Цитата недели о главной проблеме онлайн-курсов: учащимся не хватает дисциплины и мотивации
В результате люди бросают обучение, не дойдя до конца. Но можно ли это предотвращать?
Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media
Андрей Себрант
Директор по стратегическому маркетингу сервисов «Яндекса», профессор Университета ИТМО
Источник: «РБК Тренды»
— Все важные курсы, причём мирового класса, есть в интернете. Но люди, повторюсь, разные. Часть из них действительно обладает такой самодисциплиной, чтобы учиться самостоятельно. Но большинству не хватает дисциплины и мотивации. В этом главная проблема Coursera и вообще любых видеокурсов: люди их бросают, не доходят до конца. При этом сама по себе деятельность становится всё более сложной. Совсем без подготовки начать что-то делать трудно. И платформы вроде Skillbox, «Практикума» и тому подобных — это история про сокращение времени. Прийти в профессию, начать зарабатывать деньги можно без четырёх или шести лет обучения. Но если ты хочешь совершенствоваться, расти как профессионал, всё равно придётся много учиться.
Контекст
Андрей Себрант, директор по стратегическому маркетингу сервисов «Яндекса» и профессор Университета ИТМО, кандидат физико-математических наук, дал интервью «РБК Трендам», посвящённое образованию и карьере в сфере IT. В нём эксперт высказался, в частности, о том, можно ли получить профессию на онлайн-курсах, а не в вузе. Он отметил, что считает фундаментальное образование важным, потому что оно учит думать:
«Умение думать — это навык, который даётся только практикой. Тренировать его вне среды экзаменов, зачётов, здорового соревнования с одногруппниками очень-очень сложно. Надо себя заставлять самому, а в вузе тебя заставляет система. Поэтому, как бы дико это ни звучало, фундаментальное образование — это шорткат к умению думать».
В то же время Андрей Себрант согласен с тем, что профессию сейчас можно получить и на курсах — за более короткий срок, чем в вузе. Тем более что вузы (за некоторыми исключениями, конечно) просто не успевают за развитием рынка.
Однако учёба на онлайн-курсах подходит далеко не каждому человеку. Именно поэтому главная проблема EdTech — доходимость до конца обучения. Как отмечает Андрей, людям не хватает дисциплины и мотивации.
Это не просто слова, а факт, подтверждённый исследованиями. Известно, что учащиеся, которые проходят асинхронные курсы до конца, отличаются от остальных целеустремлённостью, самостоятельностью, упорством и умением планировать свой образовательный процесс. Относительно последнего существует специальный термин — «саморегулируемое обучение». Он означает циклический процесс, в рамках которого студенты ставят перед собой цели обучения и затем отслеживают их достижение, контролируя свои действия. Этот процесс состоит из трёх связанных между собой составляющих: планирование, деятельность и рефлексия. Как раз с этапом планирования у учащихся чаще всего возникают сложности. Даже среди взрослых немногие обладают навыками, необходимыми для самостоятельной учёбы.
EdTech-компании, зная об этой проблеме, постоянно пытаются найти способы поддержать своих студентов. Например, выстраивают для них кураторскую поддержку и создают сообщества, в рамках которых учащиеся могут общаться и поддерживать друг друга, разбавляют асинхронные занятия синхронными, а также выстраивают постоянный мониторинг цифровых данных о вовлечённости студентов, чтобы вовремя возвращать на курс тех, у кого она ослабевает.
Наконец, компании корректируют сам учебный контент, если это необходимо, — например, в «Яндекс Практикуме» исследуют когнитивную посильность. Эта метрика показывает, насколько конкретный элемент курса (задача, урок, тема) по силам типичному — то есть среднему — студенту. Как слишком сложные, так и слишком простые задания могут демотивировать учащихся.
Словом, работа с цифровыми данными о том, как люди учатся, и разработка соответствующих мер поддержки для учащихся позволяет в какой-то мере поднять вовлечённость и доходимость на онлайн-курсах. Однако до конца решить эту проблему едва ли возможно: во-первых, если у человека есть явный дефицит самодисциплины и мотивации, то вряд ли его реалистично полностью восполнить за счёт внешних искусственных мер.
Во-вторых, есть и другие причины, по которым люди бросают курсы. Одна из них заключается в том, что люди часто записываются на обучение, желая быстро решить какую-то свою проблему — например, начать много зарабатывать с помощью новой профессии. То есть они видят в этом некую «волшебную пилюлю». Но когда становится ясно, что обучение требует усилий и преодоления сложностей, может случиться разочарование. И, как справедливо заметил Андрей Себрант, сейчас не может быть простых решений: «Если ты хочешь совершенствоваться, расти как профессионал, всё равно придётся много учиться» — то есть одним курсом дело точно не ограничится.
Читайте также: