Бихевиоризм в обучении: что это за подход и как он повлиял на методы преподавания
Собаки Павлова, кошки Торндайка и голуби Скиннера — разбираемся, что они значат для человеческого учебного процесса.
Иллюстрация: Unknown author / Wikipedia / master1305 / Freepik / Michael Schiffer / Unsplash / Дима Руденок для Skillbox Media
Современные исследователи считают, что проектировать эффективное обучение невозможно без понимания, как устроено человеческое мышление. Этот подход называется когнитивизмом. Но так думали не всегда. На протяжении долгого времени в теории образования главенствовала совсем иная точка зрения: внутренние процессы второстепенны, а главное — непосредственно поведение человека.
Такой подход называется бихевиоризмом. И хотя со временем он утратил свои позиции, некоторые его положения до сих пор успешно используются в образовании.
Что такое бихевиоризм
Суть бихевиоризма отчасти кроется в его названии: оно произошло от английского слова behavior, то есть поведение. Именно поведение и поведенческие реакции человека и животных — предмет изучения и анализа бихевиористской психологии.
Сторонники этого направления считают, что поведение обусловлено взаимодействием с окружающей средой. Проще говоря, поведение представляет собой совокупность двигательных реакций на внешние раздражители — их ещё называют стимулами. Если знать характер стимула, то ответную реакцию можно спрогнозировать. Реакции же, согласно бихевиоризму, могут быть либо врождёнными (их называют безусловными), либо приобретёнными (условными).
Обучение в подходе бихевиористов — это изменение или формирование нужного поведения, а навыки формируются через выработку условных рефлексов. Мышление бихевиористы, кстати, тоже считали навыком.
Учитель, согласно этому подходу, должен манипулировать окружающей средой так, чтобы стимулировать желаемые поведенческие изменения у учеников. Последних поведенческая психология рассматривает как «чистый лист». То есть она практически не учитывает врождённые или унаследованные (генетические) факторы, эмоции и другие внутренние процессы.
Как появился бихевиористский подход к обучению
«Отцом» бихевиоризма в психологии и педагогике считают Джона Бродеса Уотсона, американского философа и психолога. В 1913 году он опубликовал статью «Психология с точки зрения бихевиориста» (часто эту работу называют также Манифестом бихевиоризма). В ней психолог предложил отказаться от попыток подвергать сознание экспериментальным исследованиям, а вместо этого сосредоточиться на поведенческих проявлениях интеллекта.
Психология, утверждал Уотсон, должна быть чисто объективной и фокусироваться исключительно на прогнозировании и контроле наблюдаемого поведения. По мнению психолога, мысли, чувства и другие внутренние процессы нельзя ни наблюдать, ни контролировать с помощью научных методов, а потому при анализе поведения их стоит игнорировать.
По Уотсону, поведение — это не что иное, как реакция на стимул. Эту взаимосвязь он представлял в виде формулы S-R (stimulus — response, что в переводе с английского означает «стимул и реакция») и считал, что изменение поведения через влияние на него с помощью стимулов и есть обучение.
Идеи Уотсона сегодня называют классическим (или методологическим) бихевиоризмом. Кроме него исследователи выделяют радикальный бихевиоризм — более позднюю, дополненную и несколько изменённую версию. Её предложил Беррес Фредерик Скиннер, и о ней расскажем дальше.
Однако утверждать, что именно Уотсон изобрёл или разработал поведенческую теорию, было бы несправедливо. Скорее, он обобщил проводимые до него исследования в области поведенческих реакций и популяризовал в психологической среде идею обучения через контроль наблюдаемого поведения, а также придумал термины «бихевиоризм» и «бихевиорист».
Перечислим несколько исследователей и их работы, которые повлияли как на Уотсона, так и на развитие поведенческого подхода в целом.
Русские корни бихевиоризма
Несмотря на то что формально родиной бихевиоризма считаются США, большинство историков признаёт, что истоки этого подхода стоит искать в работах русских учёных-физиологов.
Первым в этом ряду обычно называют Ивана Михайловича Сеченова, который считал, что в основе любого психического явления, в том числе и мышления, лежат физиологические процессы — рефлексы.
Сеченов поставил вопрос о существовании рефлексов головного мозга — заученных, приобретаемых в ходе индивидуального развития и зависящих от условий, в которых они формируются. Он также открыл существование в головном мозге аппарата центрального торможения — механизмов, подавляющих или угнетающих ответные реакции организма на внешнее воздействие (то есть рефлексы).
Изучение рефлексов было продолжено в работах Владимира Михайловича Бехтерева, который считал, что психология должна быть объективной наукой, и исследовал взаимосвязи между факторами окружающей среды и наблюдаемым поведением.
Другой великий физиолог и первый русский нобелевский лауреат Иван Петрович Павлов, вывел одно из важнейших положений бихевиоризма — принцип классического (респондентного) обусловливания. Так называют форму бессознательного обучения, когда повторяющееся сопряжение безусловного и условного стимулов заставляет организм реагировать на условный стимул так, как на безусловный.
Павлов выявил этот принцип во время исследования системы пищеварения собак. Он заметил, что у животных начинается слюноотделение ещё до того, как пища попадала им в пасть, — например, в присутствии техника, который их обычно кормил. В дальнейшем учёный провёл несколько экспериментов, чтобы подтвердить свои догадки.
Например, он начал звонить в колокольчик до того, как давать животным еду. Сначала собаки никак не реагировали на звук, но со временем научились ассоциировать кормление со звоном колокольчика. Если говорить в терминологии бихевиоризма, то на нейтральный стимул собаки стали выдавать обусловленную (то есть изученную, приобретённую) реакцию.
Читайте также:
Эксперименты с «Маленьким Альбертом»
Если Павлов проводил эксперименты только с животными, то Джон Уотсон попытался доказать, что классически обусловить поведение можно и у человека. В 1920 году вместе со своей помощницей (а в дальнейшем женой) Розали Рейнер он опубликовал исследование, которое известно как эксперимент «Маленький Альберт». Сегодня эта работа считается одной из самых неэтичных в истории психологии.
В ходе эксперимента девятимесячному малышу (его настоящее имя достоверно не известно, в записях Уотсона он фигурировал как Альберт Б.) сначала показали кролика, белую крысу, собаку, обезьяну и разные предметы, например, маски с волосами и без, шарики ваты, горящую газету. Ничего из этого ребёнка не напугало.
Однако в следующий раз, когда мальчику снова показали белую крысу, Уотсон ударил молотком по металлической трубе. «Альберт» испугался громкого звука и расплакался. Исследователи неоднократно повторили действие: показывали ребёнку крысу и стучали по трубе. Вскоре малыш начал ожидать громкого шума при появлении крысы, а затем стал бояться и плакать при одном только виде грызуна.
В дальнейшем оказалось, что произошло не только обусловливание, но и обобщение стимулов, то есть ребёнок начал бояться любых белых и пушистых предметов: его напугал даже Уотсон в маске Санта-Клауса с белой бородой.
Эдвард Ли Торндайк и его кошки
Ещё одним учёным, работы которого оказали влияние на бихевиоризм, был профессор педагогической психологии в Колумбийском университете Эдвард Ли Торндайк. Он проводил исследования поведения животных, в частности, учил кошек выбираться из специально разработанных коробок-головоломок.
Это были небольшие коробки с дверцей — к ней прикрепляли верёвку и груз. Кошка могла выбраться, только нажав на рычаг — тогда верёвка натягивалась, груз поднимался и дверца открывалась. Как только кошка оказывалась на свободе, её ждала награда в виде еды. Впоследствии подобное награждение за успешно выполненное действие или необходимое поведение стало называться в экспериментах положительным подкреплением.
Торндайк обнаружил, что с каждой новой попыткой животным удавалось выбираться из коробки всё быстрее: если на первых порах результат был скорее случайным, то затем кошки усваивали необходимое поведение и сбегали уже быстрее. Так исследователь пришёл к выводу, что животные учатся методом проб и ошибок, запоминая действия, которые приводят к успеху.
В ходе экспериментов Торндайк сформулировал также несколько важных для бихевиористского подхода законов. Среди них:
- Закон физических упражнений. Он гласит, что усвоенное поведение укрепляется на практике, а без неё исчезает. То есть чтобы навык сохранялся, его нужно тренировать.
- Закон эффекта. Его суть в том, что последствия — вознаграждение или наказание — необходимые условия для обучения. Любое поведение, за которым следуют приятные последствия, скорее всего, повторится, а поведение, которое приводит к чему-то неприятному, скорее всего, будет остановлено.
Радикальный бихевиоризм Б. Ф. Скиннера
Примерно к середине тридцатых годов XX века многие исследователи и теоретики начали искать способы, как модифицировать методологический бихевиоризм Уотсона, поскольку он не мог объяснить такие явления, как:
- кажущаяся спонтанность поведения — когда некоторые реакции развиваются вроде бы без вызывающего их характерного стимула;
- изменчивость поведения: даже когда характерный стимул предшествовал реакции, топография и частота реакций нередко значительно отличались.
Среди таких необихевиористов выделяется Беррес Фредерик Скиннер, чьи идеи и подход сегодня именуют радикальным бихевиоризмом.
Этот американский психолог полагал, что поведение личности определяют не только внешние стимулы, но и внутренняя деятельность самого человека. Например, его представления о последствиях своих реакций и поступков в определённых ситуациях, которые сформировались под воздействием опыта и установок.
На основе закона эффекта Торндайка Скиннер сформулировал теорию оперантного обусловливания — метода обучения, в котором поведение контролируется его последствиями. На каждую реакцию организм должен получать обратную связь, которую бихевиористы называют подкреплением. Оно может быть:
- Положительным. Это событие повышает вероятность повторения действия. Например, если родитель похвалил ребёнка за то, что тот убрал игрушки после игры, то вероятность того, что малыш в будущем снова сделает то же самое, повышается.
- Отрицательным. Неприятное событие, которое можно прекратить, изменив поведение. Например, родитель хмурит брови и ругается, когда ребёнок шалит, но как только тот перестает вести себя плохо, родитель снова улыбается.
Важно отметить, что бихевиористы различают отрицательное подкрепление и наказание. Наказание — это результат. Чаще всего оно приводит к исчезновению нежелательного поведения, тогда как отрицательное подкрепление сопровождает действие и учит менять поведение, чтобы избежать неприятной реакции.
Скиннер считал, что подкрепление всегда более эффективно в обучении, чем наказание, а положительное подкрепление работает лучше, чем отрицательное.
Свои тезисы Скиннер пытался подтвердить экспериментально, изучая поведение разных животных. Вдохновлённый примером всё того же Торндайка, он создал своё устройство, известное теперь как ящик Скиннера, — закрытый аппарат с рычагом или кнопкой внутри и отверстием, через которое в прибор поступала пища.
В ящик помещали животное, например, крысу. Каждый раз, когда она нажимала на кнопку, загоралась лампочка и появлялась еда (положительное подкрепление). Сначала нажатия были случайными, но вскоре крысы понимали взаимосвязь и уже специально нажимали на рычаг, чтобы получить порцию корма.
В другом варианте эксперимента Скиннер продемонстрировал работу отрицательного подкрепления: он электрифицировал пол ящика, а рычаг запрограммировал отключать ток на 30 секунд. Таким образом, крысы учились нажимать кнопку, чтобы избавиться от неприятных, болезненных ощущений. Учёный обнаружил, что крысы обучались не так быстро, как в исследованиях с положительным подкреплением.
Но особенно известны стали эксперименты Скиннера с голубями, в ходе которых психолог предположил, что голуби могут демонстрировать… суеверность. Несколько птиц сначала заставили поголодать, а затем посадили в клетку. Через регулярные промежутки времени дозатор корма опускался в клетку на несколько секунд, а затем снова поднимался.
Вскоре в ожидании пищи голуби начали демонстрировать странное поведение, например, поворачиваться против часовой стрелки или совершать покачивающиеся движения. Скиннер пришёл к выводу, что голуби повторяли то поведение, которое опробовали, когда им впервые предложили подкрепление в виде корма. Поскольку корм появлялся снова и снова, бессмысленное поведение усиливалось.
Психолог предположил, что такое поведение птиц напоминает суеверность людей, которые, делая что-то бессмысленное (стуча по дереву, скрещивая пальцы), полагают, что могут добиться желаемого.
Как применяют бихевиористский подход в обучении
Пересказывать историю бихевиоризма можно долго, ведь вышеперечисленные учёные — далеко не единственные, кто работал над выяснением поведенческих стратегий обучения. Например, Кларк Халл, Эдвард Толмен, Эдвин Гатри, Альберт Бандура также немало повлияли на развитие бихевиоризма.
Вот основные принципы, которые формируют методическую основу подхода.
- Обучение в бихевиоризме — это не новые знания, а новое поведение.
- Поведение учащихся формирует окружающая среда. Причём как в учебном классе, так и дома. Если учитель осведомлён об особенностях жизненной ситуации ученика, то способен лучше понимать его поведение.
- Положительное подкрепление помогает мотивировать учащихся и повышает эффективность обучения. А отрицательное подкрепление лучше использовать пореже. Кроме того, необходимо понимать, что с разными учениками будут работать разные варианты подкрепления. Например, одни дети любят сладости, а другие нет, поэтому поощрение конфетой для одного ребёнка будет приятным событием, а на другого не повлияет.
- Усвоенное поведение теряется без практики, поэтому в ходе обучения важно обеспечивать возможности для повторения и тренировки уже изученных навыков.
- Поведение может усваиваться в том числе и через наблюдение, поэтому учитель способен помочь ученику преодолеть возникающие в ходе обучения сложности. А для этого обеспечить руководство и демонстрировать поведение, которому он хотел бы, чтобы ученик следовал.
Многие стратегии бихевиористской психологии продолжают активно использоваться в обучении до сих пор. Например, всем известны примеры положительного подкрепления, когда нужное поведение и достигнутые результаты поощряются, а за нежелательными действиями часто следует наказание: плохая оценка, запись в дневнике и так далее.
Эффективность таких методов обучения подтверждается исследованиями. Так, например, в 2017 году учёные из Индонезии представили результаты применения принципов, описанных Торндайком и Скиннером, для развития речевых навыков среди 32 семиклассников.
Авторы эксперимента заявляют, что построение учебных планов уроков по бихевиористским методикам (использование подкреплений для усиления мотивации, тренировка новых навыков соответствии с законом о физических упражнениях) положительно повлияло на развитие разговорных навыков среди участников исследования.
За что критикуют бихевиоризм
Примерно в пятидесятые-шестидесятые годы XX века бихевиоризм начал уступать позиции другому педагогическому подходу — когнитивизму, который, считают психологи, появился и развивался именно как ответ бихевиоризму и тем его аспектам, с которыми многие учёные не соглашались.
Вот за что критиковали и продолжают критиковать бихевиористский взгляд на психологию и педагогику:
- Бихевиоризм концентрируется исключительно на внешнем наблюдаемом поведении и игнорирует внутренние психические процессы. Он не объясняет, как человек усваивает и обрабатывает информацию.
- Некоторые критики считают, что сводить поведение к формуле «стимул — реакция — подкрепление» — значит, чрезмерно упрощать взгляд на него.
- Подход не объясняет обучение или изменения в поведении, которые происходят в отсутствии влияния окружающей среды. Тем временем такие явления могут сигнализировать о существовании внутренних психологических или психических процессов.
Бихевиоризм vs когнитивизм
Дань бихевиоризму отдают даже когнитивисты. Например, известный американский психолог и специалист по вопросам памяти Генри Рёдигер III в 2004 году, к столетию со дня рождения Б. Скиннера, опубликовал статью с заголовком «Что случилось с бихевиоризмом?».
В ней он утверждает, что поведенческий подход вовсе не остался в далёком прошлом, а «жив и здоров, и ничего с ним не „случилось“». Рёдигер указывает, что бихевиористская терапия, например, остаётся основным методом лечения многих фобий и нарушений поведения, а также расстройств аутистического спектра. А авторитетные бихевиористские журналы, такие как Journal of the Experimental Analysis of Behavior и Journal of Applied Behavior Analysis, продолжают выходить.
Бихевиоризм «выиграл интеллектуальную битву», считает Рёдигер, а все психологи на самом деле бихевиористы.
Схожее мнение почти 20 лет спустя высказала журналист и автор книги Teaching Machines: The history of Personalized Learning («Обучающие машины: история персонализированного обучения») Одри Уотерс. Она отмечает: хотя нам кажется, что теперь образование построено скорее на принципах когнитивизма, современный EdTech опирается на идеи бихевиористов.
С помощью систем дистанционного обучения, прокторинга и других технологий школы, вузы и бизнес не только наблюдают за поведением тех, кого учат — они пытаются менять это поведение. Больше того, многие вещи проникли в образовательный процесс именно из бизнеса. А вместе с ними проникли и цели: контролировать поведение, стремиться к продуктивности и так далее.
Конечно, это достаточно радикальная точка зрения, а Уотерс известна как неумолимый критик крупных технологических компаний (хоть и поборник новых технологий в обучении). Но она наглядно демонстрирует главную идею: хотя идеи бихевиористов и отошли на второй план, сбрасывать их со счетов пока рано.
Больше интересного про образование — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!