4 задачи в обучении, которые можно решить с помощью персонажа-бота
Разбираемся, как персонаж в виде чат-бота способен помогать тем, кто учит, и тем, кто учится.
Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media
Таисия Шенцева
Методолог, основательница креативного методологического агентства Hi.Steve, автор телеграм-канала «Методолог маминой подруги».
Сейчас популярны курсы в игровом формате — с персонажами, увлекательным сценарием и возможностью почувствовать себя главным героем истории. Эта увлекательность помогает решать учебные задачи. Очень часто элементом таких курсов становятся боты. Я расскажу про четыре учебные задачи, которые, по моему опыту, хорошо получается решать с помощью ботов, и разберу примеры таких решений.
Задача 1. Запомнить трудную информацию
У человеческого мозга есть такая эволюционная особенность: мы лучше запоминаем эмоционально окрашенные события и факты, чем нейтральные. Подробнее об этом можно прочитать в книге Джона Медины «Правила мозга», а недавно учёные из США доказали, что в момент запоминания эмоционально окрашенной информации в мозге активизируется связь «миндалевидное тело — гиппокамп», которая неактивна в момент запоминания нейтральной информации (видимо, этим и объясняется механизм лучшего запоминания). Но как же запомнить пусть и нужную, но всё же нейтральную учебную информацию? Можно задействовать эмоции учащихся искусственно.
Как этому помогает персонаж-бот
Как показывает моя практика, персонажи в виде ботов создают условия для эмоциональной вовлечённости: они способны шутить, флиртовать, злить, даже заставляют завидовать — то есть вызывают те же чувства, что и люди.
Такой персонаж может просто разбавлять курс, а может разыгрывать целую историю с полноценной аркой развития героя (этим сценарным термином обозначают путь героя от начала до конца истории). Эмоции, которые бот вызывает, тоже могут быть разными. Конечно, чаще в обучении стремятся к позитиву, но, согласно обзору ЮНЕСКО, даже негативные чувства, такие как злость или стыд, могут быть полезны в определённых условиях. Правда, использовать их нужно, когда потенциальная польза от них выше, чем риски, и вы уже хорошо знаете свою целевую аудиторию.
Чтобы понять, какая эмоциональная атмосфера больше подойдёт участникам вашей учебной программы, можно заложить в цели исследования аудитории поиск ценностей и эмоциональных потребностей. Концептуализировать это поможет теория архетипов, которая широко используется в брендинге.
Именно теорией архетипов мне пришлось воспользоваться для разработки собственного курса-бота по чтению. Мы с коллегой выяснили, что для наших пользователей в увлечении книгами важной ценностью была обычная человеческая близость. Они искали тесного контакта с автором, с другими людьми — им важно, чтобы видели красоту их мысли, тонкость души. Эта причина побудила нас в одном из персонажей отразить архетип любовника: он был обаятельным молодым человеком, который иногда флиртует с учеником, но при этом остаётся другом — всегда поддерживает, восхищается и остаётся на стороне пользователя в любых обстоятельствах.
Пример из практики
Эмоции можно вызвать несложными механиками. Так, в пример можно привести бот по питанию Тея в Telegram: он общается с пользователями максимально бережно, словно это друг, который желает им только добра и никогда не навредит. Это даёт позитивные эмоции, расслабляет и помогает воспринимать новые знания не с позиции «учитель — ученик», а с позиции «друг — друг».
Однако есть и более сложные разработки: например, видеокурс-симулятор «Школа на грани фола» для маркетологов. Пользователя сразу помещают в рабочие условия: по сценарию он приходит на работу в начинающую онлайн-школу, которая как раз планирует выпустить новый курс через десять дней. Работает он не один, а с целой командой персонажей: у каждого свои характер, видение продукта и… нервные срывы. Когда персонажи действуют в рамках истории, то шансов вызвать эмоции ещё больше.
Задача 2. Отработать навыки общения
Не все навыки можно тренировать в одиночку, иногда участнику курса нужен партнёр. Причём такой, который, с одной стороны, сыграет разные роли, хорошо зная, что нужно учащемуся, а с другой стороны — будет для него безопасным напарником.
Как этому помогает персонаж-бот
Бот-персонаж в диалоговых тренажёрах способен прекрасно справиться с заранее заданными ролями. Например, в обучении продавцов — выступить покупателем, а на курсе по подготовке к успешному прохождению собеседований — примерить роль HR-специалиста или руководителя.
Такие боты могут быть частью технически простого курса в Telegram (вот пример), а могут быть сложной разработкой на основе искусственного интеллекта с использованием реальных образов актёров. Например, есть платформа для развития софт-скиллов SkillGym, которая представляет собой игровой симулятор. Он имитирует участие пользователя в реалистичных видеодиалогах, в которых нужно проявлять осваиваемые навыки. Роли собеседников — руководителей, коллег, подчинённых и клиентов — исполняют актёры, и это помогло правдоподобно изобразить ситуации, которые могут возникнуть в работе. Пользователь может считывать информацию не только из речи, но и невербалики «собеседника». А вариативность симуляции обеспечивает искусственный интеллект — он подбирает продолжение каждого диалога, реагируя на ответы пользователя.
Конечно, возникает вопрос — всегда ли диалоговому боту нужен сложный сценарий? Необязательно, но если есть даже небольшие развилки и ученик может влиять на ход игры, то это добавляет интерактивности, обучение становится более персонализированным.
Пример из практики
В качестве примера приведу бота, которого мы подготовили для одной из языковых школ. Задача заключалась в том, чтобы дать ученикам, которые только начинают осваивать английский язык, возможность попрактиковаться в простом разговоре и научить без стеснения знакомиться с англоговорящими.
Чтобы немного оживить это общение, мы создали бота в Telegram в формате Tinder, то есть социальной сети для знакомств, внутри которого действуют два персонажа. Первый — «мэтч» пользователя, с ним учащиеся переписываются и обмениваются голосовыми сообщениями на английском. Второй персонаж — друг и помощник: его задача была объяснить теорию на русском языке и помочь пользователю покорить своего мэтча. То есть бот играл сразу две роли и как бы переключался между ними.
Диалоги же рассчитаны на новичков: надо рассказать о себе, своей работе или хобби. Так человек одновременно учится читать, запоминает слова и фразы, тренируется слушать иностранную речь и говорить на английском.
При этом у студентов были возможности влиять на беседу, хотя и незначительные: например, в самом начале нужно выбрать пол потенциального собеседника, чтобы беседа шла от имени парня или девушки. Кроме того, в некоторых случаях можно было выбрать вариант ответа — это помогало создать ощущение, что ты управляешь диалогом.
Задача 3. Мотивировать и вовлечь пользователей в обучение
Мотивация — штука изменчивая. Сегодня человек готов перевернуть мир и освоить основы UX-дизайна, а завтра ему это уже не так уж и надо. Так что мотивацию нужно всё время подогревать.
Практика показывает: часто люди учатся с большим удовольствием в игровом формате. Геймификация и эдьютейнмент давно стали нормой в EdTech, и тому есть множество примеров. Хорошо, когда человек ощущает себя частью игры, увлекается своей ролью, а не просто выступает сторонним наблюдателем за интересным действом. Эта увлечённость помогает довести учащихся до конца курса, то есть увеличить доходимость.
Как этому помогает персонаж-бот
Благодаря ботам можно создать полноценную игровую вселенную — со своими правилами, героями, злодеями и помощниками. А ведь снова поиграть в тамагочи или The Sims (компьютерную игру — симулятор жизни) интереснее, чем раз в день заходить на сайт, чтобы посмотреть новые лекции и сделать домашние задания. Кроме того, этот формат даёт больше инструментов, чем классическое обучение в духе «вот лекция, а вот домашки».
Вселенную можно придумать свою, а можно взять за основу узнаваемый фрейм (игру, сериал, фильм) — это проще для разработчиков, поскольку он даёт уже заданные опорные точки. Это, безусловно, не означает полного копирования.
Например, в вашем боте может быть волшебная школа с факультетами, строгой учительницей-ведьмой, добрым директором и злодеем, которому нужно помешать завладеть важным артефактом. Школа не будет называться Хогвартсом, а злодей — Волдемортом, да и специфика «внутрянки» вселенной будет уже вашей уникальной, зато базовые точки — что и когда происходит — заранее понятны.
Если вы всё же планируете именно «скопировать» чужое творение, то очень важно помнить о соблюдении прав интеллектуальной собственности, проконсультироваться с юристом, а затем получить все необходимые разрешения.
Хотя кажется, что вселенная с персонажами звучит сложно и дорого, на деле это не так. Ведь дело не столько в игровом мире, сколько в том, с помощью каких механик, сервисов и инструментов вы его создаёте.
Пример из практики
Один из лучших способов дать ученику почувствовать себя героем игры — предложить ему поучаствовать в реалити-шоу. Персонажи-боты помогут создать нужный антураж, будут как бы подыгрывать студенту.
Именно такой фрейм мы использовали для мини-курса по съёмке Reels. Студенты курса якобы попадали в известное шоу «Фабрика звёзд», превращались в участников «звёздного дома» и готовились к «отчётным концертам». Участники должны были регулярно снимать видео о себе. Конечно, для многих станцевать на камеру или рассуждать о чём-то, а потом выложить на суд публики страшновато, ведь потом в открытом пространстве легко столкнуться с негативными комментариями. Поэтому был риск, что люди изучат теорию, а на практике новые знания так и не применят.
Чтобы замотивировать участников не сдаваться, дать им ощутить первый стресс и научить работать с хейтерами, мы ввели персонажа-токсика. Он выдавал нелицеприятные комментарии, но при этом мотивировал не сдаваться и продолжать свой путь, несмотря ни на что.
Этому персонажу мы добавили свою арку — в финале он извинился перед студентами и признал их заслуги. «Поддерживающая» мотивация, конечно, тоже была: в курс мы добавили и положительного героя — «подругу» по звёздному дому, которая всячески поддерживала участников.
Читайте также:
Задача 4. Помочь преодолеть барьеры
Одна из частых причин отказа от обучения — страхи. Кто-то боится сделать ошибку, памятуя о неприятном школьном опыте, кого-то отпугивают большие объёмы новой информации или же скучность и сложность темы. Понятно, что все проблемы учащихся решить невозможно, но некоторые барьеры преодолеть точно можно, в том числе с помощью бота.
Как этому помогает персонаж-бот
Бот-персонаж может вдохновить, дать «волшебного пинка», поддержать и создать ощущение, что учащийся — не один на этом пути, а ошибки — это не страшно. Если, например, куратор курса не может быть сегодня милашкой, а завтра страшным злюкой (ученики как минимум не оценят такой непредсказуемости), то персонажи как раз способны играть сразу много ролей. Это означает, что и барьеры учеников они помогают преодолевать разные.
Пример из практики
В пример приведу героя из моего проекта «Поперёк и набок» — литературных иммерсивных курсов, которые помогают людям влюбиться в чтение. Для многих литература крепко связана с установленными в школе страхами, мы же хотели, чтобы люди посмотрели на классические произведения под другим углом.
Для этого их нужно было погрузить в новый трансформирующий опыт: уговорить читать вслух стихи на улице, петь во весь голос, искать необычные детали в скучных текстах. Конечно, это вызывало страх и сопротивление — с ними помогали справиться персонажи в боте. С ними можно было обмениваться голосовыми и текстовыми сообщениями: они давали задания, подбадривали и переживали вместе с пользователем.
Персонажи делились своими чувствами и даже посмеивались над экспертами курса, которые иногда заходили слишком далеко в рассуждениях о прочитанном. Это помогало участникам курса почувствовать себя на своём месте в максимально комфортных и безопасных условиях.
Бонус для создателей курса: вау-эффект, репосты и отзывы
Какой организатор обучения не мечтает о том, чтобы участники оставили отзывы, рассказывали о курсе в сторис, да и просто — своим друзьям в соцсетях? Это помогает привлечь дополнительный трафик, подтверждает статус эксперта и, конечно, приносит новые продажи. Было бы здорово, если бы вау-эффект давал каждый полезный курс, но на деле люди готовы делиться впечатлениями об обучении, только когда курс не просто «нормальный» или «хороший», а когда он предвосхищает их ожидания.
Помощь бота в решении этой задачи вполне очевидна: чем больше человек эмоционально вовлечён в обучение, тем больше ему хочется поделиться своими впечатлениями с окружающими и тем лучше будут его отзывы.
Какие риски нужно учесть, создавая персонажа-бота
Есть несколько общих рекомендаций для тех, кто хочет добавить в свою программу персонажа в виде бота или же построить курс на его основе:
1. Внимательно проанализируйте аудиторию.
Игровая вселенная может не попасть в интересы целевой аудитории. Например, перед премьерой фильма «Барби» киностудия запустила промоигру Barbie Selfie Generator: загрузи фотографию на сайт и получи постер фильма с собой в главной роли. Среди миллениалов, для которых знаменитая кукла ассоциировалась со счастливым детством, игра завирусилась. А вот зумерам в TikTok она не зашла — они просто не поняли ностальгии. С культовыми персонажами так же: представители разных поколений воспринимают их и реагируют на них неодинаково.
2. Будьте последовательны.
Если хотите погрузить учеников в игровой контекст, то он должен чувствоваться на протяжении всего процесса обучения. Велико искушение сказать: «Игры играми, но сейчас открываем тетради и записываем домашку». Но нельзя забывать про выбранный стиль общения, вырывать пользователей из контекста, даже если не всегда легко адаптировать под игру учебный процесс. Поддавшись такому искушению, вы просто сведёте на нет ощущение игры и отношения с персонажем.
3. Мягко работайте с теми, кому формат пока в новинку.
Если вы наброситесь на неподготовленную аудиторию с кучей атмосферных голосовых, картинок и кнопок, то люди ничего не поймут и забросят курс с ботом. Начинайте с небольших сюжетных вкраплений, знакомства с персонажами и рассказа о том, что ждёт участников впереди. Погружение в историю и суть игрового обучения — важная часть онбординга студентов.
4. Не перебарщивайте с погружением в игровой опыт.
Участники должны понимать, что бот — это игровой персонаж, не стоит пытаться обмануть людей по ту сторону экрана, выдавая бота за реального человека. Это вызовет только негатив и в конечном счёте конфликты.
Главное, создавая бота для учебных целей, всегда помните об учениках. Именно им вы хотите подарить классные эмоции, яркий опыт и помочь преодолеть барьеры. Если это получится, то доходимость, лайки, вау-отзывы, репосты и клёвая связь с учениками не заставят себя ждать.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!