EdTech
#статьи

4 вывода «Яндекс Практикума» о доходимости на курсе и готовности его рекомендовать

Какие вопросы, заданные студентам во время обучения, могут предсказать то, закончат ли они курс и будут ли готовы рекомендовать его?

Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media

На ежегодной онлайн-конференции «Яндекса» про образование YaC/e руководитель Лаборатории образовательных технологий в «Яндекс Практикуме» Мария Ковалёва поделилась выводами из продуктовых исследований, проведённых компанией. Она рассказала о них в рамках доклада «Методическая экспертиза и наука о данных в поисках доказательств в образовании».

Вывод №1


Нельзя сказать, что те, кто идёт учиться только ради повышения зарплаты, чаще бросают курс

Можно предположить, что у людей, которых мотивирует только зарплата — не само по себе любимое дело, не приятный коллектив, не желание развиваться в профессии, а именно зарплата, — более низкие шансы закончить учёбу, чем у тех, у кого другая мотивация. Мария Ковалёва во время выступления не объясняла, на чём может строиться такое предположение, но исходя из теории самодетерминации такой тип мотивации, как цель больше зарабатывать, действительно менее эффективный, чем самоценность деятельности (когда интересна сама профессия, и работа доставляет удовольствие). Подробнее о теории самодетерминации и других теориях мотивации можно прочитать в этой статье.

Так вот, на деле оказалось, что это не так. В начале обучения в «Яндекс Практикуме» студентов попросили пройти мотивационный тест, где представлены утверждения о факторах, которые могут мотивировать их. Например:

  • «Я хочу зарабатывать много денег»;
  • «Мне нравится работать в приятном коллективе»;
  • «Я предпочту заниматься любимым делом».

Эти факторы респондентам нужно было сравнить между собой по приоритетности — что человеку важнее: например, много зарабатывать или работать в приятном коллективе, много зарабатывать или заниматься любимым делом.

Всем факторам из теста присвоили числовые значения, актуальные для конкретного студента, а затем выявили различия в ответах разных респондентов. Это позволило сопоставить результаты тех, кто в итоге завершил учёбу, и тех, кто её бросил. Оказалось, что с точки зрения мотивации между этими двумя группами студентов не было значимой разницы. То есть нельзя сказать, что завершение учёбы или её бросание обусловлено каким-то определённым типом мотивации из этих трёх.

Видимо, есть другие факторы, которые больше, чем мотивация, влияют на то, закончит или не закончит в итоге студент обучение, — объясняет спикер.

Вывод №2


Не стоит прогнозировать завершение курса по желанию продолжить обучение

В процессе обучения на курсах студентов просили ответить на вопрос «Хотите ли вы продолжить учёбу?». Им предлагалось несколько вариантов ответов — не только «да» и «нет», но и промежуточные варианты (видимо, это были варианты «скорее да», «скорее нет»). Ответам присвоили числовые значения и проанализировали, как на этот вопрос ответили люди, которые впоследствии дошли до конца курса, и те, кто бросил обучение. Выяснилось, что желание продолжить учёбу не оказывает значимого эффекта на вероятность её завершения на самом деле.

«На чистом энтузиазме далеко не уедешь, — прокомментировала этот результат Мария Ковалёва. — Знаете, как это выглядит? Студенты нам говорят: „Да, я очень хочу, но обстоятельства сильнее нас“».

Кроме того, студентам в процессе обучения задавали ещё два вопроса: «Нравится ли вам обучение?» и «Ваши знания растут?» Затем так же искали связи между ответами на них и фактом реального завершения курса. Оказалось, что тем, кто закончил курс, в процессе обучение нравилось значительно больше, чем тем, кто бросил. Но всё равно нельзя сказать, что этот вопрос — хороший маркер для прогноза, закончит студент курс или нет. Достаточно хорошим маркером может быть вопрос про рост знаний: группа закончивших значимо отличается от группы отчислившихся по уверенности в своих знаниях.

Скриншот: Онлайн-конференция «Яндекса» про образование / Skillbox Media

Выходит, что хотя энтузиазм и оказался необходимым условием для обучения, но важнее всё же оказалось осознание его ценности.

Вывод №3


Если курс студентам нравится, это ещё не значит, что они готовы будут его рекомендовать

Аналитики сравнили влияние тех же факторов — желания продолжать учёбу, удовлетворённость ею и ощущения роста знаний — на готовность рекомендовать курс другим людям (всем известную метрику NPS). Студентов просили оценить свою готовность рекомендовать по десятибалльной шкале. Высоким значением считали девять и десять баллов, а значения меньше шести — низким. Затем эти ответы сопоставили с ответами на предыдущие вопросы.

С готовностью рекомендовать курс оказались связаны все три фактора, но наиболее стабильная связь обнаружилась у желания учиться дальше: эта связь выявляется и в начале, и в конце курса и заметна на разных курсах. А вот связь того, что курс студентам нравится, или ощущения роста знаний с готовностью этот курс рекомендовать может проявляться по-разному в начале и в конце обучения, на разных курсах, а иногда вообще исчезает. Тем не менее, по словам Марии Ковалёвой, большое значение имеет и ощущение практической ценности получаемых знаний. Это, в свою очередь, повышает уверенность учащегося в своей компетенции.

«Чем больше обучение приближено к практике, чем больше оно похоже на реальную работу, тем больше вероятность это обучение закончить», — объяснила она.

Вывод №4


Сложность и простота курса не влияют на готовность рекомендовать его

Вообще, аналитики «Яндекс Практикума» искали связь готовности студентов рекомендовать курс со множеством разных факторов. Одним из них было ощущение сложности курса. Наверное, логично было бы предположить, что студент, который чувствует, что ему легко учиться, с большей вероятностью порекомендует курс, чем тот, кому учиться тяжело.

Но оказалось, что как раз этот фактор, в отличие от ряда других, вообще не играет роли. По словам спикера, студенты, которым тяжело, с одинаковой вероятностью рекомендуют другим это обучение по сравнению с теми студентами, которым легко.

У каких же факторов оказалась заметной связь с готовностью рекомендовать курс? Например, фактор понятности учебного контента и всё то же ощущение практической ценности обучения. А ещё Мария Ковалёва особо отметила фактор теплоты, то есть ощущения заботы. Он, кстати, больше и стабильнее, чем все остальные, оказался связан с желанием студентов продолжать учёбу. Иными словами, курс и образовательную среду нужно проектировать таким образом, чтобы учащиеся ощущали заботу о себе.

Скриншот: Онлайн-конференция «Яндекса» про образование / Skillbox Media

«Студенты чувствуют заботу, и эта забота имеет как мгновенный, так и отложенный эффект. То есть она не только помогает текущим студентам, но и она потенциально может привлечь больше студентов на курс», — резюмировала Мария.

Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована