Образование
#новости

Андрей Фурсенко пояснил перспективы введения системы «2 + 2 + 2» в вузах

Об этом он рассказал на Гайдаровском форуме — 2022.

Будет ли массовый переход на «2 + 2 + 2»

Во время состоявшейся 13 января на Гайдаровском форуме дискуссии «Образование, которое сделает нас успешными и счастливыми» помощник президента подробнее пояснил свои более ранние высказывания о системе «2 + 2 + 2».

Прежде всего он заверил, что не считает Болонскую систему («4 + 2», то есть бакалавриат плюс магистратура) неэффективной. По его мнению, она эффективна — так же, как до сих пор эффективна по некоторым направлениям какая-то часть советской системы специалитета. Вопрос в том, какие есть варианты дальнейшего развития.

По словам Андрея Фурсенко, сейчас не планируется заменять действующую систему на «2 + 2 + 2». Пока есть лишь предложение подумать о ней. Спикер пояснил, что некоторые вузы готовы попробовать. Это не значит, что студентов будут принудительно переводить на эту систему, — «это вещь достаточно добровольная», сказал Фурсенко. Он считает, что начинать пробовать надо с очень квалифицированными, заинтересованными и мотивированными людьми, и мотивированными должны быть как преподаватели, так и студенты.

Зачем вообще понадобилась новая система

Андрей Фурсенко обратил внимание на то, что сейчас очень быстро меняются запросы рынка, специализации и специальности. И зачастую ребята, начав изучать какой-то предмет, к моменту окончания учёбы сталкиваются с тем, что этого предмета уже нет в этом виде. Это следствие увеличившегося жизненного темпа. Образованию нужно как-то реагировать на изменившуюся реальность. И таким ответом могла бы стать система «2 + 2 + 2».

По словам советника президента, это не что-то абсолютно новое: в каком-то смысле «2 + 2 + 2» продолжает советскую систему, опробованную в Физтехе (МФТИ). Спикер напомнил, что первые два курса там были посвящены углубленному изучению фундаментальных основ физики, а затем, одновременно с продолжением образования, студенты четыре года активно участвовали в научной работе по развитию конкретных высокотехнологичных направлений на специализированных базовых кафедрах.

У «2 + 2 + 2», как пояснил Фурсенко, похожая идея:

«Сохранив и усилив вот эту вот часть базовой фундаментальной подготовки в первые два года, сделав на этом акцент, мы можем позволить себе дальше перейти на одновременное обучение и практическое погружение в предмет, причём дать возможность человеку после какого-то продвижения поменять траекторию. <…> Это может быть интересно, это может быть полезно, эффективно, так же как в своё время очень большой результат дала Физтеховская система, хотя на тот момент она тоже казалась не то что революционной, а даже, в общем, малореализуемой. Вы помните, в каких трудах рождался сегодняшний Физтех, который является лидером не только в стране, но и в мире».

Кроме того, эта система учитывает современный тренд на «наддисциплинарность». В пример Фурсенко привёл медицину: «Сегодня медицина — это совсем не клиника, не клиницисты. Это люди, которые должны очень глубоко знать химию, физику, ту же самую информатику… Вот в этом плане такая система подготовки могла бы быть интересной».

«Ещё раз повторяю: речь не идёт о том, что мы должны сейчас перейти на систему, речь идёт о том, что было предложение попробовать, подумать о том, может быть, эта система окажется в новой ситуации более эффективной», — подчеркнул помощник президента.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована