Образование
#Руководства

5 особенностей детских онлайн-занятий, которые важно учитывать педагогам и методистам

Советы для педагогов, которые ещё не вывели свой курс в онлайн, и методистов, ещё не занимавшихся разработкой именно детских образовательных продуктов

vgajic / GettyImages

Ещё год назад мы только примерно представляли себе возможности онлайн-обучения — оно использовалось, скорее, как дополнительная функция, при этом в основном для взрослых. Но пандемия переформатировала рынок и детского образования. В Сеть перешли даже те занятия, которые, казалось бы, проводить онлайн невозможно: от хоккея до балета. Дистанционная учёба дала почти неограниченные возможности выбора детям и их родителям, изменила представления о комфорте и частично стала ответом на те запросы, которые предъявляют сегодня к обычной школе.

Теперь в онлайн «переехали» или постепенно «переезжают» многие детские образовательные проекты. Но на пути возникает множество вопросов и препятствий, с которыми важно разобраться педагогам и методистам.

Новый взгляд на обычные задачи

С появлением онлайна роль педагога изменилась. Классные комнаты заменили ноутбуки и смартфоны, выросла конкуренция за внимание учеников — им достаточно открыть новую вкладку (например, уйти в соцсеть), чтобы выключиться из процесса, да и такой мотивации, как у взрослых, у них нет.

Поэтому от педагогов теперь требуется не только передавать знания, но и больше, чем раньше, коммуницировать с учениками, мотивировать их, помогать ориентироваться в массивах информации.

В этом педагогам могут помочь методисты, которые разбираются в проектировании онлайн-курсов. Методист изучает аудиторию, создаёт структуру курса, ищет форматы для вовлечения и технические решения. Но у проектирования детских курсов есть ряд особенностей, незнакомых тем методистам, кто до этого занимался лишь созданием взрослых курсов.

Так, в детском образовании методисту придётся учитывать:

  • активное участие родителей в образовательном процессе;
  • необходимость выстраивания особой образовательной среды. Надо продумать, как ученики и родители будут общаться с педагогом до и после занятия;
  • вероятность мелких сложностей, с которыми ребёнок не в состоянии справиться самостоятельно. Если у него не окажется под рукой какого-то необходимого для занятия предмета или возникнут технические препятствия, он может расстроиться до слёз. А педагог, в отличие от очного занятия, не сможет ему помочь — из экрана ноутбука, например, ножницы или фломастер не протянешь.

Особенность №1


Родители как участники учебного процесса

Если раньше педагог оставался с учениками один на один, то теперь к учебному процессу подключились и родители. Для многих из них онлайн-формат остаётся незнакомым и непонятным, поэтому методистам приходится учитывать особенности взрослых и аккуратно помогать им приспособиться к новой реальности.

Бывает несколько типичных проблем, связанных с ролью родителей в процессе обучения:

  • Родители чрезмерно включены в образовательный процесс. Если с маленькими детьми участие родителей в онлайн-уроке желательно и даже необходимо, то с подростками это может иметь плохой эффект.
  • Родители не знают, как правильно организовать обучение и отдых, когда ребёнок занимается онлайн. Объясняется это силой привычки: ведь раньше достаточно просто было привести ребёнка на занятия, передать учителю, а потом забрать домой.
  • Родители не понимают, как работают онлайн-занятия, поэтому сталкиваются с большим количеством вопросов — и стрессом.
Фото: AstroStar / Shutterstock

Есть несколько решений, которые помогут наладить общение с родителями и успокоить их:

1. Дайте им чёткие инструкции

Необходимо заранее объяснить, что понадобится для урока, будут ли они вовлечены в процесс и как именно, какая помощь может потребоваться ребёнку в процессе. Например, если это творческие занятия по рисованию для малышей, то именно родители заранее подготовят краски и ножницы.

2. Объясните технические моменты

До сих пор не все хорошо ориентируются в новых технологиях, сервисах и их особенностях, поэтому некоторым потребуется объяснить, как работает Zoom, или помочь зарегистрироваться для работы с онлайн-доской.

3. Подключайте их к организации процесса

Если раньше родители могли отвести детей на занятия и заняться в это время своими делами, то теперь им приходится учитывать особенности домашнего обучения: во время занятия может зависнуть интернет, сломаться компьютер, отключиться электричество. Поэтому родителям важно участвовать в процессе хотя бы на пять-десять процентов и помнить, что если возникнет техническая проблема со стороны ученика, то решить её — их задача.

4. Объясните правила заботы о здоровье

Родитель отвечает не только за организацию рабочего места ученика, но и за его отдых. Но многие не знают, что после онлайн-урока стоит провести разминку, дать глазам отдохнуть или выполнить специальные упражнения. Поэтому задача методиста или педагога — направить родителей, предложить им проследить за ребёнком, чтобы он отдохнул, а не провёл следующий час в YouTube или соцсетях.

5. Организуйте обратную связь

Поддержка в онлайне важна не только детям. Многие родители сейчас в замешательстве: многие сами никогда не учились в таких условиях и не представляют, как всё должно выглядеть. Вопросы накапливаются, а задать их порой некуда. Поэтому появляются стихийные родительские чаты, обсуждения в кулуарах и негативные отзывы.

Методистам стоит закладывать в своё расписание время для общения с родителями, чтобы они могли обсудить все беспокоящие их моменты. В идеале заранее продумать инструкции, шаблоны ответов, чтобы выстроить максимально комфортное общение. Тогда отпадёт потребность выпускать пар в чатах и на форумах — всё будет решаться с педагогом быстро и просто.

Особенность №2


Отказ от классики в пользу эксперимента

Очень важная для детского онлайн-обучения задача — выбрать увлекательную, понятную и интересную модель занятий. Безусловно, пока одним из самых распространённых остаётся классический формат: учитель выделяет, условно говоря, 80% занятия на изучение теории, а 20% — на практику, потом ученик самостоятельно делает домашнее задание и закрепляет полученные знания.

Но есть две модели, которые более эффективны для онлайн-обучения, чем традиционная, потому что они позволяют вовлекать учеников в процесс, ориентированы на практику и получение опыта. Однако применение этих моделей требует от методистов и педагогов большей подготовки

«Перевёрнутый класс»

Этот формат пришёл к нам из Соединенных Штатов и в последние годы набирает популярность. Он предполагает, что теорию ученик осваивает дома: смотрит заранее записанные лекции, читает литературу по теме, изучает теоретический материал. А вот на уроке этот материал уже более глубоко обсуждается с педагогом, тот даёт практические задания или задаёт вопросы, которые позволяют выяснить, всё ли ученик понял правильно. Такая модель уроков зарекомендовала себя в офлайн, для онлайна она ещё удобнее.

Как это применять. Нужно заранее записать модули с лекциями, подготовить список материалов, с которыми ученики самостоятельно ознакомятся до начала занятия. Это могут быть видео, книги, статьи, которые помогут углубиться в тему или всесторонне её изучить. Основное время урока отводится на обсуждение изученного и практическое применение полученных знаний.

Модель Колба

Американский учёный Дэвид Колб создал теорию экспериментального обучения, в основе которой лежит цикл из четырёх этапов:

  • опыт,
  • анализ опыта,
  • теория,
  • практика.

Педагог обращается к уже имеющемуся опыту ученика или формирует новый опыт, помогает его отрефлексировать, даёт новые знания и показывает, как закрепить их с помощью эксперимента. Этот практико-ориентированный подход часто применяют в образовании взрослых, но и для детей он тоже отлично подходит.

Как это применять. Предположим, мы хотим рассказать ребёнку о фотосинтезе. Казалось бы: разве у него уже могут быть опыт и знания по этой теме? Ребёнок, скорее всего, не знаком с этим термином, но наверняка хоть раз бывал в лесу или на даче и замечал, что дышится там гораздо легче, чем в городе. Учитель предлагает осознать этот опыт и задаться вопросом — почему в лесу дышится легче? Или дома у ребёнка наверняка есть комнатные цветы — можно с помощью какого-то задания обратить его внимание на то, что растут они на подоконниках или рядом с окнами, но никогда не встречаются, например, в шкафу, и задаться вопросом, почему так. Когда этот опыт проанализирован, наблюдения сделаны, учитель даёт теоретическую основу и предлагает ребёнку провести эксперимент, который поможет запомнить пройденное.

Фото: fizkes / Shutterstock

Особенность №3


Итог занятия как мотивация

Даже идеальный формат занятия не гарантирует полного вовлечения и качественного обучения. Вокруг ребёнка столько всего интересного и отвлекающего, помимо занятия, что заставить его хотя бы ненадолго сконцентрироваться — непростая задача. Хватит ли детского запала для реального получения знаний и нужно ли детей постоянно мотивировать? Ответ кроется в балансе внешней и внутренней мотивации.

Внутренняя мотивация — это деятельность ради удовольствия от процесса, когда нет каких-то дополнительных наград, кроме полученного опыта и знаний. Такая мотивация отлично развита у маленьких детей: они любопытны и любознательны, им интересно всё новое. Но уже к пятому классу уровень заинтересованности начинает падать, и приходится подключать мотивацию внешнюю.

Внешняя мотивация — деятельность ради награды. Примитивный пример: сдашь экзамен на пять — получишь новый айфон в подарок.

Такую мотивацию важно «включать» вовремя, это было доказано законом Йеркса — Додсона: наилучшие результаты достигаются при средней интенсивности внешней мотивации, а чрезмерное её усиление может привести к негативным последствиям. Например, слишком сильная внешняя мотивация может привести к волнению за результат и стрессу: так, отличник может завалить экзамен в престижный вуз, куда мечтал поступить, потому что цена ошибки слишком высока, а значит и стимул чрезмерный.

Мотивировать учеников к познанию, открытию чего-то нового и получению удовольствия от процесса важно в любом формате обучения, но в онлайн-образовании особенно. Поэтому нужно помнить о результате занятия: видимый итог работы всегда радует учеников, помогает им не сдаваться и продолжать обучение, демонстрирует пользу получаемых знаний. Если ребёнок рисует картину, то он должен закончить её в положенное время, для этого специалист выбирает задачу, посильную для возраста и опыта ученика.

Особенность №4


Микс форматов как идеальная коммуникация

Важно не только выбрать оптимальную модель занятий, но и построить эффективную коммуникацию между участниками учебного процесса. Есть несколько видов коммуникации, которые можно встраивать в свои онлайн-курсы и занятия с детьми:

  • ученик-преподаватель — классический вид коммуникации. При этом важно, чтобы общение было открытым, дружелюбным;
  • «ученик — ученик» — один из ключевых видов коммуникации в современном мире, когда ребята работают в парах или в группах;
  • «ученик — команда» — этот вид коммуникации часто используется в рамках проектных форм обучения, например в eduScrum;
  • «ученик — контент» — ребёнок сам работает с материалом из сторонних источников, например с учебниками, интернет-сайтами, видео. Этот вид частично используется и в «перевёрнутом» обучении;
  • «ученик — „он сам“» — ребёнок рефлексирует и самостоятельно оценивает, как поработал на уроке, выполнил задание, понял тему.

Вот несколько советов, которые помогут построить эффективное общение с учениками:

  • Стоит проектировать коммуникации на разном уровне, смешивать разные виды, чтобы максимально разнообразить обучение, — если на занятии разбирается теория, то после урока ученики могут обсудить тему в чатах.
  • Ребят важно поддерживать и помогать им — именно так формируется качество общения, создаётся спокойная и дружелюбная среда на онлайн-занятиях.
  • Надо предоставлять ученикам в чём-то выбор — времени выполнения домашнего задания, формата работы, чего-то ещё. В этом случае ребёнок получает свободу творчества и развития.

Особенность №5


Меньше онлайн-сервисов — больше пользы

Казалось бы, технических возможностей много, выбор огромен — можно разгуляться. Но нужно ли?

Для онлайн-обучения не обязательно использовать десятки разных сервисов — достаточно пяти. Но в этих пяти надо уверенно разбираться, убедиться в комфорте работы с ними и в том, что они действительно помогут ученикам. Каждую неделю на рынке будут появляться новые предложения, зачастую дублирующие друг друга — нет смысла включаться в гонку за ресурсами, перегружать себя и учеников ради иллюзорного прогресса.

При выборе технических решений стоит:

  • Учитывать, как тот или иной сервис решает конкретную педагогическую задачу и решает ли он её вообще.
  • Убедиться, что сервис будет удобен и полезен детям. Важно также выделить отдельное время на занятии, чтобы показать нужные функции ребятам, научить с ними работать.
  • Следить за трендами, но не гнаться за ними. Не стоит переходить на что-то новое только из любопытства и любви к техническим новинкам — задайтесь вопросом, будет ли это полезно ученикам. Например, многим нравится использовать для групповых занятий онлайн-доску Miro. Она создавалась для бизнес-задач, но показала себя и как прекрасный инструмент для педагогов, особую популярность получила во время пандемии. У неё много аналогов, но если вам комфортно с Miro и дети к ней привыкли, зачем перебираться на новую модную доску.

Больше интересного про образование — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!


Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована