Что посмотреть и послушать об образовании: октябрь-2024
В новой подборке подкастов и видео об образовании — дискуссии о школе и вузах, а также практические советы для разработчиков онлайн-курсов.
Иллюстрация: Dana Moskvina / Skillbox Media
Почему модель российского EdTech не удалось перенести на зарубежные рынки
Кто: экс коммерческий директор «Нетологии», сооснователь закрывшегося стартапа Ultima School (Бразилия) Иван Котов.
Где: в подкасте про инфлюенс-маркетинг «Вадим, где блогеры?» основателя агентства Grapzy Вадима Бордияна.
Про что: что из российского опыта в EdTech пригодилось за рубежом.
В этом выпуске Иван Котов коротко рассказывает о своей работе в «Нетологии»: на период его сотрудничества с компанией пришёлся ребрендинг, а также активный рост выручки в пандемию. В конце 2021 года на российском рынке EdTech многие разделяли идею, что успех можно перенести и в другие страны, и нацеливались на Юго-Восточную Азию, Латинскую Америку, даже на США и Европу. Иван Котов присоединился к основателям стартапа Ultima School, который предлагал курсы для переобучения на новые профессии в Бразилии.
Довольно быстро выяснилось, что в Бразилии не работает привычный для российского рынка набор каналов продвижения — из-за того, что сегмент обучения цифровым профессиям в принципе был мало знаком аудитории, органического роста не было. Но в общем стартап, как и ещё ряд похожих проектов, подкосила стартап-зима. Венчурные инвестиции в 2022 году сократились многократно, и у команды не осталось ресурсов на то, чтобы тестировать новые гипотезы.
Традиционный для российского EdTech в сегменте ДПО подход приносил не так много выручки, потому что и уровень базовой подготовки студентов, и их платёжеспособность оказались ниже, чем в России. Ничего принципиально невозможного для развития образовательного бизнеса с российскими корнями в Латинской Америке нет, уверен Иван Котов, но для этого нужен значительный ресурс. А ещё, вероятно, другой рыночный климат.
Могут ли университетские программы ДПО конкурировать с онлайн-школами
Кто: начальник отдела образовательных программ и технологий Учебного центра подготовки руководителей НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге («Кочубей-центр») Зоя Запевалова, продюсер онлайн-курсов Наталья Гулянская, специалисты по вузовскому ДПО Тимофей Попов (ИТМО) и Евгений Буравлёв (Новосибирский госуниверситет).
Где: на вебинаре «Кочубей-центра».
Про что: в каких направлениях университетские программы дополнительного профессионального образования (ДПО) вступают в конкуренцию с продуктами EdTech-компаний и как продвигаться на этом поле.
Российские университеты, считают эксперты этого вебинара, не так уж часто вступают в прямую конкуренцию с онлайн-школами на рынке ДПО. Даже если вузовское подразделение ДПО предлагает курсы на популярные темы для индивидуальных слушателей, EdTech зачастую не воспринимает его как конкурента: у вузов не та скорость выпуска курсов, не тот масштаб работы. Как отметили участники и ведущие вебинара, развернуть вузовское ДПО как настоящий бизнес мешает бюрократия и дефицит кадров.
Означает ли это, что университетские курсы в принципе не могут конкурировать с продуктами онлайн-школ? На самом деле такие примеры есть, и на этом вебинаре эксперты поделились рекомендациями по тому, как добиться большей привлекательности вузовского ДПО на открытом рынке. Обсудили, какие преимущества клиенты онлайн-школ чаще всего отмечают в отзывах, как вузу анализировать конкурентов и какие ошибки чаще всего допускают в университетах при продвижении курсов.
Читайте также:
Как применять CustDev-интервью в создании курсов
Кто: методолог Наталья Муратова.
Где: в докладе на «Белой конфе».
Про что: чем полезны интервью с представителями целевой аудитории и как их проводить.
В этом году организаторы «Белой конфы» — популярного мероприятия в сфере онлайн-образования — начали публиковать записи докладов и другие видео на ютуб- и Rutube-каналах. Одна из первых публикаций — детальное описание методики проведения глубинных интервью для исследования аудитории (customer development, кастдев) перед запуском образовательных продуктов.
Впрочем, как объясняет эксперт, интервью бывают нужны не только перед разработкой курса, но иногда и во время обучения. Например, чтобы определить, почему слушатели начали бросать курс. Какие ещё задачи помогает решить CustDev-интервью, где искать людей для беседы, как разработать скрипт, провести интервью и обработать результаты — слушайте в выступлении.
Зачем в обучении взрослых нужны игры и какими они бывают
Кто: ведущий — директор программы Skolkovo MBA Иван Хворов, продюсер Артём Егоров и геймдизайнер Владимир Грачёв.
Где: в подкасте «Позовите человека».
Про что: какие образовательные задачи можно решить с помощью игры.
Это первый выпуск в новом подкасте школы управления «Сколково», который, как планируется, в целом будет посвящён использованию новых технологий в бизнесе и образовании. И в первой беседе тема того, как генеративный искусственный интеллект (ГИИ) меняет рабочие процессы, тоже затронута. Как рассказывают гости выпуска, раньше для создания образовательной игры требовалась команда из 12 человек — в их числе были сценаристы, художники, аниматоры. Теперь такие же по сложности игры делают группы из 4–6 человек, потому что весь контент может сделать один специалист с помощью нейросетей.
Помимо этого факта, из выпуска можно узнать, какие именно игры применяются в бизнес-образовании и в других сферах, какие впечатления и полезные результаты они дают участникам, на каких этапах обучения они применимы и зачем. А ещё гости рассуждают о том, почему игровой формат вовлекает сильнее любых других и почему эта его особенность становится всё важнее по мере смены поколений.
Как индустрия и университеты объединяются в подготовке IT‑специалистов
Кто: руководитель проектов в направлениях образования, науки и культуры Yandex Cloud Марина Кошелева, руководитель Школы анализа данных (ШАД) «Яндекса» Алексей Толстиков, выпускник ШАД Эдуард Аллахвердов.
Где: в подкасте «Яндекс Образования» «Непрошеный просвет».
Про что: как устроена учёба в ШАД и какими необычными проектами занимаются её выпускники.
Этим видео открывается новый подкаст «Непрошеный просвет». Анонсировано, что в каждом выпуске ведущие будут узнавать о неожиданных способах применения IT в разных сферах образования, науки и культуры. И начинается подкаст с истории о том, как специалисты учат нейросеть (а точнее, ансамбль из нескольких нейросетей) анализировать сотни часов видео и узнавать на них конкретных снежных барсов.
Тем, кто работает в образовании, с профессиональной точки зрения будет интереснее часть выпуска, в которой Алексей Толстиков и Эдуард Аллахвердов рассказывают об освоении сложных IT-навыков. Эксперты обсуждают, какие студенты могут учиться на программе дополнительного образования в сфере анализа данных (нужно ли, например, обязательно окончить перед этим технический бакалавриат), реально ли совмещать такое обучение с вузом и с работой и в чём должно заключаться участие компаний из индустрии в университетских проектах.
Читайте также:
Что помогает развивать критическое мышление студентов
Кто: доцент кафедры гравитации и космологии РУДН, доктор педагогических наук Мария Солодихина.
Где: на открытом семинаре Института образования НИУ ВШЭ.
Про что: какие существуют подходы к развитию критического мышления в вузе.
В докладе на этом семинаре Мария Солодихина представила результаты большого эксперимента, который уже несколько лет реализует со студентами разных направлений в РУДН. Он показал, что несмотря на то, что критическому мышлению сложно даже дать чёткое определение (и тем сложнее корректно измерить его уровень, потому что разные инструменты основаны на разных подходах), целенаправленная работа над развитием соответствующих навыков полезна. Иначе говоря, независимо от того, что понимать под критическим мышлением и как его оценивать, необходимо учить студентов анализировать информацию, перепроверять её и рассуждать логически.
Исследование в РУДН показало, что задания на развитие такого рода навыков правильнее встраивать в разные дисциплины — потому что такие умения непросто перенести из контекста в контекст. А ещё полезным оказалось прямо говорить студентам, если одной из задач курса будет развитие критического мышления. Некоторые подходы предполагают формировать его как бы исподволь, просто интегрируя новые задания в классические дисциплины, но, похоже, это работает хуже.
Кроме того, Мария Солодихина рассказала об ограничениях при обучении критическому мышлению. С её точки зрения, большинство школьников в старших классах ещё по возрасту не готовы к таким курсам. Более того, и среди студентов во всех группах во время эксперимента в РУДН сохранялась небольшая доля тех, чьи навыки никак не улучшились в процессе обучения.
Что собой представляют популярные форматы группового обучения
Кто: дизайнер образовательного опыта, методист и ментор Анна Царёва, автор телеграм-канала «Царёва в курсе».
Где: на личном канале.
Про что: какие есть отличия и особенности у разных групповых форматов.
На своём канале Анна Царёва выкладывает короткие ролики о практике работы методистов — например, разбирает вакансии, перечисляет тренды и советует профессиональную литературу.
В этом видео она перечисляет несколько популярных в обучении взрослых форматов групповой работы и объясняет, чем они отличаются друг от друга. Это вопрос не только организации, но и целей обучения, и далеко не каждому курсу подойдут все форматы. Например, в коротком курсе на месяц или меньше вряд ли стоит тратить время на организацию дискуссионного клуба. А с именитым экспертом лучше организовать простую сессию вопросов-ответов, а не мастермайнд. Почему — смотрите в ролике.
Как имидж педагога может помочь в запуске собственных образовательных проектов
Кто: заведующий лабораторией непрерывного образования взрослых НИУ ВШЭ Илья Коршунов, научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно‐образовательная политика» Евгений Сжёнов, генеральный директор Высшей школы стилистики дизайна и технологий Иван Гулиенко, имидж-эксперт Инесса Трубецкова, руководитель сообщества стилистов и дизайнеров KairosDS Евгения Голицына, президент Союза директоров СПО России Наталия Золотарёва.
Где: на канале Института образования НИУ ВШЭ.
Про что: как личный бренд и стиль влияют на карьеру в образовании.
На этом вебинаре эксперты говорили о ресурсах, которые помогут преподавателю или методисту запустить собственный бизнес-проект — например, свой курс в области дополнительного профессионального образования. Они рассказали, с какими партнёрами можно сотрудничать, запуская новый проект в вузе или в школе, в каких крупных программах стоит поучаствовать. А ещё одним из ресурсов может стать личный бренд и имидж эксперта, и этой теме была посвящена большая часть выступлений.
Стиль и имидж, уверены участники вебинара, — вопрос не только визуальной эстетики, но и стратегии продвижения себя как эксперта и образовательного продукта. Выступающие рассказали, что, кроме стиля в одежде, влияет на восприятие человека, — например, жесты и осанка, организация пространства, модуляция голоса и интонации. Затронули и тему цифрового этикета и безопасности в социальных сетях.
Чем похожа и чем различается работа молодого преподавателя в школе и в вузе
Кто: школьные учителя и преподаватели вузов Ростова-на-Дону.
Где: в подкасте «Преподы года».
Про что: с какими проблемами сталкиваются учителя в начале карьеры.
В этом выпуске подкаста о работе преподавателей вузов гостями стали три школьных педагога. Получился позитивный и увлечённый разговор о пути в профессию и радости от работы с детьми. Но сложности в диалоге тоже не замалчивали.
По словам учителей, кроме низкой зарплаты, большой проблемой в начале работы становится отсутствие наставников: более опытные педагоги в школе перегружены работой, им, как правило, не до того, чтобы раздавать советы и отвечать на вопросы. С коллегами из университета гости обсудили, какие есть способы выйти из этой ситуации и где лучше работают профессиональные сообщества — на уровне школьных или вузовских преподавателей. А ещё учителя и преподаватели обменялись мнениями о современных подростках и их родителях, поделившись ситуациями из практики.
Может ли особая организация пространства школы решить проблемы буллинга и учительского выгорания
Кто: эксперты и участники конференции по развитию школьной архитектуры в Санкт-Петербурге «Разморозка».
Где: на заключительной дискуссии конференции.
Про что: какие архитектурные и дизайнерские решения нужны современным школам и зачем.
На этой дискуссии присутствовали видные эксперты — например, директор президентского физико-математического лицея №239 Максим Пратусевич, директор «Школы будущего» в Калининграде Алексей Голубицкий и другие — но большую часть обсуждения составили высказывания участников из зала. Среди них учителя, руководители школ, представители компаний-застройщиков, сами школьники и их родители.
Обсуждались популярные решения в школьном дизайне: опенспейсы, прозрачные стены классов, открытые гардеробы и маленькие «норки» для уединённой работы. Выступающие рассказали о своём опыте и о потребностях своих школ. Например, для начальных классов важна камерность помещений, чтобы они хорошо просматривались и учитель мог спокойно отпустить первоклассника в столовую одного. А для подростков важна возможность хотя бы какую-то часть помещения перепроектировать и менять самостоятельно, потому что иначе они не воспринимают пространство как своё.
Несмотря на разнообразие мнений, в дискуссии звучала и общая идея. Удобно, с учётом потребностей учеников и учителей организованная среда, считают многие эксперты, — это просто вопрос комфорта, если коллектив школы не готов работать над психологическими и социальными причинами буллинга и выгорания учителей. А если у педагогов действительно есть время, условия и желание общаться между собой, помогать друг другу и бороться с травлей среди учеников, среда может действительно стать в этом подспорьем.
Читайте также: