Скидки до 60% и 3 курса в подарок 0 дней 00 :00 :00 Выбрать курс
Образование Корп. обучение EdTech
#Руководства

Чек-лист для проверки контента курса перед запуском

Разработка качественного курса требует не только профессиональных навыков методиста и опыта эксперта, но и внимания к деталям на каждом этапе.

Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media

Разработка образовательной программы — сложный, многоэтапный процесс. Погрузившись во множество задач, закопавшись в материалы по теме обучения, даже опытный методист может совершить ошибку на каком-либо из этапов работы. И особенно — в условиях меняющихся ожиданий и требований заказчика, когда то и дело приходится вносить правки и переключаться с одной версии будущего курса на другую.

В этой статье рассмотрим ключевые аспекты онлайн-курса, которые обязательно нужно проверить ещё до создания контента, в процессе его производства и после загрузки материалов на учебную платформу (перед запуском курса).

Логическая последовательность модулей и уроков

В процессе проектирования программа нередко сильно трансформируется: к первоначальному плану добавляются новые темы модулей и уроков, а другие исчезают, меняется последовательность.

Когда в структуру программы будут внесены все правки и тематическое содержание курса закрепится в том или ином виде, важно посмотреть на программу свежим взглядом.

Что нужно проверить:

  • Достаточно ли раскрыты темы для достижения образовательной цели курса?
  • Нет ли логических ошибок в структуре курса? Не получилось ли так, что какая-то тема появляется раньше, чем стоило бы её подать? Не противоречат ли тезисы уроков друг другу? Не дублируют ли разные модули или уроки друг друга?
  • Выполнимы ли задания после модулей? Хватает ли для этого информации в курсе или что-то потерялось при правках?

Распределение нагрузки

Правильное распределение нагрузки в обучении способствует повышению результатов учащихся. И хотя все люди разные, и идеальной для всех программа не будет никогда, стоит убедиться, что учебная нагрузка распределяется адекватно, с учётом мотивационного дизайна и групповой динамики.

Что нужно проверить:

  • Гармонично ли выстроена последовательность учебных событий? Важно не допустить перекосов, когда какая-то часть программы перегружена учебной активностью, а другая оставляет студентов практически без дела. Ещё плохо, когда после равномерной последовательности уроков вдруг образуется перерыв на несколько недель, не оправданный с точки зрения процесса обучения (например, это не перерыв между модулями). Чтобы было удобнее оценить нагрузку студентов на курсе, лучше использовать визуализацию — нарисовать LJM/SJM на онлайн-доске.
  • Разумно ли распределены домашние задания по модулям? Адекватно ли расставлены дедлайны? Например, если студентам даётся три будних дня на выполнение объёмного домашнего задания, хотя сам курс рассчитан на взрослых работающих людей, то с большой вероятностью они не смогут сдавать задания вовремя. Также стоит учесть, будет ли кураторам или преподавателям хватать времени на проверку заданий и качественную обратную связь при установленном расписании дедлайнов. Здесь важно ориентироваться на здравый смысл и быть готовыми к тому, чтобы при необходимости скорректировать дедлайны уже в процессе обучения.

Баланс теоретического материала и практических заданий

Одна из частых ошибок — перекос в сторону теоретического материала без закрепления навыков на практике или, наоборот, избыток практических заданий без объяснения фундаментальных принципов, важных для понимания темы обучения. Другая проблема — задания ради заданий. Например, от заказчиков часто можно услышать: «Давайте сделаем тут какой-нибудь тест».

Фото: Rawpixel / iStock

Важно помнить, что в проектировании курса следует соблюдать принцип конструктивной согласованности. То есть выбранная учебная активность должна вести к достижению конкретного образовательного результата, а метод оценки — определять, достигнут ли этот результат.

Что нужно проверить:

  • Соблюдается ли в вашем курсе принцип конструктивной согласованности при выборе учебной активности и методов оценки?
  • Сбалансирован ли уровень сложности заданий? Не слишком ли они простые для целевой аудитории или, может быть, наоборот, слишком сложные? О том, как разработать хорошие задания для онлайн-курса, мы рассказывали отдельно.

Удобочитаемость документа с программой

Иногда правки в программу могут вносить сразу несколько экспертов со стороны заказчика, причём асинхронно — оставляя, например, комментарии и предложения в документе, а не созваниваясь с методистом. Один из них вносит новые тезисы цветным текстом, второй добавляет ссылки, третий отмечает цветной заливкой модули или уроки, которые предлагает удалить. В какой-то момент документ с программой теряет своё единообразие и превращается в какофонию цветов, шрифтов и смыслов.

Перед тем как передавать программу специалистам, которые будут монтировать видеолекции, верстать текстовые материалы и собирать весь контент курса на LMS-платформе, очень важно учесть каждую правку, согласовать изменения в программе с заказчиком и привести документ к единообразию. В нём не должно оставаться никаких открытых вопросов и комментариев, цветного текста и заливки. Это нужно для того, чтобы дальше было удобно контролировать создание контента, а когда наступит момент публикации курса на платформе, ничего не упустить.

Что нужно проверить:

  • Все ли комментарии учтены, внесены ли правки?
  • Соответствует ли текущая версия программы первоначальным целям курса?
  • Готова ли программа к передаче разработчикам контента? Она должна быть понятна без ваших пояснений.
  • Приведены ли все элементы программы к единому стилю оформления? Это касается шрифтов, размера текста, величины отступов и так далее. Удалены ли лишние цветовые выделения в тексте, заливки ячеек в таблицах, подчёркивания?

Отсутствие повторов

Отдельно хочется отметить, что, работая над программой, особенно если в процесс вовлечены несколько экспертов, всегда есть риск где-то продублировать информацию. Не каждый эксперт вникает в содержание программы и внимательно следит, какой контент подаётся до его части, а какой — после. Большинство экспертов просто независимо от других пишут свои уроки так, как считают нужным.

В самом повторении как таковом ничего плохого нет — его можно использовать осознанно, чтобы студенты закрепили ключевые тезисы. Однако если, например, какое-то определение термина в разных местах курса повторяется каждый раз как в первый, это может вызвать у студентов раздражение. То же самое касается информации из других смысловых блоков, таких как вопросы для учащихся или практические советы.

Поэтому методисту важно вычистить лишние повторы — и обязательно согласовать финальное содержание с экспертами и заказчиками, чтобы ни для кого не стало сюрпризом отсутствие какого-то текстового фрагмента.

Что нужно проверить:

  • Все ли термины объяснены? Нет ли лишних повторов? И нет ли противоречий в трактовке одних и тех же понятий разными экспертами?
  • Нет ли полного дублирования какой-то части теоретического материала в разных модулях? Если повторяются практические задания (например, в виде аналогичных упражнений), предусмотрено ли постепенное развитие навыка (усложнение выполняемых действий, интеграция новых знаний)?

Качество упаковки контента

Качество упаковки контента — ключевой фактор успеха образовательной программы. Даже самая продуманная структура курса не сработает, если учебные материалы содержат ошибки, неточности или технические недочёты. Особенно важно тщательно проверить все элементы курса, если в команде нет профессионального редактора или корректора.

Фото: nd3000 / iStock

Что нужно проверить:

  • Нет ли в текстах курсах опечаток и орфографических ошибок?
  • Правильно ли составлены тестовые вопросы и задания? Нередко возникает путаница в обозначениях верных и неверных вариантов ответа, а иногда варианты могут совсем потеряться.
  • Качественно ли записаны видеолекции? Важно обратить внимание, нет ли фоновых шумов, не пропадает ли звук, не появились ли при монтаже повторные фрагменты или, например, кадры с чёрным экраном.
  • Соответствует ли содержание презентации тому, что говорит спикер? Не перегружены ли слайды текстом, картинками или анимацией? Здесь важно помнить про принципы мультимедийного обучения, а также соблюдать принцип единообразия, чтобы студентам было удобно воспринимать контент. И конечно же, нужно убедиться, что в презентации тоже нет опечаток и ошибок.

Наличие всех нужных материалов

Порой часть материалов теряется при публикации курса на платформе. Например, задержались с подготовкой какого-то материала и собирались загрузить его позже, но забыли. Также может возникнуть ситуация, когда сам по себе контент в порядке, но после загрузки на платформу возникают непредвиденные технические неполадки.

Поэтому до того, как стартует обучение первых студентов, стоит зайти на платформу и проверить, чтобы всё было на месте и работало как надо.

Что нужно проверить:

  • Все ли заявленные в программе материалы (от уроков до памяток и заданий) выложены на платформу?
  • Работают ли ссылки? Скачивается ли контент, предназначенный для загрузки? Корректно ли воспроизводится видео и отображаются интерактивные элементы?
  • Не слишком ли большой размер у видео- и аудиофайлов? Из-за этого у студентов могут возникнуть сложности при их воспроизведении или скачивании через мобильный интернет. Корректно ли отображаются материалы на мобильных устройствах? Правильно ли работает доступ к материалам у пользователей с разными типами подписки (если предусмотрены ограничения в зависимости от тарифа)?
  • Все ли файлы загружены с правильными названиями, соответствующими урокам? Иначе студенты могут обнаружить материалы с техническими названиями, например «чек-лист контента_43».

Как видите, разработка качественной образовательной программы требует не только глубокой экспертизы, но и внимания к деталям на каждом этапе. Даже незначительные упущения — будь то логические разрывы в структуре, дисбаланс нагрузки, повторы в контенте или технические ошибки при выкладке — могут существенно снизить эффективность обучения и впечатление учащихся от курса.




Курс

Профессия Методист с нуля до PRO

Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики и станете более востребованным специалистом.

Узнать о курсе →

Курс с трудоустройством: «Профессия Методист с нуля до PRO» Узнать о курсе
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована