Образование
#статьи

5 советов методистам и кураторам онлайн-курсов: как помочь студентам усвоить материал

Все рекомендации проверены исследователями и практиками — и помогают лучше запоминать новую информацию.

Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media

Как помочь студентам не только добраться до конца курса, но и получить максимум от онлайн-обучения? Вот что можно вывести из научных исследований.

Совет 1


Составьте для студентов схему каждой лекции

Если учащиеся могут заранее составить для себя картину того, что будет на лекции, то информация лучше запомнится. Подтверждает это, например, эксперимент, проведённый китайскими учёными. Его участников разделили на три группы и попросили посмотреть учебное видео. Первая группа перед просмотром прочла план лекции, составленный методистом. Вторая группа также получила этот план, но выписывала основные моменты из неё. А третья просто смотрела лекцию, не получив никаких схем. В процессе эксперимента учёные следили за положением взгляда испытуемых, а в конце попросили их оценить свою вовлечённость и ответить на вопросы небольшого теста.

Те, кто читал план занятия (то есть участники двух групп), оценили свою вовлечённость выше, чем их коллеги, которые такого плана не получили. А движение глаз показало, что учащиеся, которые заранее ознакомились со схемой занятия, внимательнее следили за происходящим на экране. Кроме того, и на тесте они показали лучшие результаты, чем просто посмотревшая видео группа.

Совет 2


Помогите студентам поставить цель перед просмотром онлайн-занятия

Если при просмотре познавательного видео нет конкретной цели, то, вероятнее всего, из услышанного мало что запомнится. А вот если есть цель в чём-то разобраться, то люди обращают внимание на важную для них информацию. По крайней мере, об этом свидетельствуют исследования целеполагания. Конечно, просто сказать себе «мне нужно научиться новому» — слишком абстрактно. Старший директор по академической успеваемости и успеху студентов Медицинской школы Университета Индианы Алтея Каминске рекомендует студентам в качестве цели задаваться конкретными вопросами по теме занятия — что бы вы хотели из него узнать?

Допустим, студенту-медику нужно посмотреть видеолекцию об истории открытия и лечения какой-то болезни. Можно задать себе вопросы: если болезнь открыли давно, то в чём трудности изобретения вакцины для борьбы с ней? А если такая вакцина есть, то почему не всем доступна? Таким образом, на лекции студент сфокусируется на этой информации и лучше её запомнит. А потом сможет проверить, действительно ли он всё усвоил, не пропустил ли чего-то важного.

Можно просто напоминать студентам перед каждой лекцией, что им стоит поставить перед собой вопросы, а можно предложить им готовые формулировки.

Совет 3


Предложите студентам вести конспекты по старинке — от руки

Точнее, не просто предложите, а объясните, почему это важно и почему наличие готовой презентации к уроку не даст такого же эффекта, как собственноручно составленный конспект.

Фото: Vadym Pastukh / Shutterstock

Письменные заметки помогают в запоминании. Учёные из Токийского университета совместно с сотрудниками Института управленческого консалтинга NTT Data провели небольшой эксперимент и пришли к выводу, что студенты, которые ведут не цифровые, а обычные конспекты на бумаге, запоминают больше коллег. Норвежские исследователи объясняют этот феномен так: письмо от руки и набор текста на клавиатуре связаны с разными когнитивными процессами. При письме усиливаются определённые мозговые ритмы, по мозгу распространяются альфа-волны (их связывают с формированием долговременной памяти) и тета-волны (их ассоциируют с процессами в рабочей памяти и со способностью усваивать новую информацию).

Заметки эффективнее, чем скриншоты. Исследователи из Национального университета Сингапура показывали более чем 200 студентов серию видеолекций: одни студенты могли только конспектировать лекции, другие фотографировать слайды, а третьи просто запоминали увиденное и услышанное. Когда участников эксперимента протестировали, оказалось, что лучше всех запомнили содержание лекции те, кто делал записи от руки. А вот те, кто делал фото презентации, справились с тестом так же плохо, как и обычные слушатели.

Заметки особенно полезны студентам, которые смотрят лекции в ускоренном режиме. Это выяснили исследователи из Калифорнийского университета. Они провели несколько экспериментов с участием студентов психологического факультета: показали им на разных скоростях две лекции по новым для них темам. Часть участников просили делать заметки в процессе просмотра — причём некоторые делали их от руки, а некоторые на ноутбуке. Хотя те, кто смотрел видео на высокой скорости, запомнили меньше, чем ребята, просматривавшие его в обычном режиме, конспекты в основном компенсировали негативный эффект.

Естественно, полноценный конспект на высокой скорости не сделать, но даже кратких пометок будет достаточно.

Кстати, альтернативой конспектам могут быть рисунки и скетчи: практики и теоретики уверены, что это может стать хорошим подспорьем в учёбе. Правда, сначала придётся попрактиковаться, потому что зарисовывать лекции с порога может быть тяжело.

Совет 4


Дайте студентам инструменты для структурирования и повторения изученного

Сегодня есть множество способов систематизировать новую информацию. В их числе онлайн-сервисы, ссылками на которые стоит поделиться с учащимися:

  • Онлайн-карточки — когда на одной стороне пишется термин или ключевое слово, а на обратной — определение или, например, формула. А потом учащийся с помощью этих карточек практикуется и проверяет себя. Совместное исследование специалистов из Сингапура и США показало, что текст для карточек стоит готовить самостоятельно, а не копировать — тогда информация лучше запоминается.
  • Интеллект-карты, блок-схемы — это структурирование сложной информации в виде иерархической системы элементов. Для такой организации учебных материалов идеально подойдут онлайн-доски.
  • Метод боксов — на тех же онлайн-досках изученное можно организовать в виде списков в отдельных «боксах» (ими могут служить блоки или, например, стикеры). Этот метод хорошо подойдёт для изучения новых слов, дат или просто отдельных небольших тем.
Фото: BearFotos / Shutterstock

Специалисты рекомендуют пользоваться не одним, а сразу несколькими видами конспектов. Главное — чтобы студенты регулярно проверяли себя с их помощью.

А ещё можно посоветовать им применить метод Фейнмана — это когда нужно попытаться самостоятельно объяснить новую тему человеку, который с ней совершенно незнаком. Благодаря этому её хорошо уяснит и объясняющий. А «слушателем» может выступить не только реальный человек (например, член семьи), но и домашнее животное и даже игрушка.

Совет 5


Посоветуйте студентам по возможности распечатывать особо важные учебные тексты

Исследования показывают, что читающие текст с листа лучше понимают его содержание, чем люди, которые читают с цифровых устройств, таких как планшеты и ноутбуки. Преимущество, правда, небольшое, но оно тем не менее есть. Почему так? Например, одно из объяснений — у людей есть привычка скроллить электронные тексты, то есть быстро «пролистывать» информацию. Так можно и не заметить, что прокрутили важный абзац или просто перестали вчитываться в текст.

Это, конечно, не значит, что распечатывать нужно всё подряд, но особенно сложный или важный текст всё же стоит почитать, физически перелистывая страницы.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована