Образование
#подборки

Что помогает учёбе? Главные выводы из исследований 2023 года

От правильной учебной обстановки до интересных типов заданий — что учёные порекомендовали внедрить в образовательный процесс в этом году.

Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media

В уходящем году в Skillbox Media вышло более 150 новостей и десятки статей о различных исследованиях образования и обучения. В итоговую подборку мы включили научные работы, на основе которых можно сделать полезные рекомендации для тех, кто учит и учится. Так что в этой статье минимум ссылок на исследования о проблемах образования — но зато целых 23 пункта о том, что помогает успешной учёбе.

Стратегии запоминания с доказанной эффективностью

Учащиеся всех возрастов применяют сомнительные способы обучения — например, чтобы запомнить информацию из текста, перечитывают его раз за разом. В том, чтобы прочитать важное пару раз, ничего плохого нет, но затем полезнее применять практику извлечения — пытаться вспомнить суть без шпаргалок.

О том, может ли преподаватель научить своих студентов использовать более эффективные стратегии обучения, мы рассказывали в этой статье. Цель эксперимента состояла в том, чтобы учащиеся начали подготовку к экзамену заранее, научившись распределять обучение во времени, и при повторении вспоминали изученное самостоятельно (а не перечитывали учебник).

В ходе эксперимента преподаватель постарался наглядно показать преимущества такого подхода, но новую стратегию применили немногие. Да и они начали готовиться к экзамену всего на день раньше обычного. Но автор всё равно считает попытку полезной: удалось доказать, что знакомство с эффективными учебными стратегиями может подтолкнуть студентов к их использованию.

Ответственность за своё обучение

Возможность совершать автономный выбор и отвечать за него важны для всех, в том числе в сфере обучения. Согласно одной из ведущих современных психологических теорий, уровень мотивации к какой-либо деятельности (например, учёбе) связан с тем, насколько она удовлетворяет базовые психологические потребности человека. В том числе — потребность самостоятельно принимать решения.

Подтверждение тому, что наличие реального выбора мотивирует учащихся, нашлось в 2023 году в одном норвежском исследовании. Оно показало, что подростки, которые могли выбрать, в какой школе учиться в старших классах, лучше справлялись с учёбой в средней школе. Предполагается, что на них влияла сама возможность выбирать: чтобы в будущем поступить на интересующий их профиль, учащиеся осознанно прикладывали больше усилий к учёбе.

Подходящая учебная обстановка

Окружающая обстановка в классе или учебной аудитории, да и вообще любого помещения, в котором человек учится, тоже оказывает влияние на то, как человек усваивает и запоминает информацию. Что-то может отвлекать, создавая лишнюю когнитивную нагрузку, а что-то, наоборот, помогать. Учёные постоянно исследуют эту тему.

Например, австралийские учёные выяснили, что в учебных классах открытой планировки (по типу офисного опенспейса) у младших школьников более медленно развивается беглость чтения. А российские исследователи из НИУ ВШЭ показали, что у взрослых людей при фоновом шуме скорость чтения снижается (хотя понимание прочитанного не ухудшается).

Не все внешние визуальные стимулы вредны: команда исследователей из США и Великобритании установила, что вид на деревья из окон класса связан с лучшим поведением школьников. Те, кто учится в окружении зелёных насаждений, реже проявляют агрессию или гиперактивность.

Оптимальная когнитивная нагрузка

Теория когнитивной нагрузки основана на том, что человек может изучать новое лишь в том случае, если его рабочая память не перегружена.

Возможно, именно с эффектами избыточной когнитивной нагрузки связаны результаты недавнего шведского исследования. Учёные случайным образом распределили студентов вузов на две версии вводного онлайн-курса по программированию — на родном для них шведском и на английском языках.

В результате активные студенты шведской версии давали на 18% больше правильных ответов, чем учащиеся на англоязычном курсе. Кроме того, курс на английском языке бросило на 25% больше студентов. Вероятно, задача разобраться в новой дисциплине, изучая её на иностранном языке, оказалась для учащихся чрезмерно сложной.

Творческие элементы в сложных дисциплинах

Несколько примеров того, как использовать учебный контент разных форматов и не перегружать учащихся при этом, появилось в 2023 году в исследованиях математического образования.

Выполненный исследовательницей из Турции обзор научных работ подтвердил, что занятия музыкой связаны с лучшими знаниями математики. Причём полезнее всего интегрированные уроки, в ходе которых педагоги демонстрируют связь математики и музыки. Например, используют ритмы при изучении дробей.

А исследователи из Чили показали, что детям помогают освоить счёт настольные игры, особенно связанные с числами. Ещё один способ сделать математическое обучение результативнее обнаружили исследователи из Гонконга. Как выяснилось, детям вплоть до шестого класса полезно читать на уроках (не вместо обычной программы, а по несколько минут в начале или в конце занятия) иллюстрированные книги математического содержания. Это уменьшает тревогу, связанную с предметом.

Необычные компаньоны в учебном процессе

Среди других способов сделать обучение интереснее, предложенных исследователями в этом году, — обучение чтению с помощью собак! Такой эксперимент провели в Израиле. Младшеклассникам предложили на дополнительных занятиях читать вслух собакам. Похоже, тема заслуживает дальнейшего изучения. Детям нравилось проводить время с четвероногими друзьями, они занимались регулярно и повысили точность чтения.

Взрослым больше нравится учиться, судя по результатам двух экспериментов британских исследователей, в компании самих себя. В первом исследовании участники разучивали танцевальные движения с помощью VR-тренажёров, причём «инструктор» представлял собой цифровой аватар. Оказалось, что если сделать его хотя бы в самых общих чертах похожим на самого ученика, занятия становятся эффективнее.

Во втором эксперименте исследователи из той же команды пошли дальше и с помощью технологии дипфейков смонтировали видео, где лица инструкторов — на этот раз использовали занятия по фитнесу и уроки по ораторскому мастерству — заменили лицами участвовавших в исследовании учеников. И такие видеоуроки у самих себя вновь оказались более эффективны, чем оригинальные видео без дипфейков.

Мышление роста

Люди с развитым мышлением роста (growth mindset, другой вариант перевода — установка на рост) верят, что правильно приложенные усилия позволят научиться практически чему угодно. А для фиксированного мышления (fixed mindset — установка на данность) характерно убеждение, что способности к каким-то занятиям (например, к математике, иностранным языкам и так далее) заложены в человеке от рождения, и бесполезно развиваться в сфере, к которой «не дано» таланта.

Данные о том, что мышление роста связано с успехами в обучении, получены во многих исследованиях. Об очередном крупном эксперименте в США мы рассказывали в 2023 году. Исследователи разработали 45-минутный онлайн-урок для развития мышления роста у учителей. В результате выросло число учеников, успешно окончивших курсы двойного зачисления (за них старшеклассники получают не только школьную оценку, но и зачёт по предмету, который позднее можно будет учесть при обучении в колледже).

Ещё одно исследование этого года подтверждает, что успешные ученики на самом деле учатся не быстрее всех остальных. Его авторы, тоже из США, изучали учебную аналитику по 12 различным онлайн-курсам, на которых учились почти семь тысяч человек разного возраста. Оказалось, что у совершенно разных людей темп обучения практически одинаковый.

Похоже, учащиеся, которые отстают от сокурсников в изучении какого-либо предмета, на самом деле не учатся медленнее (потому что у них якобы нет врождённого таланта). Скорее всего, они или стартовали с более низким уровнем знаний, или не практикуются достаточно — например, из-за низкой мотивации или отсутствия условий.

Понимание рисков и ограничений современных технологий

Отношение к новым инструментам генеративного ИИ в образовании остаётся неоднозначным. Но многие эксперты заявляют, что игнорировать новинки нельзя. Запреты — не лучшая идея: их всегда будут пытаться обойти. К тому же применение нейросетей уже становится обычной практикой во многих профессиях, и если не знакомить с ними учащихся, ухудшатся их карьерные перспективы.

Как показывает недавнее исследование учёных из Сингапура и Гонконга, ведущие вузы мира рекомендуют своим преподавателям открыто обсуждать со студентами использование ИИ. А в работе исследователей из США описан кейс по обсуждению ИИ в образовательной программе школ.

Учащиеся получили задание создать собственные модели машинного обучения в специальном сервисе. Это помогло им больше узнать о том, как такие модели обрабатывают данные и принимают решения и какие проблемы и ошибки могут возникнуть в работе нейросети. Например, школьники обсуждали, как ИИ-инструменты могут изменить отбор студентов в вузы или для получения стипендий, какие риски и ограничения есть у таких подходов.

Проектные задания

Распространённый пункт в списке рекомендаций для преподавателей, появившихся из-за распространения генеративного ИИ, — разработка заданий новых и необычных типов. Предлагается подталкивать студентов к рефлексии и креативному осмыслению тем, которые обсуждались на недавних занятиях.

Но польза заданий, для выполнения которых требуется фантазия, не только в том, что их сложнее подделать с помощью ИИ. Например, некоторые типы проектных заданий помогают развить у учащихся понимание сложных учебных тем через исследовательское обсуждение.

Об этом рассказали в 2023 году норвежские учёные, организовавшие для школьников эксперимент с записью учебного подкаста с анализом поэзии. В процессе ребятам в группах пришлось разобраться с тем, как вообще анализируют литературные произведения, изучить стилистические приёмы, применить эти правила к конкретному стихотворению.

Все встречи групп записали на аудио, и исследователи выяснили, что именно совместные обсуждения помогли школьникам глубоко разобраться в теме: они спорили, задавали друг другу вопросы, продолжали размышлять над прочитанным. В итоге участники не только применили на практике приёмы анализа поэзии, но и улучшили умение аргументированно вести дискуссию.

Надёжные отношения с преподавателем

Отношения с учителем очень важны для школьников, даже для склонных к бунтарству подростков. Это выяснила группа китайских учёных в работе 2023 года.

Исследователи сравнили взаимодействие с учителем у учеников четвёртого и восьмого классов. У младших школьников чаще складываются более доверительные отношения с педагогом, потому что в начальной школе у класса чаще всего только один учитель, и вся программа ориентирована на обучение с его поддержкой. Однако для восьмиклассников хорошие отношения с педагогами тоже важны: они влияют на ощущение благополучия у подростков, а через него и на академические результаты.

Эти выводы подтверждает и недавняя работа российских учёных: согласно ей, на благополучие подростков влияет воспринимаемая обратная связь от учителей. Через оценивание и комментарии о работе учащихся педагоги поддерживают их веру в эффективность своих стараний, а также желание учиться и овладевать учебным материалом.

А ещё на результаты обучения, как выяснили исследователи из Великобритании по чилийским данным, позитивно влияет преподавание одного учителя по предмету в течение нескольких лет. По оценке учёных, учиться лучше при этом помогает то, что ученики заранее знакомы с правилами поведения на уроках и чаще стараются оправдать ожидания учителя.

Чтение (и лучше — с бумаги, а не с экрана)

Споры о том, есть ли разница, на каком носителе лучше читать — на бумаге или на экране, — начались сразу же, как только у компьютеров появились мониторы. Вышедшее в этом году исследование испанских учёных не ставит точку в этом вопросе, но добавляет ясности. Исследователи объединили результаты научных работ с общей выборкой более чем в 100 тысяч школьников и студентов и убедились: учащиеся лучше понимают текст, прочитанный на бумаге, а не на планшете.

При этом использование цифровых устройств детьми, похоже, не влияет на их когнитивное развитие. Например, американские исследователи не нашли никакой связи между увлечением 11-летних школьников видеоиграми и их уровнем интеллекта. Другая группа оценила общее влияние времени, проведённого за гаджетами, на когнитивные способности детей 9–12 лет — и тоже не нашла негативных эффектов. Есть, конечно, оговорки: проблемой может стать использование гаджетов в очень раннем возрасте (около года), как показали исследователи из Сингапура и США.

Но чтение всё равно выигрывает у цифры в плане пользы для развития детей. Так, исследование китайских и британских учёных на американских данных показало, что подростки, которые в возрасте трёх-десяти лет любили читать и занимались этим в своё удовольствие, демонстрируют лучшие показатели вербального интеллекта, развития памяти и речи. Кроме того, они лучше учатся в школе и имеют более стабильное психическое состояние.

Однако тип носителя, на котором дети читают, может иметь значение. Другое исследование испанских учёных показывает, что привычка читать для удовольствия на электронных устройствах положительно влияет на развитие способностей к пониманию текста. Но этот позитивный эффект в несколько раз ниже, чем аналогичный у чтения печатных книг. То есть, вероятно, читательские способности при чтении с экрана развиваются хуже.

Тренировка навыков на EdTech-платформах

В американском исследовании 2023 года изучали эффективность дополнительных занятий по математике для девятиклассников. В эксперименте совместили работу репетитора с двумя учениками и самостоятельную тренировку ещё двоих на EdTech-платформе Aleks. Каждое занятие пары школьников менялись местами.

В итоге по сравнению с теми, кто посещал только обычные уроки со всем классом, у участников дополнительных занятий повысился средний балл по предмету и снизилось среднее количество ошибок. При этом школам удалось снизить стоимость репетиторской поддержки на одного ученика — ведь теперь каждый занимался с четырьмя, а не двумя школьниками.

Однако эти результаты не означают, что в любом другом случае можно заменить половину занятий с репетиторами тренировками на онлайн-платформе. В проекте исследователей из США были важные особенности, например очень интенсивная программа занятий и тренировки в присутствии репетитора. Так что, возможно, при иных условиях предложенный подход не сработает. Но есть и другие варианты онлайн-тренировок в дополнение к школьным занятиям.

Учебные видео как дополнение к очным занятиям

В 2021 году австралийский психолог Майкл Нётел показал в обзоре научных работ, что в некоторых случаях видеозаписи могут быть эффективнее живых лекций. Накопившиеся за два года исследования темы мы обобщили в этой статье.

Эффективному усвоению знаний способствуют не любые учебные видео, а преимущественно такие, в которых наглядно демонстрируют какие-либо навыки и в целом присутствует интерактив. И такими материалами лучше дополнять другие форматы контента: например, проиллюстрировать лекцию о работе психолога записями сессий с клиентами (разумеется, постановочными или с согласия всех участников реальной сессии).

Но будут ли студенты просматривать учебные видеозаписи? Британское исследование 2023 года показывает, что выбор форматов контента зависит в том числе от сложившихся в студенческой группе социальных норм. Если на курсе распространено мнение, что тратить время на очные лекции не надо, то за время обучения больше студентов перейдут на записи. Авторы предполагают, что на социальные нормы в группах студентов можно влиять, например, продвигая использование видеозаписей в качестве дополнения, а не замены очных лекций.

Альтернативные подходы к оцениванию

Радикальный эксперимент с полным отказом от отметок провели в Дании для первокурсников программы по бизнесу и психологии. Их работы не оценивали в баллах, но преподаватели давали формирующую обратную связь — комментировали, что получилось хорошо, а над чем нужно поработать, — и суммативную, то есть определяли на ключевых этапах, насколько успехи студента соответствуют запланированным задачам обучения.

Когда на следующих курсах отметки вернули, оказалось, что опыт безотметочного обучения не сказался негативно на успеваемости студентов — то есть они не расслабились и учились не хуже, чем те, кто с самого начала получал оценки в традиционном формате. Более того, студенты из экспериментальной группы охотнее работали совместно и в целом были более мотивированы на учёбу.

Ещё один необычный подход, который рекомендуют исследователи (на этот раз из США) — частое применение тестов. В этом случае проверка знаний используется не для суммативного, а для формирующего оценивания. И задача таких тестов в том, чтобы выяснить — и для самих учащихся, и для учителя — реальный уровень понимания темы и определить, какие пробелы стоит запомнить. То есть тестирование может быть инструментом обучения.

Яркие впечатления

Российские учёные из Пензенского государственного университета предлагают раскрывать таланты школьников с помощью импрессинга. Это психологический феномен, связанный с влиянием ярких впечатлений в юном возрасте на интересы и выбор жизненного пути.

Сложность этого феномена в том, что он слабо поддаётся контролю. Трудно предугадать, что именно впечатлит ребёнка и поспособствует появлению у него новых увлечений и развитию способностей. Поэтому исследователи рекомендуют предоставлять детям максимум впечатлений — насыщенную социокультурную среду, разнообразный досуг и возможности познакомиться с творческой деятельностью других людей.

Предложенный подход — не абстрактные пожелания: методику уже опробовали на группе более чем из 400 пензенских школьников. Для них проводили открытые уроки и организовывали походы на культурно-массовые мероприятия и различные выставки. В результате среди ребят выросла доля тех, кто имеет какие-либо увлечения и хобби, а также их родители чаще стали поддерживать внешкольные занятия детей.

Развитые гибкие навыки

В 2023 году крупный обзор исследователей из США подтвердил эффективность социально-эмоционального обучения (SEL). Этот подход, направленный на развитие у школьников гибких навыков в комфортной и поддерживающей среде, улучшил отношения учащихся со сверстниками, снизил у них стресс и повысил успеваемость. Проблема с этим и другими исследованиями темы в том, что программы SEL крайне разнообразны по содержанию и продолжительности. И неясно, какие именно из многочисленных подходов действительно работают.

Что известно наверняка — результаты обучения и карьера действительно во многом зависят от гибких навыков и от некоторых черт личности. Например, на большинство когнитивных способностей плохо влияет повышенный невротизм, а карьерных успехов чаще добиваются более самоуверенные люди (а не самые даровитые). На подобные особенности личности и поведения трудно или невозможно повлиять во время обучения.

Однако другие исследования помогают понять, как хотя бы не ухудшить формирование навыков, важных для будущего учащихся. Например, глубокие негативные эффекты — буквально на уровне отдельных клеток мозга — на развитие оказывает социальная изоляция. Она вредит и памяти, и другим способностям к обучению. А для академических успехов подростков важно не только внимание к их интеллектуальному развитию с детства, но и эмоциональная поддержка и забота взрослых.

Достаточный сон

Ещё один фактор, на который преподаватели редко могут влиять, — режим сна учащихся. Исследования этого года в очередной раз показали, как он важен.

Например, американские учёные наблюдали за режимом сна студентов-первокурсников и обнаружили, что каждый пятый из них спал в среднем менее шести часов в сутки. И это не прошло бесследно для учёбы: каждый потерянный час сна приводил к снижению на 0,07 балла по четырёхбалльной шкале, используемой в США. То есть недосып напрямую сказывается на успеваемости.

Другая новая научная работа, выполненная в Швеции, показала, что значение для учёбы может иметь и характер пробуждения. Согласно выводам авторов, для «сов» и всех остальных, кому после пробуждения ещё надо «раскачаться» (по-научному это состояние называют инертностью сна), может быть полезно переставлять будильник и спать ещё немного после первого звонка. Дело в том, что такой дополнительный сон улучшает результаты некоторых когнитивных тестов в течение дня. Негативных эффектов у него при этом практически нет.

Полноценное питание

Поддерживать работу всего организма и мозга для успешной учёбы помогает правильное питание. Важно, чтобы оно было постоянным, а не только во время контрольных и сессий.

Исследование финских учёных добавляет деталей. Они работали с двумя группами семей с детьми 6–9 лет. Первой группе дали только общие рекомендации по полезному питанию и физической активности для школьников, а вторым помогли оплатить спортивные занятия и предоставили индивидуализированные подробные планы с полезным рационом. Дети из семей, попавших во вторую группу, через два года лучше справлялись с тестами на интеллект.

За основу рекомендаций финские исследователи взяли скандинавскую диету. Она предполагает употребление фруктов, ягод, овощей, зерновых продуктов с высоким содержанием клетчатки, а также нежирного молока (<1%) и рыбы. А к нежелательным продуктам в этом типе питания относятся, к примеру, красное мясо и колбасные изделия.

Обучение в сильной группе

Один из факторов, на которые могут повлиять педагоги, — формирование классов. Этот вопрос изучили российские учёные из НИУ ВШЭ на примере первоклассников.

Исследование охватило более 5000 детей. Первые классы оценивали как смешанные или однородные по навыкам чтения и счёта в начале года. К концу года все ученики в классах, в которых изначально был смешанный уровень знаний, показали хорошие навыки чтения.

То есть совместное обучение с детьми, которые изначально лучше читали, помогло подтянуться и тем, кто в начале года отставал. Но в математике такого эффекта не было. Поэтому авторы предполагают, что обучение с более сильными учениками положительно влияет прежде всего на речь, а за счёт этого — на чтение.

Баланс скучного и увлекательного

В 2023 году впервые за много лет шуточную Шнобелевскую премию вручили и исследователям образования. Её получили учёные, изучавшие скуку учителей и учеников. Они подтвердили, что ощущение скуки связано с учебной мотивацией (точнее, с демотивацией) и что этим ощущением легко манипулировать. Например, в одном из экспериментов исследователи добились того, что студенты заскучали при просмотре видеолекции, просто подписав файл с ней «Самая скучная лекция в истории».

Почему скука снижает мотивацию? Ответ может быть связан с тем, что небольшой уровень стресса — важный фактор усвоения знаний.

Так, немецкие исследователи измеряли по физиологическим показателям, таким как уровень кортизола (его часто называют гормоном стресса), вовлечённость студентов в учебный процесс. Оказалось, что она особенно низкая при онлайн-обучении в пассивном режиме, когда приходится просто слушать лекцию. Но если сделать онлайн-занятие интерактивным, это повысит уровень стресса — и включённость в процесс заодно.

Однако с увлекательностью и интерактивностью тоже важно не переборщить: иногда учащиеся запоминают из целого занятия только развлекательные элементы.

Визуальные стимулы для мозга

Вряд ли результаты этого исследования скоро придут в классы, но в 2023 году британские исследователи нашли способ настроить мозг для эффективного обучения — с помощью одной мерцающей картинки.

Секрет в том, что картинку — белый квадрат на тёмном фоне — для каждого участника эксперимента генерировали отдельно. И частота мерцания совпадала с пиковой частотой альфа-ритма головного мозга человека — это индивидуальная характеристика колебаний в электрической активности нейронов. Получив такой импульс в правильный момент, испытуемые гораздо быстрее учились решать когнитивную задачу, связанную с поиском объектов на экране.

Это решение остаётся научным экспериментом, а вот настроить учащихся на занятия с помощью музыки пытаются давно. Результаты, правда, более противоречивые. И в целом музыкальные произведения — скорее способ создать приятную обстановку для учёбы, чем стимул для когнитивных способностей.

Аналитика на основе нейрофизиологических данных

Строго говоря, методы нейронаук для образовательных задач ещё только развиваются. Но нейровизуализацию в диагностических целях уже начинают применять. Ряд таких исследований в школах и вузах проводят российские учёные из БФУ имени И. Канта. Цель в том, чтобы объективно определять состояние учащихся и выдавать им точные рекомендации для повышения эффективности обучения. Но из-за сложности измерений активность мозга с помощью электроэнцефалографа (ЭЭГ) можно будет оценивать лишь раз в несколько месяцев.

Есть и более смелые разработки. Например, исследователи из США определили, что успех обучения можно предсказать по тому, насколько в процессе занятия мозговые ритмы учеников синхронизировались с аналогичными ритмами у учителя. Эта экспериментальная работа может стать основой для дальнейших исследований — например, для определения условий, в которых синхронизация между педагогом и группой ослабевает.

А другая исследовательская команда из США заявила о тестировании технологий, которые по данным о работе мозга могут определять не только общее состояние человека (например, сконцентрирован он или рассеян), но и читать мысли! С помощью аппарата МРТ и нейросетей удаётся определить суть того, о чём думает во время сканирования человек. Однако другие специалисты в сфере нейронаук подчёркивают, что точность расшифровки в этом эксперименте действительно низкая — не лучше, чем при угадывании.

Взаимная поддержка педагогов

Ни один подход, призванный улучшить обучение, не сработает без участия специалистов — педагогов, методистов, тьюторов. Поэтому подборку мы завершим исследованиями российских и немецких учёных о том, как поддержать благополучие педагогов.

Согласно выводам российских исследователей, в опросах которых участвовали педагоги из школ и детских садов, главным фактором их профессионального выгорания оказался ролевой конфликт в рабочем процессе. Это ситуация, когда к сотруднику предъявляют противоречивые требования, в том числе совсем несвойственные его основной профессиональной роли. Также выгорание чаще наблюдалось у перегруженных педагогов.

Немецкие учёные, исследовавшие только школьных учителей, тоже обратили внимание на высокую нагрузку, а также на проблемы со здоровьем. Но по их данным, даже педагоги без подобных трудностей сталкивались с эмоциональным истощением. Оно было характерно для тех, кто низко оценивал качество взаимодействия с коллегами и с руководителем.

Именно взаимную поддержку коллег и ясную обратную связь от руководителей обе группы исследователей назвали в итоге ключевыми рабочими ресурсами, которых не хватает многим педагогам. Уровень профессионального благополучия учителей, подчеркнули авторы из Германии, в первую очередь определяется средой общения в школе, качеством социальных взаимодействий с коллегами и руководством.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована