Образование
#новости

Более 20% первокурсников российских вузов имеют эмоциональные проблемы

А ещё почти 9% сталкиваются с поведенческими трудностями. Эксперты советуют развивать систему психологической помощи студентам.

Исследование эмоциональных и поведенческих проблем у первокурсников провели учёные Российской академии образования (РАО). Его участниками стали почти 22 тысячи студентов, сообщает пресс-служба академии.

Что выяснили учёные

Выводы специалистов оказались неутешительными:

  • 26,5% первокурсников имеют сложности в общении со сверстниками;
  • 20,9% — сталкиваются с эмоциональными проблемами;
  • 8,7% — испытывают трудности с поведением.

По словам академика РАО, доктора психологических наук Сергея Малых, эти данные свидетельствуют о том, что в вузах необходимо развивать систему психологической помощи студентам. Её работа должна быть направлена на выявление группы риска и организацию помощи тем, кто в неё входит.

Помимо этого, выяснилось, что девушки более подвержены возникновению эмоциональных сложностей, чем молодые люди (27,5% против 10,9%). А ещё исследование показало, что эмоциональные и поведенческие затруднения часто связаны друг с другом: они могут составлять комплекс проблем, которые появляются одновременно.

Как решить проблему

Специалисты РАО считают, что помочь в преодолении эмоционально-поведенческих проблем может развитие у учащихся психологической устойчивости, а также мотивация их к просоциальному поведению. Кроме того, создание системы психологического сопровождения поможет в решении и других важных проблем, связанных с разработкой индивидуальных траекторий обучения, предупреждением эмоционального выгорания, личностных и профессиональных деформаций педагогов.

Эксперты также посоветовали разрабатывать программы адаптации первокурсников и повышать психологическую квалификацию преподавателей. Предполагается, что, помимо развития службы психологической поддержки, вузам необходимо совершенствовать систему воспитательной работы.

«Назрела острая необходимость мощного развития психологической службы не только в школах, но и колледжах, вузах. Сегодня перед российской системой образования стоят серьёзные вызовы: размывание чувства ответственности в разных слоях общества; возрастание роли СМИ, „информационные войны“; проникновение информационных технологий во все сферы человеческой жизни, погружение детей и молодёжи в виртуальную реальность, прежде всего, в различные социальные сети; подмена реального общения на общение в сети; увлечение агрессивными компьютерными играми», — отметила президент РАО Ольга Васильева.

По мнению Васильевой, всему этому нужно противопоставить не только поддержку специалистов-психологов, но и программу воспитания, «основанную на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек)». Делать это надо не только в школах, но и в вузах. «Современное воспитание должно строиться на знании особенностей развития детей, подростков, юношества», — подчеркнула она.

Напомним, прошлом году в закон «Об образовании» внесли поправки. Согласно им, образовательные программы должны в обязательном порядке включать в себя рабочие методы воспитания и календарный план воспитательной работы. Это касается в том числе и вузов. А апрельский приказ Минобрнауки предполагает, что теперь университеты дважды в год будут отчитываться о проводимой воспитательной работе.

Проблемы с воспитанием связывают и с вооружёнными нападениями на образовательные учреждения. Именно такое мнение выразили детские омбудсмены после трагедии в Казани в мае этого года. Кроме того, в связи с тем происшествием в Минпросвещения пообещали подготовить программы для развития психологических компетенций у классных руководителей. Возможно, после трагедии в Перми аналогичные предложения появятся и для преподавателей вузов.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована