образования факультета права ВШЭ, а теперь работает в Институте образования ВШЭ).
Про что: о том, что изменилось в работе вузовских преподавателей за последние лет десять из-за прихода студентов, про которых можно сказать коротко, что «они совсем другие».
Роман Янковский говорит про свой подкаст так: «Мы обсуждаем право, юридическое образование и не только». Конкретно этот выпуск относится как раз к категории «и не только» — он про образование вообще, а не конкретно про юридическое.
Эта беседа вызовет много эмоций у всех, кто преподаёт в вузе (не важно, в каком и какие дисциплины), потому что ведущий и его гость откровенно подняли болезненные темы преподавательских реалий:
- Кризис текстовой культуры — современные студенты не будут долго прорубаться через дебри сложных текстов, добывая смысл. Они привыкли к готовым, «нарезанным и упакованным» смыслам в виде презентации с картинками и видео. Но можно ли считать это настоящим образованием?
- Падение преподавательского авторитета и попытки «превратить университеты в подобие супермаркетов».
- Мультитаскинг (многозадачность), из-за которого образование становится всего лишь фоном. Типичное поведение современного студента на лекции: «Я и „этого мужика послушаю“, и поработаю, и на сообщения в мессенджерах отвечу». Но образование — такая штука, которая требует концентрации. Как с этим быть?
- Инфляцию оценок как следствие давления со стороны студентов, администрации («Кто хочет получить пятёрку ни за что, всегда может этого добиться») и простого человеческого желания самих преподавателей сэкономить своё время и уберечь нервы.
А ещё поговорили о том, почему преподавателям теперь важно держать определённую дистанцию со студентами и «фильтровать речь».
Особый интерес беседе придаёт то, что гость подкаста Вадим Радаев говорит на эти темы не только с позиции практикующего преподавателя, но и с позиции социолога, наблюдающего, как меняются социальные нормы, и задумывающегося о том, к чему это ведёт.
Как учителям можно использовать мемы в обучении
Кто: автор телеграм-канала «Это мем или реальность?», лингвист Саша Русакович.
Где: в подкасте «От звонка до звонка».
Про что: как мемы могут помочь учителю наладить контакт со школьниками.
А этот подкаст — наоборот, о том, как тем, кто преподаёт, подстроиться под особенности восприятия новых поколений. Героиня выпуска не просто коллекционирует мемы, но и исследует их. Как популяризатор лингвистики, она объясняет, что такое мемы, какие их особенности воспроизводятся годами, а какие тренды быстро теряют актуальность.
А ещё в выпуске немало рекомендаций для учителей: как использовать мемы, если задача просто в том, чтобы привлечь внимание, и как построить на смешных картинках настоящие учебные задания. Главный совет, пожалуй, в том, что совсем не нужно притворяться «своим в доску» перед детьми и переходить на подростковый сленг — это всё равно никогда не сработает. Достаточно насмотренности и искреннего интереса.
Что рассказал о российской молодёжи за 12 лет большой исследовательский проект
Кто: директор Центра социологии культуры Института образования НИУ ВШЭ Екатерина Павленко, управляющий директор департамента сбора данных фонда «Общественное мнение» Екатерина Седых.
Где: на открытом семинаре Института образования НИУ ВШЭ.
Про что: о завершённом в 2024 году проекте о траекториях российских школьников.
Организаторы лонгитюдного (то есть такого, в котором одну и ту же группу людей изучают год за годом) исследовательского проекта «Траектории в образовании и профессии» (ТрОП) решили не проводить тринадцатую волну опросов. В 12 волнах с 2011 по 2023 год в анкетировании участвовали 5 тысяч человек в 42 регионах России (к концу исследования выборка, конечно, немного «осыпалась»). За это время они окончили школы, колледжи, вузы, нашли первую работу и начали строить карьеры, многие отслужили в армии, переехали, создали семьи. Для самих участников ТрОП стал важной частью жизни. Например, несколько лет назад они попросили исследователей сделать сервис для просмотра собственных ответов в предыдущие волны: это помогает вспомнить, о чём они мечтали в школьные годы, и порефлексировать.
Главное, что стало понятно исследователям образования благодаря данным ТрОП, — нелинейность траекторий развития молодых взрослых в России. В 2011 году все участники проекта были девятиклассниками, то есть находились в общей школьной траектории. С тех пор их пути непрерывно разделялись, ветвились и переплетались. Ситуация, когда человек просто получил профессиональное образование, пошёл работать и больше уже не переучивался, не то что нетипичная — в этой выборке она практически не встречается.
Что стоит знать молодому преподавателю: советы опытных коллег
Кто: преподаватели английского языка Анна Бойко и Надежда Попова.
Где: в подкасте «Тичер.FM».
Про что: какие советы опытные преподаватели английского хотели бы дать себе самим в начале пути.
В этом лёгком выпуске ведущие подкаста без приглашённых гостей обсуждают открытия о преподавательской работе, к которым пришли за время работы. Многие из выводов звучат очевидно, но осознать их, признаются учителя, было непросто. Среди тем подкаста — как относиться к тому, что ученики иногда отказываются продолжать занятия, какой инструмент профессионального развития все преподаватели ненавидят (но признают его эффективность), как найти баланс в восприятии авторитетов и «звёздных» методик.
Читайте также:
Как строится рейтинг компаний российского эдтеха
Кто: гендиректор агентства Smart Ranking Дарья Рыжкова.
Где: в подкасте SF Education.
Про что: на чём основаны оценки в ежеквартальных рейтингах агентства и в каких сферах сегодня растут технологические компании.
В этом небольшом интервью Дарья Рыжкова рассказывает, как появилась идея рейтингов российских EdTech-компаний и на чём сегодня зарабатывает агентство. Помимо истории и подходов Smart Ranking, обсуждаются актуальные для образования и других сфер технологические тренды. Например, Дарья отмечает, что пока EdTech-компании применяют технологии искусственного интеллекта в основном в организационных задачах, а примеров того, чтобы на основе ИИ обновлялись сами образовательные продукты, практически нет.
А ключевой фактор роста технологических компаний в разных сферах пока что — правильный выбор ниши. Это показывает рейтинг 500 быстрорастущих технологических компаний России, который в Smart Ranking начали вести в 2024 году. Самые впечатляющие показатели демонстрируют команды, продукт которых отвечает на наиболее острый запрос бизнеса или индивидуальных клиентов, а не те, кто использует инновационные подходы на устоявшихся рынках.
Как работает peer-to-peer-обучение в «Школе 21»
Кто: директор московского кампуса и региональный директор «Школы 21» Наталья Смелкова.
Где: в подкасте «Курсы, рок и T&D».
Про что: как выглядит учебный процесс в школе программирования, где нет преподавателей и уроков.
В этом подробном интервью Наталья Смелкова описывает, как складывается обучение в формате «равный — равному» с точки зрения человека, пришедшего в «бассейн» (подготовительный курс) «Школы 21». А потом раскладывает этот опыт на составляющие с точки зрения организаторов: как эксперты и методисты готовят практические задания, чтобы они складывались в обучающий трек, сколько нужно комьюнити-менеджеров на группу из 500 или 700 студентов, как само пространство кампуса подталкивает учащихся взаимодействовать друг с другом. Отдельная тема — что нужно, чтобы воспроизвести похожую механику в онлайне, и какие есть ограничения у формата.
Каким видят будущее ИИ в образовании эксперты из бизнеса и из вузов
Кто: заместитель директора Института образования НИУ ВШЭ Семён Янкевич, директор по знаниям в «Море данных» Ильдар Мансуров.
Где: на конференции AI Journey.
Про что: как генеративный и другие виды искусственного интеллекта используют в образовании сейчас и к чему всё идёт.
В этой дискуссии на декабрьской конференции по развитию технологий ИИ в России ведущие и эксперты, можно сказать, подводят промежуточные итоги длящихся уже пару лет дебатов о генеративных нейросетях в образовании. Нужно ли учить в школах и вузах промпт-инжинирингу? Как обойти академическое мошенничество с помощью ИИ-сервисов? Какие навыки теряют из-за доступности таких инструментов современные студенты и школьники? Это короткое обсуждение может стать быстрым погружением в современное состояние проблемы ИИ в образовании.
Как вовлечь сотрудников в обучение
Кто: педагогический дизайнер, архитектор систем обучения и развития персонала, автор канала «Craft Knowledge. Анатомия корп обучения» Карен Саркисов.
Где: в телеграм-канале LEAN HR.
Про что: об общих принципах вовлечения сотрудников в корпоративное обучение и о полезных инструментах L&D.
В этом коротком диалоге гость рассказал о своих взглядах на то, почему сотрудники готовы учиться на работе и какие подходы к их вовлечению действительно работают. Карен Саркисов считает, что микрообучение, геймификация и прочие развлекательные форматы могут помочь только на короткой дистанции — за их счёт можно лишь привлечь внимание к новой платформе или курсу.
Чтобы поддерживать мотивацию и делать обучение результативным, с его точки зрения, нужно отвечать на более глубокие потребности людей. И это задача не только для L&D-отдела. Нередко мотивацию к обучению снижают не какие-то внутренние проблемы корпоративных курсов, а тот факт, что их прохождение не даёт обещанных результатов: несмотря на вложенные усилия и профессиональный рост, не происходит ни повышений, ни прибавок к зарплатам.
Читайте также:
Что возможно, а что нет за счёт геймификации в обучении персонала
Кто: эксперт с семилетним опытом в геймификации Елена Хромова.
Где: в подкасте «Трулала» платформы «Тру».
Про что: о разновидностях и возможностях геймификации корпоративных процессов.
Гостья этого выпуска уверяет, что внедрить игровые механики можно куда угодно и для любой задачи: чтобы адаптировать сотрудников, увеличить продажи, нарастить аудиторию внутренней цифровой платформы и так далее. Но это не значит, что во всех этих случаях геймификация нужна и оправданна. Например, Елена Хромова считает, что не нужно геймифицировать изначально проблемные процессы: если сотрудники совсем не пользуются CRM, потому что она медленно запускается и выдаёт ошибки на каждом шагу, никакая игра этого не исправит. А ещё по-настоящему крутые и новаторские обучающие игры требуют сложной многомесячной разработки, и не для всех тем она оправдана. Примеры и рекомендации слушайте в подкасте.
Почему основатель IT-компании в сфере корпоративного обучения занялся подготовкой учителей
Кто: основатель компании iSpring Юрий Усков.
Где: в интервью на канале EdDesign Mag.
Про что: про историю образовательных проектов iSpring в Йошкар-Оле и в других городах.
Компания iSpring занимается разработкой решений для корпоративного обучения и находится в Йошкар-Оле. В интервью Юрий Усков рассказал, что заниматься образованием начал с сотрудничества с местным вузом, чтобы улучшить подготовку программистов для своей и других компаний. Следующим шагом стало дополнительное образование детей в IT-сфере, потом — второе высшее для программистов. А в последние годы появилась полноценная школа на 1–11-й классы и частный вуз — Институт iSpring.
Юрий Усков объясняет, зачем компании полный образовательный кластер. Один из самых необычных моментов — подготовка учителей в Институте iSpring наряду с программистами и дизайнерами. По словам основателя компании и вуза, взяться за педагогическое образование его вынудила нехватка учителей. В интервью он подробно рассказывает о принципах, которыми руководствуются школа и институт, о строительстве нового здания для лицея и о планах на будущее.
Читайте также:
Какие книги о педагогах и учениках стоит читать всем
Кто: преподаватель РАНХиГС, филолог и бизнес-лектор Леонид Клейн.
Где: в подкасте «Учим тех, кто учит» центра знаний «Машук».
Про что: почему важно читать художественную литературу и как это донести до учащихся разного возраста.
В плане книжных рекомендаций этот выпуск, вероятно, не даст слушателям ничего неожиданного: самыми важными книгами, которые стоит читать каждому, Леонид Клейн называет, например, «Войну и мир» и прозу Чехова. Среди главных педагогических книг отмечает произведения Бел Кауфман и Фриды Вигдоровой. Но зато он проводит интересные параллели между обучением руководителей на бизнес-тренингах и уроками для подростков, рассуждает о пользе и вреде эдьютейнмента и объясняет, почему хорошая детская книга — всегда одновременно и книга для родителей.
Как обсуждать литературу с детьми
Кто: редактор и педагог Ксения Молдавская, детская писательница Валентина Филиппенко, филолог и писатель Иван Бевз, педагог Оксана Сергеева.
Где: на дискуссии в рамках III Всероссийской профессиональной олимпиады для учителей и преподавателей русского языка «Хранители русского языка».
Про что: что происходит в современной российской литературе для детей и чем она может быть полезна учителю.
В ходе ещё одной беседы о литературе для школьников организаторы представили результаты большого опроса учителей словесности: как они сами относятся к современным книгам, что, с их точки зрения, читают дети, чего не хватает в произведениях для подростков.
Участники дискуссии сошлись во мнении, что хотя классическая литература даёт современным читателям очень многое, полезно также сталкиваться с книгами, сюжеты которых основаны на современных реалиях — чтобы возникало чувство «здесь про меня написано». А ещё писатели на встрече рассказали, как учитывают в своих книгах интересы и особенности читателей, выросших на соцсетях, а педагоги поделились способами вовлечь детей в чтение.
Читайте также: