Образование
#статьи

Чему учить школьников и роли педагога: план действий от Google

Идеи о том, какие навыки нужно привить современным детям и как сделать преподавателей «хореографами обучения».

Иллюстрация: benzoix / senivpetro / freepik / kjpargeter / Freepik / Дима Руденок для Skillbox Media

Сервис Google for Education совместно с консалтинговой компанией Canvas8 провёл опросы среди экспертов и исследователей в области образования, представителей профильных органов власти, EdTech-компаний, директоров школ и учителей из 24 стран (России в их числе не было). Результатом стал глобальный отчёт. Он состоит из трёх частей, и в каждой из них в соответствии с тематикой рассмотрено по несколько важных трендов. Кроме обобщения мнений опрошенных экспертов, представители Google for Education поделились и собственными наблюдениями.

В частности, в отчёте немало говорится о том, какой должна стать школа будущего. Например, каким навыкам она должна обучать детей и какие технологии использовать, чтобы повысить качество образования и освободить учителей от лишней рутины. Пересказываем основные идеи.

Каким навыкам нужно учить школьников

В отчёте дан целый перечень компетенций, которые потребуются современным детям. Предполагается, что образовательные организации должны снабжать своих учеников прежде всего набором междисциплинарных навыков, а также прививать им глобальное мышление. В частности, опрошенные подчеркнули роль педагогов в развитии своих подопечных как членов общества с активной позицией, способных находить решения проблем, работая в команде.

Опрошенные эксперты подчеркнули, что школьникам важно овладеть социальными и эмоциональными компетенциями, которые поддерживают межкультурное сотрудничество. Проще говоря, речь идёт о софт-скиллах, в числе которых самосознание, способность принимать решения и брать на себя ответственность за них, эмпатия, умение работать в команде и выстраивать взаимоотношения с окружающими. Подчёркивается, что всё это — основа для эффективного решения сложных глобальных проблем.

Фото: Foxy burrow / Shutterstock

Отдельно в Google отметили необходимость изучения компьютерных наук, поскольку это помогает развивать креативность, аналитическое и критическое мышление, а также способность генерировать нетривиальные решения задач и решать проблемы — словом, навыки, которые имеют большое значение для успеха как сегодня, так и в будущем.

Какие технологии повысят качество обучения

Попытки сделать обучение более персонализированным предпринимаются давно, и достижения в сфере искусственного интеллекта (ИИ) уже позволяют значительно модернизировать образование. А в будущем использование этих технологий — по мере их развития и совершенствования — станет ещё более широким, считают опрошенные эксперты.

Речь, например, о цифровых помощниках, которые уже сегодня умеют сопровождать учеников, отвечать на их вопросы и помогать составить индивидуальную траекторию обучения. Авторы отчёта привели данные прогноза компании Canalys, специализирующейся на анализе мирового технологического рынка, согласно которым уже к 2024 году по всему миру будет порядка 640 миллионов пользователей интеллектуальных колонок. То есть помощники на основе ИИ станут ещё более доступными.

Помимо этого, важный вклад в повышение качества образования внесут технологии дополненной и виртуальной реальности, а также метавселенные, которые уже сегодня постепенно входят в повседневную жизнь человека. Эксперты, с которыми беседовали авторы отчёта, подчёркивали, что важнейшая заслуга таких технологий — создание новых условий для обучения, которые без подобных решений были бы невозможны.

Например, они помогают сделать обучение более практико-ориентированным благодаря приобретению навыков опытным путём. Так, дополненная реальность позволяет создать имитированную научную лабораторию, благодаря которой учащиеся могут лучше понять некоторые сложные явления, не очень понятные, если изучать их лишь по учебникам.

Тем не менее эксперты Google подчеркнули, что, хотя технологии дополненной и виртуальной реальности имеют безграничный потенциал, то, насколько успешно они используются, зависит только от учителя. Только педагог способен сделать обучение более увлекательным. Поэтому в корпорации рассматривают такие решения лишь как ещё один полезный инструмент в арсенале профессионалов.

Как меняется роль учителя и что замедляет этот процесс

По мере возникновения новых форматов обучения и развития технологий меняется и назначение педагога. Эту метаморфозу авторы отчёта назвали превращением из «привратников знаний» в «хореографов обучения». Суть в том, что учителя постепенно становятся теми, кто не просто хранит и передаёт информацию, а теми, кто проектирует образовательный процесс. Идея проста: поскольку школьники имеют доступ к большему объёму данных, чем когда-либо прежде, педагоги должны не только передавать знания, но и выступать в качестве гидов, помогающих получить максимальную пользу от доступной информации.

Уточняется, что существуют негативные факторы, замедляющие развитие педагога и его переход к более современной роли. Прежде всего это дефицит учителей (он, кстати, наблюдается по всему миру). К тому же нехватка кадров усугубляется низким статусом этой профессии, невысокими зарплатами, отсутствием возможностей для эффективного профессионального развития и растущей рабочей нагрузкой. Эти проблемы обострились в результате пандемии, и ещё одним серьёзным вызовом стало эмоциональное выгорание — одна из ключевых причин, по которым учителя покидают школы. Кстати, напомним: по данным аналитики НИУ ВШЭ, в России с выгоранием чаще всего сталкиваются молодые учителя.

Что могло бы помочь учителям и сделать педагогику привлекательной

Подчёркивается, что решение перечисленных трудностей потребует комплексного подхода и значительных усилий. Однако в отчёте приведено несколько предложений, которые могли бы улучшить ситуацию.

В частности, речь идёт о рациональном использовании технологий — прежде всего для снижения нагрузки на педагогов. По данным исследования консалтинговой компании McKinsey, на которое ссылаются авторы, от 20 до 40% учительских рабочих задач связаны с выставлением оценок, планированием уроков и отчётностью. Но такие функции можно было бы делегировать технологиям. Например, ИИ мог бы высвободить до 13 часов в неделю благодаря автоматизации некоторых видов деятельности.

Одной только экономией времени, конечно, невозможно решить проблему недостатка кадров, однако это помогло бы уделять больше внимания профессиональному развитию, включая повышение квалификации. Подчёркивается, что для поддержания компетентности учителей необходимы более эффективные подходы к их развитию.

Уточняется, что чаще всего педагоги повышают квалификацию на очных курсах и семинарах, гораздо реже они проходят онлайн-программы и состоят в профессиональных сообществах. При этом доказано, что сетевая форма взаимодействия с коллегами очень полезна для развития. А дистанционные формы обучения гораздо практичнее с точки зрения гибкого доступа к нему — участвовать в таких программах можно в любое время и из любой точки земного шара.

Предполагается, что если воплотить в жизнь все эти рекомендации, то педагогика станет более привлекательной сферой. А значит, новые кадры будут охотнее приходить в неё.

Научитесь: Школа с удовольствием: как научить ребёнка учиться Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована